Демографическая ситуация на экономическом рынке Костромской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования – Дать характеристику демографической ситуации в Костромской области и выяснить ситуацию на рынке труда.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1.Дать общую характеристику демографической ситуации в области.
2. Дать определение понятию «рынок труда». Проанализировать его составляющие и проблемы.
3. Сделать прогноз перспектив развития рынка труда Костромской области.

Содержание

Введение с
Глава 1. Общая характеристика демографической ситуации в Костромской области 4-7
1.1.Естественный прирост населения 8-11
Глава 2. Рынок труда: занятые и безработные на нем 12-15
2.1Сстав занятых и безработных по полу и возрасту 15-19
2.2Ключевые проблемы на рынке труда области 19-25
Глава 3. Перспективы развития рынка в Костромской области на ближайшие 10 лет 26
3.1 Прогноз демографической ситуации в Костромской области 26-28
3.2 Политика администрации Костромской области 28-34
Заключение 35-37
Список литературы 38

Работа состоит из  1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 167.07 Кб (Скачать документ)

 

3.2 Политика администрации Костромской области

 

Администрации области для  улучшения демографической ситуации и ситуации на рынке труда необходимо принимать участие и соответствовать  федеральным и региональным программам развития регионов.

Для решения демографической  проблемы приняты федеральные программы, такие, как «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Основными целями этой программы являются:

  • сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин
  • сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков
  • сохранение   и   укрепление   здоровья   населения,       увеличение продолжительности  активной  жизни,  создание  условий  и    формирование мотивации для ведения  здорового  образа  жизни,  существенное   снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни  больных,   страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
  • повышение  уровня  рождаемости  (увеличение  суммарного   показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения  в  семьях  второго    ребенка и последующих детей;
  • привлечение   мигрантов   в    соответствии    с       потребностями демографического  и   социально-экономического   развития,   с   учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Решение задачи по сокращению уровня  смертности  населения,   прежде всего граждан трудоспособного  возраста, включает в себя:

  • сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, внедрение специальных программ  для  населения  старших   возрастных групп;
  • повышение  доступности  медицинской  помощи  для  жителей   сельской местности и отдаленных районов.

Решение  задач  по  укреплению  здоровья  населения,   существенному снижению уровня  социально  значимых  заболеваний,  созданию    условий и формированию мотивации для ведения здорового  образа  жизни    включает в  себя:

    • формирование у различных групп населения, особенно у   подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни.
  • разработку мер, направленных на снижение  количества   потребляемого алкоголя.
  • создание  эффективной  системы  профилактики  социально     значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
  • обеспечение безбарьерной среды обитания  для лиц с   ограниченными возможностями,  развитие  реабилитационной  индустрии,    направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
  • разработку мер, направленных на  сохранение  здоровья  и   продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие   геронтологической помощи.

Решение задачи по повышению  уровня рождаемости включает в себя:

  • усиление государственной поддержки семей,  имеющих  детей,   включая поддержку семьи в воспитании детей.
  • создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми.
  • реализацию комплекса мер по содействию  занятости  женщин,   имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:
  • создание для женщин, выходящих из отпуска  по  уходу  за   ребенком, условий,  способствующих  их  возвращению  к   трудовой     деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;
  • расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу  с   выполнением семейных обязанностей;
  • разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.

Решение  задачи  по  привлечению  мигрантов   в       соответствии с потребностями  демографического  и  социально-экономического     развития включает в себя:

  • содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства  в  Российскую  Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;
  • привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных  заведений,  на  постоянное   место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи  из   иностранных государств 
  • совершенствование   миграционного   законодательства      Российской Федерации;
  • разработку социально-экономических мер  по  повышению   миграционной привлекательности территорий, из которых происходит  отток  населения  и которые  имеют  приоритетное  значение  для   национальных     интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий  для  адаптации  иммигрантов  к   новым условиям и интеграции их в российское  общество  на  основе уважения к российской культуре, религии, обычаям,  традициям  и  жизненному   укладу россиян;
  • создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

Сегодня, в   условиях нестабильной фазы развития экономики, еще большее значение  приобретает  политика администрации области  в вопросах социального партнерства,  направленная на социальную защиту человека труда,  создание работнику условий для защиты установленных законодательством прав и гарантий,  в том числе на своевременную и в полном объеме  оплату труда, социальное страхование, охрану труда, обеспечение достойной жизни себе и своей семье, но  при соблюдении законных интересов работодателей.  В феврале т.г. администрацией области приняты три документа, направленные на смягчение негативного влияния нестабильной фазы развития экономики на ситуацию на рынке труда области. 

  • «Программа содействия занятости населения Костромской области на 2011-2013 годы». Цель программы повышение эффективности занятости населения Костромской области, обеспечение экономики области необходимыми кадрами, а население - подходящей работой и гарантированной государством защитой от безработицы.
  • «Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Костромской области на 2011 год», а также «План мероприятий по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики на 2012 год».

В мероприятиях Программы  дополнительных мер по снижению напряжённости  на рынке труда Костромской области  с начала 2011 года приняли участие  более 3 тыс. 200 человек. В рамках Программы  содействия занятости населения  получили субсидию и организовали собственное  дело 1057 человек, которые, в свою очередь, обеспечили рабочими местами еще 508 безработных. В связи с ситуацией, складывающейся на региональном рынке труда, соблюдая приоритетное право на трудоустройство российских безработных граждан, в Костромской области принято решение не корректировать размер определенной для региона на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в сторону увеличения. Для удовлетворения имеющейся потребности в рабочей силе работодателям.

