Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:04, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических основ цикличности экономики и проблем проведения ациклической политики в переходной экономике Республики Беларусь.
Задачами работы являются:
1.Рассмотрение цикличности в развитии экономики;
2. Изучение способов и инструментов антициклического регулирования;
3.Анализ направлений антициклической политики в условиях переходного периода Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1- Цикличность развития в рыночной экономике. Необходимость антициклической политики……………………………………………………
ГЛАВА 2- Способы и инструменты антициклического регулирования……
ГЛАВА 3- Основные направления антициклической политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
В
современных условиях крупный капитал
приспосабливается к
Меняются
и формы проявления современных
циклов и кризисов. Это выражается:
в синхронизации циклического движения
в разных странах, что ограничивает
возможности смягчения
Особое
место в современном
Кризисы 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг. характеризуются сочетанием традиционных кризисных явлений (падение производства, рост безработицы, хроническая недогрузка производственных мощностей) с постоянным ростом цен. Поэтому они получили название стагфляционных кризисов (и циклов соответственно). Эти два процесса переплелись со структурными кризисами (энергетическим, продовольственным, сырьевым, экологическим).
Структурные кризисы порождаются глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Поэтому они носят длительный характер и не укладываются в рамки одного экономического цикла. Функция структурных кризисов — временное разрешение противоречий международного разделения труда. Их возникновение связано с конфликтом между развитыми государствами и развивающимися странами после крушения колониальной системы. Это выразилось в глубокой диспропорциональности мирового развития, когда низкие цены на нефть и сырье, навязанные молодым развивающимся странам, привели к относительной нехватке этих товаров. Установление суверенитета, распоряжение своими природными ресурсами позволили развивающимся странам добиться более справедливых цен на сырье и увеличить доходы от экспорта. Но развитые страны сумели в 80-е годы за счет применения дешевых заменителей и перехода на ресурсосберегающие технологии добиться снижения цен на нефть и сырьевые товары.
Особенности
современных циклических
Кризис государственного регулирования заставил развитые страны искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Направленность государственной политики изменилась от антициклической к антиинфляционной.
Приспособление к новым воспроизводственным пропорциям осуществляется в современном хозяйстве прежде всего конкурентно-рыночными методами. В результате возрастает значение стимулирующей функции стихийных экономических кризисов в развитии экономики. Об этом свидетельствуют циклические спады: в 1989—1991 гг. — в США, в 1990—1993 гг. — в европейских странах, в 1991—1995 гг. — в Японии. Кризисное падение производства создало условия для циклического оживления, а затем и роста производства, который начался с 1996 г.
Вместе с тем в современных кризисах менее подвижны такие экономические параметры, как цены, зарплата, занятость, с помощью которых ранее преодолевались воспроизводственные диспропорции. В восстановлении пропорциональности в современных условиях участвуют оставшиеся подвижными валютные курсы, процентные ставки, размеры денежной массы и государственного долга. Подвижность этих экономических параметров придает маневренность механизму самонастройки рыночной экономики.
Таким
образом, цикличность — это всеобщая
форма движения национальных хозяйств
и мирового хозяйства как единого
целого. Она выражает неравномерность
функционирования различных элементов
национального хозяйства, смену революционных
и эволюционных стадий его развития, экономического
прогресса. Наконец, цикличность — важнейший
фактор экономической динамики, один из
детерминантов макроэкономического равновесия.
Из-за сложных, взаимопересекающихся трендов
различных компонентов цикличности зачастую
крайне трудно выделить отдельные циклы.
Наиболее характерная черта цикличности
— движение — происходит не по кругу,
а по спирали. Поэтому цикличность — форма
прогрессивного развития. Каждый цикл
имеет свои фазы, свою длительность. Характеристики
фаз неповторимы в своих конкретных показателях.
У конкретного цикла, фазы нет двойников.
Они оригинальны как в историческом, так
и в региональном аспектах.
ГЛАВА 2
Способы
и инструменты
антициклического регулирования
Современное
государство располагает целым
набором экономических
В тех же целях используется кредитная политика — понижая или повышая учетную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их на нет.
Большой вклад в развитие производства и сглаживание цикличности вносит бюджетная политика государства. Так, финансирование за счет бюджета крупных программ развития (например, производственной инфраструктуры) создает общие предпосылки для развития бизнеса в необходимых обществу сферах деятельности. Пример США показывает, какое влияние на экономику оказала осуществлявшаяся здесь в 60-е годы крупномасштабная программа дорожного строительства, давшая толчок развитию многих связанных с этим отраслей, — автомобилестроению, металлургии, машиностроению (с полным основанием и законной гордостью американцы изображают на рекламных плакатах дороги с катящимся по ним долларом — как символ высокой прибыльности и экономического прогресса).
Существуют
различные взгляды на причины циклических
колебаний, однако, несмотря на значительный
разброс взглядов и различную расстановку
акцентов при выработке антициклической
политики, в целом можно выделить два направления
регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм,
развившееся на базе классической школы.
Первое ориентируется на регулирование
совокупного спроса, второе - на регулирование
совокупного предложения. Для наглядности
можно представить их различие в виде
таблицы 2.1.
Таблица 2.1.
Признаки | Неокейнсианство | Неоконсерватизм |
Ориентации
Цели Приоритеты
регулирования Оценка роли государства |
На спрос
Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика) Налогово-бюджетная политика Кредитно-денежная политика Поощрение |
На предложение
Создание стимулов деятельности (микроэкономика) Кредитно-денежная политика Налогово-бюджетная политика Ограничение |
Источник:
собственная разработка на основе [11,
с.196]
В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.
Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.
По-разному
решается проблема участия государства
в происходящих процессах - в политике
регулирования экономики в
Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.
В
фазе спада все мероприятия
Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности.
Однако фискальная политика имеет ряд недостатков:
Разрыв восприятия, т. е. требуется некоторое время, чтобы осознать на какой стадии цикла находится экономика
Административный разрыв. Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определенная экономическая политика приводится в действие. За это время экономическая ситуация в стране может кардинально измениться, а экономическая политика может оказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда экономике.
Функциональный разрыв. Также существует разрыв между моментом принятия решения о фискальных мерах и моментом, когда эти меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимо отметить, что в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставку налога, т. к. на планирование и строительство различных общественных сооружений уходит достаточно много времени, в то время, как на изменение ставки налогов много времени не уходит.
Популярность стимулирующих мер. Стимулирующие меры фискальной политики обычно более популярны в народе и, следовательно, к ним охотнее прибегают политики. Увеличение социальных расходов государства и снижение налогов обычно приветствуется большей частью населения и может принести больше голосов избирателей тому или иному политику. Поэтому многие критики обвиняют политиков в пристрастии к стимулирующим мерам фискальной политики.
Кредитно-денежная
политика также направлена на управление
совокупным спросом, но для этой цели
используются финансовые механизмы. Основными
инструментами кредитно-
операции на открытом рынке
изменение резервной нормы
изменение учетной ставки
При помощи этих инструментов государство регулирует предложение денег, процентную ставку, доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на товары длительного пользования (изменения экономических параметров перечислены в причинно-следственном порядке).
При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику "дешевых" денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и подразумевает:
покупка ценных бумаг
<