Денежное правило Милтона Фридмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:08, реферат

Описание

Кейнсианская теория, обосновавшая необходимость вмешательства государства в экономику, в 50-60-е годы и первой половине 70-х годов помогла правительствам западных стран обеспечить довольно высокие темпы хозяйственного развития, наибольшую занятость работников и подъем общего благосостояния. Но в 1973-1975 гг. мощный мировой экономический кризис убедительно продемонстрировал, что замена рыночного саморегулирования макроэкономики на государственное управление ею не способна избавить общество от кризисных потрясений, безработицы и инфляции.

Содержание

Введение
1. Краткая биография М.Фридмен……………………………………………3
2. Уравнение обмена…………………………………………………………..8
3. Спрос на деньги и предложение денег……………………………………10
4. Основные принципы денежной теории…………………………………..12
5. Сколько денег желают иметь люди……………………………………….13
6. Главенствующая роль денежной массы ………………………………….14
7. Деньги, Инфляция, Занятость……………………………………………..16
8. "Денежное правило" Фридмена…………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованных источников………………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

Денежное правило фридмена.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

6. Главенствующая роль денежной массы

 

М. Фридмен вместе с А. Шварц пришли к выводу, что темп роста денежной массы идет по циклической схеме. В книге "Монетарная история Соединенных Штатов. 1867-1960" они проследили, как происходило ускорение или замедление темпов роста денежной массы, и пришли к заключению, что на протяжении почти 100 лет вся хозяйственная динамика США определялась движением денежной массы. Изменение темпа ее роста предшествовало изменению роста общественного продукта. Поворотные точки роста денежной массы предшествуют движению рыночной конъюнктуры: пик роста денежной массы предшествует подъему производства, низшая точка денежной массы - спаду производства. Таким образом, денежная масса (количество денег в обращении) оказывает непосредственное влияние на экономическую жизнь через величину расходов потребителей и фирм.

Фридмен оценивал денежно-кредитную политику как инструмент достаточно точный, быстрый и предсказуемый по результатам.

Фридмен исходит из того, что между движением денег (темпами роста денежной массы) и динамикой валового национального продукта существует достаточно тесная корреляционная связь. Ускорение или замедление темпов роста денежной массы сказывается на развитии деловой активности, циклических колебаниях производства.

Рост предложения денег  ведет к их "удешевлению" (снижается  процентная ставка). Становится выгодным брать кредит, расширяется спрос  на инвестиционные товары. С ростом капиталовложений увеличивается валовой  общественный продукт, растет и занятость.

Изменения, связанные  с увеличением денежного предложения, происходят не только количественные. Цены на продукцию повышаются, но повышаются неравномерно. Изменяются соотношения  цен между различными группами товаров. Переключается спрос: вначале - на дешевые товары, затем - на новые товары, потом - на услуги. Ценовые изменения, изменения относительных цен, способствуют структурным сдвигам, а в итоге создают предпосылки для стабильного развития в долгосрочном периоде.

В результате саморегулирующей "работы" цен и выравнивания покупательной способности денег устанавливается необходимая связь между денежным сектором и товарным сектором.

Итак, Фридмен исходит из того, что главная функция денег - служить финансовой основой и важнейшим стимулятором экономического развития. Увеличение денежной массы через систему банков воздействует на распределение ресурсов между отраслями, "помогает" техническому прогрессу, способствует поддержанию экономической активности.

Денежным инструментом следует пользоваться осторожно. Если происходит относительно небольшое увеличение количества денег в обращении и, соответственно, повышение цен, согласуемые с темпом экономического роста, то создаются необходимые предпосылки для равновесия между денежным и товарным секторами. Если цены растут быстро, то развертывается неконтролируемая инфляция. Снижается покупательная способность денег, а от нее зависит кривая спроса на деньги.

Потребность в деньгах  растет, ибо растет объем товарооборота (в номинальном выражении), иначе  возникает кризис платежей и расчетов. В связи с ожидаемой инфляцией все стремятся освободиться от "падающих" денег, их трансформируют в другие активы, но не в производство, а в недвижимость, ибо риск инвестиционных вложений растет. Спрос на деньги формируется на основе сравнения альтернативных выгод.

Регулирование должно ориентироваться  не на текущие, а на долгосрочные задачи. Дело в том, что последствия колебаний  денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени. Обычно лаг (временной разрыв) составляет несколько месяцев. Он неодинаков по странам, зависит от состояния конъюнктуры, других факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Деньги, инфляция, занятость

 

Согласно представлениям монетаристов инфляция - чисто денежное явление. По словам Фридмена, "центральным фактом является то, что инфляция всегда и везде представляет собой денежный феномен". Причина инфляции - избыток денежной массы, "много денег - мало товаров". Изменения в спросе на деньги обычно возникают как реакция на происходящие процессы в обществе, на рыночную ситуацию, изменения в хозяйственной политике. Другими словами, инфляция связана с ожиданиями (ожидание - "представление о том, как сложатся дела в будущем"[3].

