Денежно-кредитная (монетарная) политика государства: цели, методы, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание

В качестве проводника денежно-кредитной политики России выступает Центральный эмиссионный банк государства. Таким банком являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики.

Содержание

Введение 3
Функции денег 4-6
Банковская и биржевая деятельность. Финансовый рынок 7-16
Денежно-кредитная политика Центробанка и и проблемы ее реализации 17-25
Заключение 26-27
Список используемой литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.40 Кб (Скачать документ)

Мd=k Р У

Мd - величина транзакционного спроса на деньги.

k - коэффициент, определяющий  ту часть доходов и поступлений, которая сохраняется в денежной форме.

Р - индекс роста цен на продукцию, входящую в состав ВНП.

У - реальная величина ВНП  в фиксированных ценах.

Формально k в этом уравнении  является величиной, обратной скорости обращения денег, т.е. k= 1/V. Если, например, предположим, что k=0,2, то спрос на деньги в обращении будет в 5 раз меньше ВНП, выраженного в текущих ценах Р У и поскольку k=1/V, то V=5.

Экономические субъекты однако озабочены прежде всего тем, какой объем товаров и услуг они в состоянии купить, и поэтому больше, чем номинальные деньги, их интересуют деньги в реальном выражении:

Из этой формулы видно, что если склонность к обладанию  деньгами неизменна (k=const), то реальная величина транзакционного спроса на деньги предопределяется величиной реального ВНП. Вместе с ростом реального ВНП возрастает и реальный спрос на деньги. С определенной долей упрощения можно сказать, что величина этого спроса не чувствительна к колебаниям процентной ставки.

Мотив осторожности или предусмотрительности связан с неуверенностью относительно будущих доходов и расходов. Экономические субъекты сохраняют определенный резерв наличности на случай непредвиденных обстоятельств или возникновения случайной возможности заключить вы-годную сделку. Чем менее стабильно экономическое положение страны и выше вероятность возникновения непредвиденных случайностей, тем больше склонность хранить деньги в наличной форме.

Существует и другой мотив, который склоняет экономических субъектов сохранять часть своих активов в форме наличных денег. Многие активы приносят доход по сравнению с хранением наличных денег. Более того, обладание, например, облигацией помимо дохода в форме процента может в будущем ее владельцу принести дополнительный доход в форме положительной разницы между будущим и текущим курсом облигаций. Однако, чем большая часть активов будет храниться в облигациях, тем выше не только возможность доходов, но и риск понести серьезные потери. Не исключено, что в будущем цена облигации может сильно упасть. Такой риск не возникает, если хранить активы в форме наличных денег. Поэтому экономические субъекты часть активов хранят в форме наличных денег, а оставшуюся часть в формах, приносящих доход (акциях, облигациях, срочных депозитах, валютных счетах и т.д.) или обеспечивающих сохранение реальной стоимости активов (товарно-материальных запасах, патентах, недвижимости). Экономические субъекты стремятся к оптимизации собственного портфеля активов, т.е. установлению такой структуры владения активами, при которой комбинация риска и рентабельности обеспечивает максимизацию выгод для владельца активами. Величина спроса на деньги как форма владения активами обратно пропорциональна процентной ставки по срочным банковским депозитам. Процент по срочным банковским депозитам является альтернативной стоимостью хранения денег в наличной форме.

Общий спрос на деньги представляет собой совокупность спроса на деньги как форму владения активами и транзакционного спроса и зависит таким образом от номинальной величины ВНП и процентной ставки по срочным банковским депозитам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Денежно-кредитная политика Центробанка и проблемы ее реализации

 

Коммерческие банки заинтересованы в принятии депозитов потому, что  используют их на кредитные цели и  зарабатывают на разнице в процентных ставках по депозитам и предоставляемым  кредитам. Посредством безналичного расчета при наличии спроса на банковские кредиты осуществляется много депозитное расширение, т.е. депозитно-кредитная эмиссия со стороны коммерческих банков. В результате денежная масса в обращении может резко возрасти, что может спровоцировать развитие инфляционных процессов. С целью ограничения размеров денежного предложения Центробанком устанавливается норма обязательных резервов.

