Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:13, курсовая работа
На данный момент, в современных системах рыночной экономики банковская система государства играет важнейшую роль в функционировании экономического механизма. Банковская система представляет собой по сути “систему кровообращения” экономики, обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения. Сегодня очевидно, что медленный ход экономического реформирования страны во многом объясняется нежеланием банковского капитала вкладывать деньги в промышленное инвестирование, в модернизацию товарного производства. Существующее положение дел
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Денежно-кредитная система. Сущность. Функции 3
1.1. Структура современной кредитной системы 3
1.2. Опыт стран с рыночной и переходной экономикой 6
1.3. Функции денежно-кредитной системы 10
Глава 2. Трансмиссионный механизм и основные каналы влияния денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики 11
2.1. Теоретические аспекты трансмиссионного механизма 11
2.1. Теоретическая основа трансмиссии 12
2.2. Каналы трансмиссионного механизма 14
2.3. Финансовые системы 20
Глава 3. Характеристика и проблемы развития Денежно-кредитной системы России и стран ЦВЕ 24
3.1 Проблемы денежно-кредитной систему в России 24
3.2. Проблемы развития денежно-кредитной политики в странах центральной и восточной Европы. 26
3.3. Последствия введения евро 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 38
Кроме перечисленных каналов каждый центральный банк разработал свои собственные специфические каналы, учитывающие национальные особенности экономики. Например, инфляционный канал (inflation channel), объясняет динамику потребления во Франции с точки зрения эффекта Пигу. В немецкую модель входит монетаристский канал, передающий импульсы изменений через процентную ставку. Она, в свою очередь, оказывает влияние на инфляцию через ценовой гэп, представляющий собой отклонение текущего уровня цен от равновесного уровня цен согласно модели «Р-star». Монетаристский канал, учитывающийся также в модели Европейского Центрального Банка, предполагает, что инфляция в долгосрочной перспективе является денежным феноменом. Снижение процентной ставки в модели немецкого Бундесбанка приводит к сжатию агрегата МЗ, что вызывает падение цен в краткосрочном периоде. В итальянской модели существуют также два дополнительных канала: канал ожиданий (expectations channel), характеризующий влияние изменений в денежно-кредитной политике на инфляционные ожидания, а также портфельный канал (portfolio channel), описывающий эффект перераспределения портфелей домохозяйств и фирм. Последний канал также входит в модель Национального Банка Бельгии, однако там он совмещается с каналом дохода и потока наличных поступлений.4
Таблица 1 . «Каналы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в моделях ведущих центральных банков»
Центральный банк |
Канал валютного курса |
Канал замещения |
Узкий канал кредитования |
Канал дохода и потока наличных поступлений |
Канал благосостояния |
Национальный Банк Бельгии |
+ |
* |
+ |
* |
+ |
Немецкий Бундесбанк |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Банк Греции |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Банк Испании |
+ |
+ |
* |
+ |
- |
Банк Франции |
+ |
+ |
* |
+ |
- |
Центральный Банк Ирландии |
+ |
+ |
* |
- |
+ |
Банк Италии |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Центральный Банк Люксембурга |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Банк Нидерландов |
+ |
+ |
+ |
* |
* |
Центральный Банк Австрии |
+ |
+ |
+ |
+ |
* |
Банк Португалии |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Банк Финляндии |
+ |
+ |
+ |
+ |
* |
Европейский Центральный Банк |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«+» - канал входит в модель, «-» специфические особенности.