Монетаристы различают  две разновидности инфляции: ожидаемая (нормальная) и непредвиденная (не соответствующая прогнозам и представлениям участников экономического процесса). При ожидаемой инфляции достигается равновесие на рынках товаров и услуг: темп роста цен соответствует ожиданиям и расчетам людей. Государство в той или иной форме информирует о предполагаемом росте цен, скажем, на 3% в год, и к этому приспосабливаются производители, продавцы, покупатели.

Иное дело, если темп инфляции выходит за границы ожидаемого. Резкий рост цен сопровождается различными нарушениями, отклонениями от привычного ритма хозяйственной деятельности.

Цены на товары, по словам Фридмена, похожи на термометр в том смысле, что последний регистрирует жару, но не создает ее. Но подобная аналогия вводит в заблуждение. "Разбитый термометр не оказывает никакого влияния на измеряемое им явление; он просто увеличивает нашу неосведомленность... Цены не только измерительный инструмент, они также играют жизненно важную роль в самом экономическом процессе"[3]. В данном случае, пожалуй, более уместна аналогия с паровым котлом, приводящим в движение воздуходувку. "Контролируя температуру в одной комнате путем отключения находящегося в ней радиатора, вы просто увеличите температуру в других комнатах. Отключив все радиаторы вы поднимете давление в бойлере и увеличите опасность его взрыва. Отключая или включая отдельные радиаторы, вы находите способ регулировать температуру в различных комнатах"[3]. Используя аналогию с паровым котлом, Фридмен стремится подкрепить свое отрицательное отношение к регулированию цен, к сдерживанию их роста. Он утверждает, что контроль над ценами и заработной платой не способен устранить инфляцию.

Непредвиденная инфляция ведет к увеличению безработицы. Если в краткосрочном периоде  имеет место обратная связь между инфляцией и безработицей, то в долгосрочном периоде эта зависимость исчезает. Постоянно возобновляемая политика денежного стимулирования совокупного спроса порождает не стабильную, а все увеличивающуюся инфляцию; среднегодовой рост цен составляет уже не 3, а 6%; затем 8, 10% и т.д. Вместе с ростом цен происходит увеличение числа безработных.

Отсюда делается вывод: необходимо перекрыть каналы, порождающие  непредвиденную инфляцию. Нужно устранить  дефицит государственного бюджета ("дефициты бюджета часто служат источником денежной экспансии", "дефициты являются источником инфляции", если "они финансируются путем денежной эмиссии"), ограничить давление профсоюзов, сократить государственные расходы, в том числе средства, выделяемые на поддержание полной занятости ("политика полной занятости может стать источником инфляции, если она рождает чрезмерную денежную эмиссию").

Оптимальный рост цен  должен быть стабильным на протяжении длительного времени, этому призвана способствовать денежно-кредитная  политика государства. Между темпом роста денежной массы и ростом цен не существует точного, жестко определенного соотношения. В начальный период инфляции денежная масса в обращении растет быстрее, чем цены. Рост цен рассматривается в этот период "жизненного цикла" инфляции как временное, случайное явление. Затем ситуация меняется: "так как покупательная способность наличных денег снижается, то они становятся дорогим способом хранения активов". От "лишних" денег стремятся освободиться. "Потому на данной стадии цены растут быстрее, чем количество денег, и иногда намного быстрее".

Что касается инфляции издержек, то Фридмен считает, что эта проблема не заслуживает особого внимания: "теория инфляции издержек имеет очень ограниченное применение". Видимо, в данном случае Фридмен опирается, главным образом, на опыт западных стран, отмечая, впрочем, что "подлинные источники денежной экспансии были очень различны в разные времена и в разных районах". Применительно к инфляции издержек у монетаристов имеются два рецепта: поддержание конкуренции и плавающий курс валют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. "Денежное правило" Фридмена

 

Как было отмечено выше, денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом  на деньги и их предложением. Рост денежного  предложения (процент прироста денег) должен быть таким, какой обеспечивает стабильность цен. Фридмен исходит из того, что маневрировать с различными показателями прироста денег весьма сложно.

Анализ лагов приводит Фридмена к выводу о требованиях к проводимой денежной политике. Текущие коррективы с целью воздействия на конъюнктуру обычно запаздывают. Прогнозы центрального банка нередко ошибочны. Трудно, а скорее и невозможно выяснить, какие именно факторы оказывают воздействие на экономическое развитие. Результаты оказываются противоположными ожидаемым. Прогнозы на сколько-нибудь длительный период ненадежны. Обстановка и основные экономические параметры быстро меняются. Поэтому денежная политика призвана ориентироваться не на текущие эффекты и краткосрочные изменения, а носить долгосрочный характер.

