3.2 Политика
администрации Костромской области
Администрации области для
улучшения демографической ситуации
и ситуации на рынке труда необходимо
принимать участие и соответствовать
федеральным и региональным программам
развития регионов.
Для решения демографической
проблемы приняты федеральные программы,
такие, как «Концепция демографической
политики Российской Федерации на период
до 2025 года». Основными целями этой программы
являются:
- сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин
- сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков
- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
- повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
- привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Решение задачи по сокращению
уровня смертности населения,
прежде всего граждан трудоспособного
возраста, включает в себя:
- сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
- повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.
Решение задач по
укреплению здоровья населения,
существенному снижению уровня
социально значимых заболеваний,
созданию условий и формированию
мотивации для ведения здорового
образа жизни включает в
себя:
- формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни.
- разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя.
- создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
- обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
- разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.
Решение задачи по повышению
уровня рождаемости включает в себя:
- усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей.
- создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми.
- реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:
- создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;
- расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;
- разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.
Решение задачи по
привлечению мигрантов в
соответствии с потребностями демографического
и социально-экономического
развития включает в себя:
- содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;
- привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств
- совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;
- разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;
- создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.
Сегодня, в условиях нестабильной
фазы развития экономики, еще большее
значение приобретает политика
администрации области в вопросах
социального партнерства, направленная
на социальную защиту человека труда,
создание работнику условий для защиты
установленных законодательством прав
и гарантий, в том числе на своевременную
и в полном объеме оплату труда, социальное
страхование, охрану труда, обеспечение
достойной жизни себе и своей семье, но
при соблюдении законных интересов работодателей.
В феврале т.г. администрацией области
приняты три документа, направленные на
смягчение негативного влияния нестабильной
фазы развития экономики на ситуацию на
рынке труда области.
- «Программа содействия занятости населения Костромской области на 2011-2013 годы». Цель программы повышение эффективности занятости населения Костромской области, обеспечение экономики области необходимыми кадрами, а население - подходящей работой и гарантированной государством защитой от безработицы.
- «Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Костромской области на 2011 год», а также «План мероприятий по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики на 2012 год».
В мероприятиях Программы
дополнительных мер по снижению напряжённости
на рынке труда Костромской области
с начала 2011 года приняли участие
более 3 тыс. 200 человек. В рамках Программы
содействия занятости населения
получили субсидию и организовали собственное
дело 1057 человек, которые, в свою очередь,
обеспечили рабочими местами еще 508
безработных. В связи с ситуацией, складывающейся
на региональном рынке труда, соблюдая
приоритетное право на трудоустройство
российских безработных граждан, в Костромской
области принято решение не корректировать
размер определенной для региона на 2010
год квоты на выдачу иностранным гражданам
разрешений на работу в сторону увеличения.
Для удовлетворения имеющейся потребности
в рабочей силе работодателям.
- «Региональная комплексная программа развития профессионального образования Костромской области в 2011-2015 гг».
Цель Программы – обеспечение
доступности качественного профессионального
образования, соответствующего требованиям
регионального рынка труда, ориентированного
на инновационное развитие экономики
и социальной сферы Костромской
области. В качестве стимулирующих условий
повышения конкурентоспособности и качества
трудовых ресурсов промышленности предполагается:
1) формирование резерва
кадров высшего управленческого
звена промышленности;
2) введение целевой контрактной
системы подготовки для студентов
костромских вузов, гарантирующей
определенные льготы при их
распределении на промышленные
предприятия региона;
3) расширение практики
заключения трехсторонних договоров
между работодателями, учреждениями
начального и среднего профессионального
образования, учащимися с целью
организации производственной практики
и гарантирования трудоустройства
выпускников;
4) создание центров интеграции
науки, образования и промышленности.
- «Концепция промышленной политики Костромской области до 2012 года»
Целью промышленной политики
в Костромской области является
создание высокоэффективного промышленного
комплекса, имеющего рациональные состав
и структуру, способного обеспечить
выпуск конкурентоспособной продукции,
занятость населения, стабильные поступления
в бюджеты всех уровней.
В условиях нестабильной фазы
развития экономики первостепенное
значение приобретают мероприятия,
направленные на сохранение рабочих
мест, а также реализация программ
по обучению, переобучению и подготовке
рабочих кадров. Реализация указанных
программных документов предполагает
применение механизмов социального партнерства,
т.е. конструктивного сотрудничества исполнительных
органов государственной власти, профсоюзов
и работодателей.