Осуществление безналичного расчета представляет собой отдельную  группу банковских операций наряду с активными, пассивными и за балансовыми операциями.

Существуют следующие  формы безналичного расчета между предприятиями:

а) зачет взаимной задолженности, минуя банки;

б) если предприятия - клиенты  одного и того же банка, то в рамках операционного отдела (отдела депозитных и кассовых операций) кредитуется  счет одного и дебетуется счет другого  клиента;

в) если они - клиенты разных банков, имеющих между собой корреспондентские  отношения, открытые на основе межбанковских  соглашений, то банками-корреспондентами осуществляется зачет взаимных требований. Банки заключают между собой  соглашение, по которому каждый из них  выполняет поручения другого  по платежам. С этой целью они  депонируют друг у друга денежные суммы на свои расчетные счета  с последующим взаимным урегулированием  их сальдо;

г) если они - клиенты разных банков, не имеющих между собой  корреспондентских отношений, то расчет осуществляется посредством банковского  клиринга через расчетную (клиринговую) палату (или расчетно-кассовый центр  Центробанка), где открыты расчетные  счета коммерческих банков.

Известны следующие основные способы безналичного расчета:

- посредством векселя;

- перечисление;

- списание;

- открытие аккредитива;

- чековый оборот.

Наиболее распространенным способом передачи права собственности  на часть средств, находящихся на расчетном (текущем) счету в банке  в промышленно развитых странах  является использования чеков.

Упрощенно схема чекового клиринга может быть представлена в следующем виде.

Пусть X - клиент банка А расплачивается чеком с У - клиентом банка Б. У передает чек в банк Б, где увеличивается его текущий (расчетный) счет. Затем осуществляется пересылка чека из банка Б в расчетно-кассовый центр Центробанка (или специально созданную клиринговую палату). Там увеличивается текущий счет банка Б и уменьшается текущий счет банка А. В банк Б высылается уведомление об увеличении его текущего счета и уведомление в банк А о сокращении его счета. Банк А сокращает свои активы, а по пассивам расчетный счет клиента Х. Банк Б увеличивает свои активы, а по пассивам расчетный счет клиента У.

Норма обязательных резервов - устанавливаемый минимальный процент депозитных обязательств, которые коммерческий банк должен держать в центральном банке. Такой остаток средств на расчетном счете коммерческого банка в Центробанке не может быть использован им для осуществления активных операций. Норма обязательных резервов дифференцирована по различным видам вкладов.

Главной целью установления обязательных резервов является ограничение  ликвидности коммерческих банков и  предотвращение чрезмерной эмиссии  кредитных денег. Одновременно Центробанк создает резерв ликвидности для  каждого коммерческого банка, который  может быть задействован в трудной  финансовой ситуации с разрешения Центробанка. Обязательные резервы, по которым не начисляются проценты, являются также  источником потенциальной прибыли  Центробанка.

Проанализируем влияние  нормы обязательных резервов на создание кредитных денег. Для упрощения  предположим, что величина обязательных резервов неизменна и одинакова  для всех возможных форм банковских депозитов, а избыточные резервы (разница между фактическими и обязательными резервами) полностью используются на предоставление кредитов.

Пусть первоначально привлеченный депозит в банке А составил 2000 денежных единиц. При норме обязательных резервов R=0,1 (R - доля обязательных резервов в общей сумме банковских депозитов) избыточные банковские резервы, в рамках которых банк может предоставлять кредиты, составят 1800 д.е.