"Если рассматривать  кредитно-финансовую область - в  большинстве случаев скорее всего  будет принято неправильное решение,  поскольку принимающие решение  рассматривают лишь ограниченную  область и не принимают во  внимание совокупность последствий всей политики в целом", - писал Фридмен. Центральному банку следует отказаться от конъюнктурной политики краткосрочного регулирования и перейти к политике долгосрочного воздействия на экономику, постепенного увеличения денежной массы.

Денежная масса влияет не на реальный, а на номинальный  ВНП. Монетарные факторы "работают" на ценовые, стоимостные показатели. Поэтому под воздействием количественного  роста денег происходит рост цен, а не увеличение реального объема общественного продукта. Это обстоятельство должно учитываться при выработке практических рекомендаций.

При выборе темпа роста  денег Фридмен предлагает ввести правило механического прироста денежной массы, который отражал бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста общественного продукта. Фридмен предлагает среднегодовой темп прироста денежной массы устанавливать в размере 4-5%. При этом он исходил из 3%-ного роста реального ВНП (для Соединенных Штатов) и небольшого снижения скорости обращения денег. Этот 4-5%-ный прирост денег должен идти непрерывно (месяц за месяцем, неделя за неделей). Причем в одной из своих работ автор "денежного правила" подчеркивает, "как именно будет установлено понятие денег и какие именно будут установлены темпы роста, имеет куда меньшее значение, чем сам факт, что это понятие твердо определено и что темпы четко обозначены".

В практике денежного  регулирования обычно устанавливают  не твердый норматив (согласно денежному  правилу), а своего рода "вилку", вокруг которой должно колебаться денежное предложение (поступление денег), или "мишень", т. е. потолочный уровень, который не должен быть превзойден. Например, в США Совет управляющих ФРС устанавливал в L967 г. ориентиры прироста М\ (наличная денежная масса и банковские депозиты) в размере 3-5% в год. Монетаристские рецепты регулирования экономики включают и другие мероприятия: продажу и покупку ценных бумаг (политику открытого рынка), систему обязательных резервов, изменение учетной ставки и т.д.

Одна из монетаристских рекомендаций предусматривает применение неожиданных воздействий. Этот вывод обосновывается тем, что поскольку экономика неизбежно приспосабливается к любым систематическим воздействиям, то в принципе эффективной оказывается политика, которую никто не ожидает и не может заранее к ней приспособиться.

 

Заключение

 

Милтон Фридмен стал неоспоримым идейным лидером монетаристов. Его вклад в теоретические и прикладные исследования получил широкое признание. Так, Пол Сэмюэлсон назвал его "экономическим экономистом". Монетаризм и экономика предложения оказали наибольшее влияние на формирование официальных доктрин и экономическую политику западных держав. В США, например, под влиянием неоконсервативного поворота в экономической теории, экономическая политика получила название "рейганомика" (по имени президента Р.Рейгана), а в Великобритании - "тэтчеризм".

Не смотря на всемирное  признание, Фридмен имеет большое количество противников своей теории. Причем, их аргументация несостоятельности его количественной теории денег выглядит довольно убедительно. Но многие из них просто не учитывают временной фактор. То есть - время, в которое были сформулированы основные постулаты этой теории. Эта теория была создана после мирового кризиса 70х годов, когда стало окончательно ясно, что жесткое государственное регулирование экономической сферы, проповедуемое Кейнсом, не является панацеей от безработицы и инфляции. Монетаристские методы действенны в долгосрочном периоде. Причем, для их эффективной работы в стране должны быть созданы условия для рыночной экономики, должна существовать соответствующая инфраструктура. Таким образом, теория Фридмена будет работать в долгосрочном периоде в стране с уже сформировавшимся рынком.

Но, конечно, нельзя безоглядно полагаться на монетаристские методы. Я считаю, что действительно действенным методом управления экономикой страны может являться только тот метод, который включает в себя лучшие черты всех существующих экономических доктрин. То есть, он должен их синтезировать. Но правильное и своевременное их применение - это уже задача людей, ответственных за это. В конечном итоге, все зависит от людей - от их возможности правильно прогнозировать будущее и анализировать прошлое. Поэтому, не стоит говорить, что эта теория не правильная, надо просто умело и вовремя ею пользоваться. Ведь даже компьютер - величайшее и полезнейшее изобретение человека в неумелых руках не принесет хорошего результата.

Информация о работе Денежное правило Милтона Фридмена