Ценообразование в АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:05, реферат

Описание

В работе рассматривается регулирование цен на продукцию сельского хозяйства и максимальная поддержка производителей этой продукции и особенности ценообразования в сельском хозяйстве.

Работа состоит из  1 файл

Готовый доклад.docx

— 113.05 Кб (Скачать документ)

Введение

В связи  с переходом к рыночной экономике  с ее более жесткими условиями  в конкурентной среде – ценовая  политика является ключевым фактором в области продвижения товара на рынок. Правильное установление цены на товар способствует развитию предприятия, формированию  его  имиджа, появлению  новых контактов с потребителями  продукции.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Главной характеристикой, определяющей отношение спроса и предложения в АПК, является рыночная цена на продукцию.

Цена является одним из основных факторов определения выручки от реализации продукции, а значит, непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятиями, и его финансово – экономического состояние.

Сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки являются предметом первой необходимости. От ценовой политики государства и сельскохозяйственного товаропроизводителя зависит продовольственная безопасность всего государства. Поэтому необходимо регулирование цен на продукцию сельского хозяйства и максимальная поддержка производителей этой продукции. В связи с этим возникает множество проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Экономическая сущность и виды цен в АПК

Цена является одним из ключевых элементов рыночной  экономики. Это сложная экономическая категория, в которой  пересекаются все основные проблемы развития отраслей АПК. В  экономической литературе существует несколько определений данного  понятия. Цена есть денежное выражение стоимости товара. Стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу. Однако такое определение обладает естественной ограниченностью вследствие применимости  только к продуктам труда. На основании этого определения не представляется возможным устанавливать цены предметов, не являющихся результатом человеческого труда, например земли или природных богатств. Согласно этому подходу считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью, а  следовательно, и ценой.

Другое определение цены имеет более широкое рыночное  толкование. Цена — это форма выражения ценности благ,  проявляющаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основных момента. Во-первых, подчеркивается  непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Это значит, что вне рынка, без купли- продажи о цене говорить не приходится, ее может устанавливать только рынок. Попросту говоря, цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар  определенной полезности. Этот подход представляется более  универсальным и конструктивным.

Цены должны обеспечивать эквивалентный обмен между отраслями народного хозяйства, насыщение продовольственного рынка за счет приоритетного и эффективного развития  отечественного производства. От цены зависит как возмещение  издержек производства, так и прибыль. Сложившийся в настоящее  время уровень цен обусловливает низкий уровень рентабельности производства во многих предприятиях АПК.

В условиях рынка высокая эффективность  агропромышленного производства возможна только при наличии экономически обоснованной системы цен и ценообразования, поскольку цена  связана не только с равновесием спроса и предложения, но и с  равновесием между издержками на производство сельскохозяйственной продукции и экономическими возможностями   товаропроизводителей. Для производителя важно, чтобы цены реализации позволяли получать прибыль и вести расширенное воспроизводство. Однако ныне на многие виды сельскохозяйственной продукции и  продовольствия действуют цены, которые не обеспечивают должный уровень рентабельности, а нередко, особенно в животноводстве, не позволяют даже оплатить вложенный труд и возместить  материальные затраты.

 Кроме того, в зависимости от целей экономического исследования различают следующие виды цен:

Оптовые цены предприятия – цены товаропроизводителей, по которым они реализует свою продукцию оптовым потребителям (другим предприятиям, сбытовым и оптовым организациям). Эти цены должны возмещать предприятию издержки производства и обращения и обеспечить получение такой прибыли, которая позволила бы ему нормально функционировать в условиях рынка. Следовательно, в состав оптовой цены предприятия входят издержки производства и обращения, прибыль, надбавка (скидка) и налог на добавленную стоимость.

Оптовые цены отрасли. В состав таких цен входят цена предприятия, издержки и прибыль оптовой торговли, а также издержки и прибыль розничной торговли.

Сельскохозяйственное производство отличается тем, что его продукция поступает в основном на сырьевой рынок, и поэтому оно ориентировано главным образом на оптового покупателя. Цены на сельскохозяйственную продукцию в большей части регулируются государством (закупочные), либо складываются под влиянием рыночной конъюнктуры (договорные, рыночные).

Розничные цены – цена, по которой продукция реализуется конечному покупателю через розничную торговую сеть. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения, и формируется прибыль розничного торгового предприятия.

Закупочные цены – цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд (госрезерв и т. п.); иногда такие цены называют гарантированными, так как уровень цен и объемы реализации устанавливаются заблаговременно и гарантируются государством;

Сопоставимые (неизменные) цены – единые общероссийские цены какого-либо определенного года, используемые для измерения динамики физических объемов производства и реализации продукции; в строительстве применяются с 1991г., в сельском хозяйстве с 1994г.

Целевые цены устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, для покрытия взимаемых налогов и других платежей. Целевые цены на сельскохозяйственную продукцию используются в качестве основы для установления гарантированных цен, залоговых ставок при залоге сельскохозяйственной продукции, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Гарантированные цены применяются на сельскохозяйственную продукцию в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированы, а также при реализации сельскохозяйственной продукции непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям. Они рассчитываются на основе целевых цен и устанавливаются органами государственной власти.

Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Перечень сельскохозяйственной продукции, объемы (квоты) ее реализации, уровень гарантированных цен и порядок их применения устанавливает Правительство РФ.

В зависимости от территории действия различают цены единые (по стране) и региональные (зональные, местные).

Единые цены обычно устанавливают на базовые виды продукции (зерно, мясо, молоко), они регулируются государственными органами.

Региональные (местные) цены могут быть оптовые, закупочные, розничные. Их устанавливают предприятия – производители, территориальные органы ценообразования. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство сельскохозяйственной продукции, услуг грузового автотранспорта и т. д.

  1. Методы ценообразования (затратный, рыночный), механизм ценообразования в АПК. Элементы цены, ее структура.

Каждый  товар имеет цену, но далеко не каждое предприятие в состоянии установить цену, по которой оно хочет продавать  свой товар. Если товары не дифференцированы, а конкуренты многочисленны, предприятие  не обладает рыночной силой и должно принять цену, задаваемую рынком. В  зависимости от особенностей товара, размеров и финансовой помощи фирмы-продавца, целей, которые она ставит, для  расчета цены могут быть использованы различные методы. Существуют два  основных метода ценообразования: затратный  и рыночный.

Затратные методы. Учитывают интересы производителя, который стремится возместить свои затраты и получить гарантированную  прибыль без учета, в какой  степени такая цена адекватна  той пользе, которую дает эта продукция  потребителю. При исчислении рыночной цены применяются следующие методы:

• Метод, основанный на определении полных издержек;

• Метод, ориентирующийся на прямые затраты и в то же время учитывающий совокупность всех рыночных условий, особенно условий сбыта.

 Суть  метода, основанного на определении  полных издержек, состоит в суммировании  совокупных издержек и прибыли,  которую фирма рассчитывает получить. Главное преимущество данного  метода – простота и удобство, однако, он имеет два больших  недостатка:

1. При  установлении цены не принимается  во внимание имеющийся спрос  на товар, конкуренция на рынке,  поэтому возможна ситуация, когда  товар при данной цене не  будет пользоваться спросом, а  продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.д.

2. Любой  метод отнесения на себестоимость  товара постоянных накладных  расходов, которые являются расходами  по управлению предприятием, а  не расходами для производства  данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад  продукта в доход предприятия. 

Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией  для расчета цен традиционных товаров, а так же для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов.

 Сущность  метода прямых затрат состоит  в установлении цены путем  добавления к переменным затратам  определенной надбавки-прибыли.  При этом постоянны расходы,  как расходы предприятия в  целом, не распределяются по  отдельным товарам, а погашаются  из разницы между суммой цен  реализации и переменными затратами  на производство продукции. 

 Рыночный  метод. При подобном подходе к определению цены фирма исходит из положения, что потребитель самостоятельно оценивает ценность товара (услуги), беря в расчет основные и дополнительные преимущества товара по сравнению с аналогичными на рынке, уровень и качество послепродажного обслуживания фирмой товара и т.д. и с учетом этих обстоятельств определяет соотношение между оценкой полезности товара и его ценой. Основным фактором при этом методе является покупательское восприятие, позволяющее покупателю из всей предложенной гаммы выбрать наиболее оптимальный с точки зрения цены и качества товар, учитывая при этом, что приобретение дорогостоящего товара может быть иногда целесообразнее, чем покупка более дешевого аналога.

При использовании  метода с ориентацией на спрос  производственные затраты рассматриваются  лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически не выгодна. При этом производственные затраты могут быть одинаковыми  при разном уровне цен. 

 Влияние  фактора конкуренции на принятие решения об установлении цены на товар зависит от структуры рынка. Компании, придерживающиеся такой тактики, установят цену на свой товар чуть выше или чуть ниже уровня конкурентов.

 Для  выбора метода ценообразования в сельском хозяйстве необходимо учитывать следующие особенности:

1. Производство  испытывает влияние природно-климатических  условий.

2. Различия  в продуктивности земли и скота,  а так же в издержках производства 

3. Сезонность  производства в АПК приводит  к неравномерности поступления  денежных средств от реализации  продукции, а также потребности  в них в течение года, что  должно учитываться при ценообразовании. 

 Цены  на продукцию агропромышленного  производства довольно неустойчивы  и подвержены влиянию целого  ряда факторов, таких, как конъюнктура  рынка, спрос и предложение;  научно-технический прогресс и  производительность труда; конкуренция;  налоги; государственное регулирование  цен; издержки производства и  реализация продукции; качество  продукции; сроки и каналы реализации.

 Любая  цена включает в себя определенные  элементы. При этом в зависимости  от вида цены состав этих  элементов может меняться. Соотношение  отдельных элементов цены, выраженное  в процентах или долях единицы,  представляют собой структуру  цены. Состав и структура цены приведены на рисунке 1.

Себестоимость продукции

Прибыль предприятия

Акциз (по подакцизным товарам)

НДС

Снабженческо-сбытовая надбавка

Торговая надбавка

Оптовая цена предприятия без НДС

       

Отпускная цена предприятия без НДС 

     

Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)

   

Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли)

 

Розничная цена


Информация о работе Ценообразование в АПК