Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.
Введение...................................................................................................................3
1.Закон спроса и предложения..............................................................................5
1.1Спрос.Закон спроса..........................................................................................5
1.2Предложение.Закон предложения..................................................................8
2.Взаимодействие закона спроса и предложения на индивидуальных рынках.....................................................................................................................10
3.Эластичность спроса и предложения . Их равновесие...................................15
3.1Эластичность спроса и предложения..........................................................15
3.2Равновесие спроса и предложения..............................................................19
Заключение.............................................................................................................23
Список используемой литературы.......................................................................26
8) количество
производителей товаров (N).
Количество
товара, предлагаемого фирмами к
продаже, является функцией нескольких
переменных:
QSx=QS
(Рх, Рг, L, А, Т, Pi, Е, N).
Изменение
цены данного товара (PA), при прочих
равных условиях (неценовые факторы неизменны),
влияет на величину
предложения (QS) (то количество
товара, которое продавец желает продать
при данных условиях, в данный момент времени),
что графически выражается в движении
вдоль кривой S: при увеличении цены от
P1 до P2 увеличивается QS
от Q1 до Q2
Взаимодействие закона спроса и предложения на индивидуальных рынках.
Спрос, предложение и цена являются важнейшими элементами рыночного механизма. Процесс функционирования рынка включает в себя множество товарообменных операций, в каждой из которых участвуют покупатель, представленный спросом на товары и услуги, и продавец, на стороне которого выступает предложение товаров и услуг. Спрос — это стоимостное выражение заявленной на рынке потребности в товарах. Он обладает двумя свойствами: платежеспособностью и способностью представлять в обращении потребности в их натуральной форме. Предложение — это масса товаров и услуг, предлагаемых для реализации Предложению также присущи два свойства- способность к обмену и способность удовлетворять те или иные потребности.
Различают спрос индивидуальный (спрос со стороны отдельного покупателя на тот или иной товар при определенном уровне цены, на данном рынке, в данный момент времени), рыночный (спрос со стороны многих покупателей на данный товар) и совокупный (суммарный спрос на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках).
Спрос может быть не удовлетворенным, если у потенциального покупателя имеются деньги, но в продаже отсутствует требующийся товар, и отложенным, возникающим при необходимости сделать крупную покупку (либо, к примеру, поехать путешествовать), для чего предварительно требуется накопить соответствующую сумму денег.
Особенности спроса зависят как от стоимостных, так и от не стоимостных факторов. К первой группе относятся структура товарного предложения; денежные доходы населения (на товары высшей категории, или, как их называют в американской литературе, «нормальные товары», спрос изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода; на товары низшей категории спрос изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода); уровень цен на сопряженные товары (когда два продукта взаимозаменяемы, например масло и маргарин, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь; когда два продукта взаимодополняемые, например фотоаппарат и фотопленка, между ценой на один из них и спросом на другой имеет место обратная связь); потребительские ожидания; удельный вес натуральных поступлений (так, увеличение получаемой с приусадебного участка продукции сокращает спрос на продовольственные товары).
Во вторую группу входят природно-климатические, национально-этнические, медико-биологические, физиологические факторы, половозрастная структура населения и пр. Объем и структура спроса имеют существенные различия в регионах с промышленной, аграрной и промышленно-аграрной специализацией: чем выше уровень урбанизации, тем ниже удельный вес натуральных поступлений, что ведет к росту спроса на потребительские товары. Спрос различается не только по регионам, но и на территории одного и того же города (например, в центральных и окраинных магазинах). Наконец, на формирование спроса влияют такие сугубо внутренние по отношению к рынку факторы, как плотность торговой сети по видам торговых предприятий, распространенность прогрессивных форм торговли, уровень товарных запасов в торговой сети и т.д.
Что касается совокупного спроса, то он зависит от потребительских расходов, инвестиционных расходов (чем больше закупки средств производства, тем больше совокупный спрос), государственных расходов, а также расходов на чистый экспорт (чем выше уровень экспорта, тем выше спрос на товары данной страны за рубежом; чем ниже импорт, тем выше внутренний спрос на отечественные товары).
Предложение,
аналогично спросу, можно анализировать
как на уровне отдельного хозяйствующего
субъекта, так и на уровне отрасли
народного хозяйства либо национальной
экономики в целом. При этом для
отдельного производителя на формирование
предложения наибольшее влияние окажут
цены на ресурсы (снижение иен на ресурсы
сокращает издержки производства и увеличивает
предложение; и наоборот, рост цен на ресурсы
сокращает предложение); применяемые технологии
(совершенствование технологии сокращает
издержки производства на единицу продукции
и позволяет увеличить предложение); уровень
налогов и объем дотаций (повышение налогов
сокращает предложение; рост дотаций увеличивает
предложение); цены на другие товары; потребительские
ожидания изменения цен в будущем, а также
число продавцов (чем больше количество
поставщиков, тем больше предложение).
Объем совокупного предложения, т.е. денежная
величина общей суммы всех конечных товаров
и услуг, предъявленных к продаже, будет
зависеть от цен на внутренние ресурсы;
цен на импортные ресурсы; монопольного
положения группы производителей (например,
ОПЕК) или профсоюзов на рынке, позволяющего
завышать цены; производительности— показателя
среднего объема выпуска на единицу затрат
(чем ниже издержки на единицу продукции,
тем выше совокупное предложение); изменений
налогового законодательства и норм государственного
регулирования, влияющих на уровень издержек
производства на единицу продукции.
