Денежная система и денежное обращение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание

Цель выполнения курсовой работы исследование денежной и финансовой структуры РФ. Для достижения поставленной цели рассмотрю основные задачи.
Основные задачи
в первой главе: Понятие и сущность денежного оборота.
во второй главе: Структура денежного оборота.
в третьей главе: Денежная масса и ее элементы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность денежного оборота…………………………..6
1.1. Сущность денежного оборота….……………………………………..6
1.2. Организация денежного оборота и закон денежного обращения…13
Глава 2. Структура денежного оборота ……………………………………16
2.1. Классификация структуры денежного оборота…..…………………16
2.2. Безналичный денежный оборот………………………………………20
2.3. Наличный денежный оборот………………………………………….21
Глава 3. Денежная масса и ее элементы……………………………………...23
3.1. Денежные агрегаты…………………………………………………….23
3.2. Скорость обращения денег……………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

3 денсистема.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

     Около трети денежной массы составляют наличные деньги. Рост доли наличных денег, оплата юридическими лицами произведенной  сделки не безналичным путем, а нелегальной  “черной наличностью” ведет к созданию “теневой” экономики, уклонению от уплаты налогов, отсутствию прозрачной финансовой системы государства. Таким образом, получим следующую таблицу  №2 денежнежных агрегатов.

     Таблица 2 - Денежные агрегаты.

 
 
 
     
         М0-Наличные деньги
 
 
     М1=M0+деньги в банках на счетах до восстребования+средства на расчетных счетах+деньги на короткосрочных счетах
 
 
     М21+крупные срочные вклады населения
 
 
     М32+ГКО+кредитные векселя документы, выпускаемые на срок до 18 месяцев
 

     Вывод: От сюда следует, что в России используются 4 основных агрегата – М0, М1, М2, М3. 

     3.2. Скорость обращения  денег. 

     Закон денежного обращения, открытый Карлом Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими  функций средства обращения и  средства платежа.

     Количество  денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

  • количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
  • уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);
  • скорости обращения денег (связь обратная).

     Вес факторы определяются условиями  производства. Чем больше развито  общественное разделение труда, тем  больше объем продаваемых товаров  и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены. Формула в этом случае такова:  

        

     Скорость  обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, так как одни и те же деньги в течение определенною периода постоянно переходят их рук к руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг.

     При функционировании золотых денег  их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, поскольку регулятором выступала функция сокровища. Эта функция устанавливала сравнительно правильное соотношение между денежной массой и товарами, необходимыми для обращения. Лишние деньги в обращении исключались, они уходили в сокровище. При росте товарной массы деньги возвращались из сокровищ.

     С появлением функции денег как  средства платежа общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество денег. Такое уменьшение вызывается погашением путем взаимного зачета определенной части долговых требований и обязательств. Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:

  • общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
  • уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку, чем выше цены, тем больше требуется денег);
  • степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
  • скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).

     При металлическом обращении количество денег стихийно регулировалось функцией сокровища, т.е. денежная масса увеличивалась и сокращалась, свободно приспосабливаясь к потребностям товарного производства, количество денег всегда сохранялось на требуемом уровне. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения. При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажноденежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным их обесценение.

     Ныне  в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращении претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценить количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения, и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

     Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимости не на рынке при обмене путем приравнивания товара к деньгам, а в процессе производства — товара к товару. Следовательно, количество неразменных кредитных денег должно определяться стоимостью всех ценностей в стране через денежный капитал. Стихийный регулятор общей величины денег при господстве кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль государства в регулировании денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет их излишек и, в конечном счете, приведет к обесценению денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны - это  соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот.

     Денежная  масса - совокупность покупательных, платежных  и накопленных средств, обслуживающая  экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

     С развитием форм товарного обмена и платежно-расчетных отношений  состав и структура денежной массы  претерпели значительные изменения. Вначале XX в. при золотом обращении структура денежной массы была в развитых странах такова: золотые монеты составляли 40%, банкноты и другие кредитные деньги — 50% и остатки на счетах в кредитных учреждениях — 10%; накануне, Первой мировой войны — соответственно 15, 22 и 67%. Уход золотых денег сначала из внутреннего оборота, а затем из внешнего внес качественные изменения в структуру денежной массы. Действительные деньги (золотые) полностью исчезли из обращения, господствующее положение заняли неразменные кредитные деньги, которые стали выступать в наличной и безналичной формах.

     Для анализа изменений движения денег  на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали  использовать сначала и экономически развитых странах, а затем и в нашей стране.

     Вывод: И так закон денежного обращения, открытый Карлом Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

 

     Заключение. 

       Как много значат деньги для  экономического процветания и  благополучия? Из вышесказанного  видно, что нет общего согласия в вопросах «как» и «в какой мере» изменения темпов роста денежной массы воздействует на объём производства, занятость и цены. Однако экономическое значение денег трудно переоценить. Без понимания сущности денег и их функций  невозможно понимание действия механизмов рыночной экономики, а главное – воздействие на них. Если вы хотите понять, что есть «экономика» и как процессы, протекающие в ней, влияют на жизнь нашего общества, займитесь изучением денег, их сущности и функций. Знание этого вопроса позволяет по-новому взглянуть на многие экономические проблемы, с которыми сталкивается наше общество и даёт шанс попытаться изменить что-то к лучшему, используя свой индивидуальный подход и накопленный учёными опыт. Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим правовые ее основы.

     Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.

     Исключительным  правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

     Видами  денег, имеющими законную платежную  силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

     Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет, новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть, меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

     На  территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные  деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
  • разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

     Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в  соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и пяти дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

     В связи с тем, что российская денежная единица — рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

     Регулирование денежного обращения, возлагаемое  на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

     Используя денежно-кредитную политику как  средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие инструменты:

  • ставки учетного процента (дисконтную политику);
  • нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
  • операции на открытом рынке;
  • регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.

     Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

     Резервные фонды банкнот и монет создаются  по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

  • необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
  • обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;
  • поддержанием обязательного по купюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам;
  • сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Информация о работе Денежная система и денежное обращение