Заключение
Очевидно, что основой
улучшения воспроизводства населения
может служить обеспечение достойного
уровня и качества жизни людей. Также
не вызывает сомнения то, что создавшаяся
демографическая ситуация требует
незамедлительного вмешательства
как государственных, так и всех
гражданских институтов российского
общества.
С целью определения стратегии
государственной социально-демографической
политики необходима комплексная оценка
и мониторинг тенденций, факторов и
последствий социально-демографических
процессов на федеральном и региональном
уровнях.
Кроме того, требуется разработка
Правительством Российской Федерации
совместно с Федеральным Собранием Российской
Федерации и с субъектами Российской Федерации
общегосударственной Комплексной программы
по выводу страны из демографического
кризиса.
Необходимо отметить, все меры
преодоления демографического кризиса,
несмотря на свое определенное положительное
воздействие, не могут в корне изменить
демографическую ситуацию в области,
которая требует проведения целого ряда
последовательных, комплексных и целенаправленных
мероприятий законодательной и исполнительной
властями на областном уровне.
Исследовав вопрос рынка
труда как в Костромской области,
я могу заключить следующее:
Рынок труда - это система конкурентных
связей между участниками рынка (предпринимателями,
трудящимися и государством) по поводу
найма, использования работника в общественном
производстве.
Объектом купли-продажи
на рынке труда является право
на использование рабочей силы, предметом
торга является определенный вид
способностей человека и продолжительность
его применения.
Рынок труда имеет ряд
особенностей. К рынку труда относится
не только сфера обмена (купля-продажа)
труда, но и сфера воспроизводства трудового
потенциала (рыночные механизмы образования,
профессиональной подготовки и пр.), но
и сфера использования труда (рыночные
механизмы управления персоналом на производстве).
В нашем регионе наряду
с территориальными программами
занятости населения весомый
вклад в стабилизацию ситуации на
рынке труда вносят областные
программы.
Однако,в целом относительно
спокойное отношение государственных
органов к проблемам занятости вызывает
тревогу. Плохо изученные (слабоструктурированные)
скрытые виды женской и молодежной безработицы
становятся факторами нарастающих социальных
опасностей. Эти категории безработных,
потерявшие работу вследствие структурно
- регрессивных спадов производства, кризисно
- депрессивного состояния области, пополняют
трудовые ресурсы теневой экономики и
криминальных структур.
Список
литературы
- Демографический ежегодник России: Стат.сб. / Росстат. — М., 2009
- Демографический ежегодник России: Стат.сб. / Росстат. — М., 2010
- Департамент здравоохранения Костромской области 25.04.2011 Медико-демографические показатели
- «Демографическое настоящее и будущее Костромской области». Госкомстат России, Костромской областной комитет государственной статистики. Кострома 2010г.
- Информационно-аналитическое управление Костромской области.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 . Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 996 с
- Федеральная служба государственной статистики РФ
- Труд и занятость в России. 2009: Стат.сб./Росстат - Т78 M., 2009. - 623 c
- Территориальный орган службы государственной статистики по Костромской области. Сайт http://stat.kostroma.ru.
- Демченко Т. Демографический потенциал России в условиях глобализации // Российский экономический журнал. — 2003. — № 1.
- Искаков Б. Статистическое моделирование и прогнозирование в России в 21 веке // Вестник статистики. — 2002. — № 3.
- Капица С.П. Общая теория роста человечества. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле / РосАН.; Редкол.: И.М. Макаров и др. — М., 1999.
- Нуреев Р. М. Россия: особенности институционального развития.- М:НОРМА, 2009
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- О возможных путях демографического развития России в первой половине 21 века (по материалам Госкомстата России) // Вестник статистики. — 2002. — № 3.
- Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие /А.И. Рофе, Б.Г. Збышко, В.В. Ишин; под. ред. А.И. Рофе. — М., 1997.
- Радаев В.В. Экономическая социология Учебное пособие. Москва, 2005.
- Перепись населения 2002 года // Российская газета. — 2003. — 25 апреля.
- Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под ред. проф. Г. П. Журавлевой.- 5-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2011
- Концепция промышленной политики Костромской области до 2020 г. Утверждена распоряжением администрации Костромской области от 31 августа 2009 г. № 279-ра // Портал государственных органов Костромской области: [Сайт].Режим доступа: http://www.adm44.ru / i / u / koncepc. doc.
- Демографическая политика в Российской Федерации (по материалам доклада «О состоянии институционально-организационной базы и ресурсном обеспечении демографической политики в Российской Федерации»)
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351)
- http://statinfo.biz/HTML/M50F549A2027L1.aspx
- http://atlas.socpol.ru/portraits/kost.shtml