Очевидно, что и на спрос, и на предложение воздействует множество факторов. Вместе с тем существует фактор, имеющий первостепенное значение как для изменения спроса и предложения, так и для их взаимосвязей. Это— цена на приобретаемый (реализуемый) товар. Хорошо известны зависимости спроса и предложения от уровня цен и, наоборот, обусловленность цены соотношением спроса и предложения: при прочих равных условиях с ростом спроса цена увеличивается; с ростом предложения цена падает; со снижением спроса цена падает; со снижением предложения цена растет.
Поскольку
между спросом, предложением и ценой
существуют устойчивые, постоянно повторяющиеся
связи, можно говорить о наличии соответствующего
экономического закона. Представители
различных научных школ формулируют этот
закон по-разному в зависимости от исходных
методологических посылок, составляющих
фундамент той или иной концепции.
Сторонники классической политической
экономии исходят из того, что спрос и
предложение— взаимно обусловленные
и взаимно дополняющие друг друга категории,
представляющие собой связующий механизм
между двумя фазами общественного воспроизводства
— производством и потреблением. Спрос
и предложение имеют лишь относительно
самостоятельное значение. Так, спрос
может развиваться не в том направлении,
в каком развивается предложение. Однако
в конечном счете это приводит к возникновению
рыночных диспропорций, к нарушению соответствия
спроса и предложения.
Спрос и предложение образуют диалектическое единство противоположностей. Их единство вытекает из того, что спрос может быть удовлетворен только предложением, а предложение может быть реализовано только в спросе. Противоречивость этих категорий проявляется в противоречии между стоимостью и потребительной стоимостью, между продавцами и покупателями, между производителями и потребителями. Предложение оказывает воздействие на размеры и структуру спроса; спрос, в свою очередь, «побуждает» предложение приспосабливаться к требованиям рынка.
В соответствии
с законом спроса и предложения
изменение соотношения спроса и
предложения вызывает колебания
рыночных цен вокруг стоимости: если
количество товаров на рынке больше или
меньше, чем спрос на них, то имеет место
либо падение, либо рост цен по отношению
к стоимости. Таким образом, действие закона
спроса и предложения подчинено действию
закона стоимости. В случае соблюдения
соответствия спроса и предложения закон
спроса и предложения не обнаруживает
своего действия. Для такого соответствия
необходимо, чтобы спрос и предложение
были сбалансированы, во-первых, по стоимости
и натурально-вещественной форме (на уровне
их совокупных объемов, на уровне укрупненных
товарных групп) и, во-вторых, но времени
и в пространстве.
Эластичность спроса и предложения
Эластичность
показывает, на сколько процентов
изменится одна переменная экономическая
величина при изменении другой на
один процент.
Примером может служить эластичность
спроса по цене, или ценовая эластичность
спроса, которая показывает, на сколько
изменится в процентном отношении величина
спроса на товар при изменении его цены
на один процент.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.(рис.б)
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.(рис.а)
При коэффициенте
эластичности равном 1 говорят о
единичной эластичности. В этом случае
изменение цены приводит к такому
же количественному изменению
Существует
два крайних случая. Первый случай
— существование только одной
цены, при которой товар будет
приобретаться покупателями. Любое
изменение цены приведет либо к полному
отказу от приобретения данного товара
(если цена повысится), либо к неограниченному
увеличению спроса
(если цена снизится). При этом спрос является
абсолютно эластичным, показатель эластичности
бесконечен. Другой крайний случай — изменение
цены не отражается на величине спроса.
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Другим
важным обстоятельством, влияющим на ценовую
эластичность, является фактор времени.
В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию
быть менее эластичным, чем в долгосрочном.
Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных
владельцев автомобилей относительно
неэластичен, и повышение цены, особенно
в летний сезон, вряд ли сократит спрос.
Однако можно предположить, что осенью
значительная часть автовладельцев поставят
свои машины в гаражи, спрос на бензин
снизится, сократится объем продаж его.
Кроме того, к следующему лету часть из
них начнут пользоваться пригородными
электричками. Несмотря на то, что спрос
на бензин относительно неэластичен в
обоих случаях, в долгосрочном периоде
эластичность выше.
Такая
тенденция изменения
Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.
Понятие
перекрестной эластичности спроса используется
для определения степени
Значение
коэффициента перекрестной эластичности
зависит от того, какие товары рассматривают:
взаимозаменяемые или взаимодополняемые.
Если товары являются взаимозаменяемыми
коэффициент перекрестной эластичности
будет иметь положительное
Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов.
Значение
эластичности зависит и от уровня
доходов конкретной социальной группы.
В группе с низким доходом таких
товаров, как хлеб и картофель, высока,
и, следовательно, доля расходов на них
в бюджете продолжает возрастать,
а сами эти товары могут быть классифицированы
для данной группы людей как блага высшего
порядка. В группах с более высоким доходом
все большую роль в бюджете начинают играть
мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а
доля хлеба и картофеля начинает снижаться,
хотя эти товары все еще могут рассматриваться
как нормальные. Для слоев населения с
еще более высоким уровнем дохода питание
становится все более разнообразным и
качественным, и в то же время увеличивается
доля расходов на бензин, электроэнергию,
товары длительного пользования, телефонные
переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб
и картофель — безусловно, блага низшего
порядка.
Информация о работе Действие закона спроса и предложения на индивидуальных рынках