  • «Региональная комплексная программа развития профессионального образования  Костромской области в 2011-2015 гг».

Цель Программы – обеспечение  доступности качественного профессионального  образования, соответствующего требованиям  регионального рынка труда, ориентированного на инновационное развитие экономики  и социальной сферы Костромской  области. В качестве стимулирующих условий повышения конкурентоспособности и качества трудовых ресурсов промышленности предполагается:

1) формирование резерва  кадров высшего управленческого  звена промышленности;

2) введение целевой контрактной  системы подготовки для студентов  костромских вузов, гарантирующей  определенные льготы при их  распределении на промышленные  предприятия региона;

3) расширение практики  заключения трехсторонних договоров  между работодателями, учреждениями  начального и среднего профессионального  образования, учащимися с целью  организации производственной практики  и гарантирования трудоустройства  выпускников;

4) создание центров интеграции  науки, образования и промышленности.

  • «Концепция промышленной политики Костромской области до 2012 года»

Целью промышленной политики в Костромской области является создание высокоэффективного промышленного  комплекса, имеющего рациональные состав и структуру, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, занятость населения, стабильные поступления в бюджеты всех уровней.

В условиях нестабильной фазы развития экономики первостепенное значение приобретают мероприятия, направленные на сохранение рабочих  мест, а также реализация программ по обучению, переобучению и подготовке рабочих кадров. Реализация указанных программных документов предполагает применение механизмов социального партнерства, т.е. конструктивного сотрудничества исполнительных органов государственной власти, профсоюзов и работодателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Очевидно, что основой  улучшения воспроизводства населения  может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также  не вызывает сомнения то, что создавшаяся  демографическая ситуация требует  незамедлительного вмешательства  как государственных, так и всех гражданских институтов российского  общества.

С целью определения стратегии  государственной социально-демографической  политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и  последствий социально-демографических  процессов на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, требуется разработка Правительством Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса.

Необходимо отметить, все меры преодоления демографического кризиса, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не  могут в корне изменить демографическую  ситуацию в области, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями на областном уровне.

Исследовав вопрос рынка  труда как в Костромской области, я могу заключить следующее:

Рынок труда - это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.

Объектом купли-продажи  на рынке труда является право  на использование рабочей силы, предметом  торга является определенный вид  способностей человека и продолжительность его применения.

Рынок труда имеет ряд  особенностей. К рынку труда относится не только сфера обмена (купля-продажа) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и пр.), но и сфера использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).

В нашем регионе наряду с территориальными программами  занятости населения весомый  вклад в стабилизацию ситуации на рынке труда вносят областные  программы.

Однако,в целом относительно спокойное отношение государственных органов к проблемам занятости вызывает тревогу. Плохо изученные (слабоструктурированные) скрытые виды женской и молодежной безработицы становятся факторами нарастающих социальных опасностей. Эти категории безработных, потерявшие работу вследствие структурно - регрессивных спадов производства, кризисно - депрессивного состояния области, пополняют трудовые ресурсы теневой экономики и криминальных структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Демографический ежегодник России: Стат.сб. / Росстат. — М., 2009
  2. Демографический ежегодник России: Стат.сб. / Росстат. — М., 2010
  3. Департамент здравоохранения Костромской области 25.04.2011 Медико-демографические показатели
  4. «Демографическое настоящее и будущее Костромской области». Госкомстат России, Костромской областной комитет государственной статистики. Кострома 2010г.
  5. Информационно-аналитическое управление Костромской области.
  6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 . Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 996 с
  7. Федеральная служба государственной статистики РФ
  8. Труд и занятость в  России.  2009: Стат.сб./Росстат - Т78     M., 2009. - 623 c
  9. Территориальный орган службы государственной статистики по Костромской области. Сайт http://stat.kostroma.ru.
  10. Демченко Т. Демографический потенциал России в условиях глобализации // Российский экономический журнал. — 2003. — № 1.
  11. Искаков Б. Статистическое моделирование и прогнозирование в России в 21 веке // Вестник статистики. — 2002. — № 3.
  12. Капица С.П. Общая теория роста человечества. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле / РосАН.; Редкол.: И.М. Макаров и др. — М., 1999.
  13. Нуреев Р. М. Россия: особенности институционального развития.- М:НОРМА, 2009
  14. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  15. О возможных путях демографического развития России в первой половине 21 века (по материалам Госкомстата России) // Вестник статистики. — 2002. — № 3.
  16. Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие /А.И. Рофе, Б.Г. Збышко, В.В. Ишин; под. ред. А.И. Рофе. — М., 1997.
  17. Радаев В.В. Экономическая социология Учебное пособие. Москва, 2005.
  18. Перепись населения 2002 года // Российская газета. — 2003. — 25 апреля.
  19. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под ред. проф. Г. П. Журавлевой.- 5-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2011
  20. Концепция промышленной политики Костромской области до 2020 г. Утверждена распоряжением администрации Костромской области от 31 августа 2009 г. № 279-ра // Портал государственных органов Костромской области: [Сайт].Режим доступа: http://www.adm44.ru / i / u / koncepc. doc.
  21. Демографическая политика в Российской Федерации (по материалам доклада «О состоянии институционально-организационной базы и ресурсном обеспечении демографической политики в Российской Федерации»)
  22. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351)
  23. http://statinfo.biz/HTML/M50F549A2027L1.aspx
  24. http://atlas.socpol.ru/portraits/kost.shtml

Информация о работе Демографическая ситуация на экономическом рынке Костромской области