В зависимости от типа национальной финансовой системы денежно-кредитные импульсы могут проходить по тем либо иным каналам трансмиссионного механизма. В зарубежной экономической литературе различаются две финансовые системы - антагонисты. В первой, банковской финансовой системе (bank-based system or bank-oriented system), финансовые ресурсы распределяются преимущественно через банковский сектор экономики. Во второй, рыночной финансовой системе (market-based system or market-oriented system), финансирование реального сектора экономики осуществляется через рынок ценных бумаг. Наиболее яркими представителями обоих типов систем выступают Соединенные Штаты и Германия (см. табл. 2). В США финансовая система целенаправленно стоилась с упором на развитие рыночной конкуренции и диверсификации рисков. На протяжении десятилетий кропотливо велась работа по совершенствованию рынка ценных бумаг. Его основы были заложены после финансового кризиса и Великой Депрессии: в 1927 г. был принят Закон МакФэддена, запрещавший создание отделений банков в других штатах, в 1933 г. - Закон Гласса-Стигола, разделивший банки на коммерческие и инвестиционные, и т.д. В Германии после Второй мировой войны перед властями стояла сложнейшая задача воссоздания финансовой системы и подъема экономики из руин. Хотя в период оккупации Германии союзниками предполагалось на немецкую почву перенести англосаксонскую модель финансовой системы, тем не менее, в ходе послевоенного развития произошла концентрация финансовых ресурсов в руках банковского сектора. На авансцену выдвинулись крупные банки, которые сосредоточили в своей собственности большую часть промышленных предприятий. В результате финансовые ресурсы стали перераспределяться не через фондовый рынок, а через банковские институты. В настоящее время рыночная финансовая система наиболее ярко представлена кроме США в Великобритании и Канаде, а банковская финансовая система - кроме Германии в Австрии и Японии. Как правило, банковские системы больше присущи развивающимся странам, в то время как рыночные системы - развитым странам (см. табл. 3)5. Хотя в 1990-е гг. во всем мире наблюдается дрейф национальных финансовых систем в сторону рыночной системы, четкое разделение обоих типов систем продолжает сохраняться.
Таблица 2. Структура национальных финансовых активов и пассивов
трех крупнейших мировых экономик
Источник: Baba N. and Hisada T. Japan's Financial System: Its Perspective and the Authorities' Roles in Redesigning and Administrating the System. IMES Discussion Paper №02-E-l, 2002.6
СТАТЬЯ БАЛАНСА |
США |
ЯПОНИЯ |
ГЕРМАНИЯ |
Структура пассивов нефинансового сектора | |||
Кредиты в национальной валюте |
12,1% |
38,8% |
33,3% |
Долговые ценные бумаги |
8,2% |
9,3% |
1,3% |
Акции и паи |
66,6% |
33,8% |
54,3% |
Торговые и валютные кредиты |
13,0% |
18,1% |
11,0% |
Структура финансовых активов домохозяйств | |||
Наличные денежные средства и депозиты |
9,6% |
54,0% |
35,2% |
Долговые ценные бумаги |
9,5% |
5,3% |
10,1% |
Инвестиционный траст |
10,9% |
2,3% |
10,5% |
Акции и паи |
37,3% |
8,1% |
16,8% |
Страхование и пенсионные резервы |
30,5% |
26,4% |
26,4% |
Прочие финансовые активы |
2,2% |
3,9% |
1,1% |
Таблица 3.
Классификация стран по типу финансовой системы в соответствии со сводным индексом финансовой структуры.
Место |
Банковская финансовая система |
Рыночная финансовая система |
Банковская финансовая система |
Рыночная финансовая система |
Финансово развитые страны |
Финансово неразвитые страны | |||
1 |
Панама |
Нидерланды |
Бангладеш |
Дания |
2 |
Тунис |
Таиланд |
Непал |
Перу |
3 |
Кипр |
Канада |
Египет |
Чили |
4 |
Португалия |
Австралия |
Коста-Рика |
Ямайка |
5 |
Австрия |
ЮАР |
Барбадос |
Бразилия |
6 |
Бельгия |
Южная Корея |
Гондурас |
Мексика |
7 |
Италия |
Швеция |
Тринидад и Тобаго |
Филиппины |
8 |
Финляндия |
Великобритания |
О-в Маврикий |
Турция |
9 |
Норвегия |
Сингапур |
Кения |
- |
10 |
Новая Зеландия |
США |
Эквадор |
- |
Если достоинство рыночной
финансовой систем заключается в
эффективности распределения
В рыночной системе главную опасность для домохозяйств и фирм представляют колебания цен на финансовые активы, случающиеся вследствие экзогенных шоков. Из-за того, что экономические агенты располагают большими портфелями фондовых активов, они становятся чувствительными к волатильности финансовых рынков. Основной задачей центрального банка в рыночной системе является снижение волатильности финансовых рынков, что ведет к росту стабильности всей системы. В банковской финансовой системе домохозяйства и фирмы мало чувствительны к колебаниям цен на финансовые активы. Временные шоки, включая изменения в денежно-кредитной политике, не оказывают на них напрямую влияние, поскольку шоки поглощаются банковским сектором. Стабильность банковской системы достигается за счет долгосрочных связей между банками, корпорациями и домохозяйствами. Совместно они способны достигнуть больших экономических выгод, чем в одиночку. отсутствие постоянных шоков или структурных изменений, способных разрушить долгосрочные связи между тремя группами агентов. В рыночной финансовой системе, напротив, каждый экономический агент действует самостоятельно на свой страх и риск, в результате чего он максимизирует выгоды только в краткосрочной перспективе.
Особенности структуры национальной финансовой системы определяют специфику работы трансмиссионного механизма. В частности, характеристики национальных банковских структур определяют ответную реакцию банковского кредитования на изменения в денежно-кредитной политике. Рассмотрим наиболее важные характеристики банковской системы, влияющие на трансмиссию.
В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики. Таким образом, по мнению автора, следует остановиться на некоторых проблемах денежно-кредитной политики по подробней7. Итак:
1. В настоящее время Россия как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.
2. В настоящее время российская экономика в условиях высокой волатильности трансграничных потоков капитала в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк России вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом. В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве активного инструмента денежно-кредитной политики является ограниченной. Тем не менее в настоящее время формируются условия для повышения роли процентной ставки при проведении денежно-кредитной политики. В предстоящий период в условиях функционирования Стабилизационного фонда Российской Федерации, обеспечивающего кроме долгосрочной стабильности государственного бюджета стерилизацию избыточной ликвидности в экономике, Банк России будет по мере необходимости расширять объемы рефинансирования кредитных организаций.
3. В последние годы наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между денежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы прироста денежной массы не являются жестко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Банка России. Тем не менее характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной программы Банка России и последующий мониторинг ее показателей.
4. Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.
С конца 80-х – начала 90-х годов страны Восточной Европы и республики бывшего СССР прошли длинный путь реформирования своих экономик. На начальных стадиях этого пути большинству из них пришлось столкнуться с экономическим спадом и высокой инфляцией. Естественно, глубина спада и дестабилизация сферы денежного обращения сильно различалась по странам. Тем не менее, к концу 90-х годов большинство стран завершило глубокие институциональные преобразования и пришло в XXI век с экономикой, начавшей рост, и снижающейся инфляцией. Более четко специфицировать стадии перехода мы не будем, но, вполне очевидно, что перед органами государственного регулирования, в том числе и денежно-кредитного, встали качественно новые задачи и проблемы. Российская Федерация вышла на эту стадию экономической трансформации к 2000 году после известного кризиса августа 1998 года. Эмпирический опыт показывает, что стабилизационная программа, заключающаяся в выводе годовых показателей инфляции на уровень близкий к одному знаку, может быть успешной при использовании различных якорей денежно-кредитной политики. При этом должны соблюдаться определенные условия: высокий уровень покрытия денежной базы валютными резервами при режиме фиксированного курса и отсутствие обязательств центрального банка по достижению иных целей, способных вступить в конфликт с основной, в частности, по эмиссионному финансированию дефицита государственного бюджета. Последнее имеет решающее значение при осуществлении программы, основанной на таргетировании денежного предложения.
Информация о работе Денежно кредитная система: Сущность, функции и проблемы развития