Банк А за счет избыточных резервов выделяет кредит своему клиенту Х, который заключает сделку с клиентом У банка Б. В оплату за полученную продукцию средства на величину выданного кредита переходят с расчетного счета Х на расчетный счет У. У банка Б возрастают фактические резервы. В рамках своих возросших избыточных резервов он предоставляет кредит своему клиенту Z, который заключает сделку с F, клиентом банка В и т.п.

В зависимости от уровня нормы обязательных резервов депозитный множитель определяет величину расширения кредитной массы со стороны коммерческих банков. Понижение нормы обязательных резервов означает увеличение депозитного множителя, что показывает расширение кредитных возможностей банков. Увеличение же нормы обязательных резервов снижает депозитный множитель и тем самым ограничивает кредитные возможности банков.

На практике фактические  изменения кредитной массы не совпадают с потенциально возможными, поскольку существуют различного рода ограничения много депозитного расширения. В их числе можно назвать следующие:

1. Часть избыточных резервов  может быть не предоставлена  в кредит коммерческими банками  (например, вследствие недостаточного  инвестиционного спроса).

2. Кредит может быть  выдан наличными банкнотами.

3. Кредит может быть  выдан и погашен в сверхкраткий  срок.

Однако даже с учетом всех этих ограничений всегда в развитой банковской системе наблюдаются  между коммерческими банками  потоки избыточных резервов, что обусловливает  эмиссию кредитных денег.

Логика денежно-кредитной  политики заключается в том, что применение основных методов денежно-кредитного регулирования приводит к изменению величины избыточных резервов коммерческих банков, что изменяет размеры предложения кредита. В результате изменяются процентные ставки, по которым выдают кредиты, изменяется объем инвестирования и реальный объем производства.

Можно выделить следующие  виды денежно-кредитной политики:

- политика дешевых денег, осуществляемая с целью ограничения спада и выхода экономики из депрессии;

- политика дорогих денег, осуществляемая с целью ограничения инфляционного подъема в условиях высокой конъюнктуры.

Механизм реализации политики дешевых денег следующий. Центробанк осуществляет расширенную покупку ценных денег, снижает учетную ставку процента по централизованным кредитам, в случае необходимости снижает норму обязательных резервов. Стимулируя спрос на ценные бумаги, Центробанк искусственно стимулирует рост их курса и снижение доходности, поэтому банки охотно продают их. В результате покупки Центробанком ценных бумаг увеличиваются текущие счета коммерческих банков, возрастает объем избыточных резервов. При прежнем спросе на кредиты снижается процентная ставка. Снижение учетной ставки процента стимулирует коммерческие банки брать централизованные кредиты. Отчисления в обязательные резервы от привлеченных централизованных кредитов не делаются. Поэтому прирост фактических резервов коммерческих банков совпадает с приростом их избыточных резервов, а потенциально возможная максимальная сумма возрастания денежной массы совпадает с потенциально возможной суммой выданных кредитов коммерческими банками. Снижение нормы обязательных резервов непосредственно увеличивает не только объем избыточных резервов, но и значение депозитного мультипликатора.

Механизм политики дорогих  денег заключается в противоположном применении основных методов денежно-кредитного регулирования. Центробанк осуществляет расширенную продажу ценных бумаг, повышает учетную ставку процента по централизованным кредитам. В случае необходимости повышает норму обязательных резервов. Расширение продаж ценных стимулирует снижение их курса и повышение их доходности. Банки охотно скупают их. В результате сокращаются их текущие счета в Центробанке. При прежнем спросе на кредиты увеличивается процентная ставка. Возросшая учетная ставка процента по централизованным кредитам сокращает спрос на них и ограничивает спекуляцию ценными бумагами коммерческих банков (использование кредитов Центробанка на покупку ценных бумаг с последующей их перепродажей по возросшему курсу или погашением по номиналу с получением фиксированного процента). Рост нормы обязательных резервов непосредственно сокращает избыточные резервы коммерческих банков и значение депозитного мультипликатора.

Реализация денежно-кредитной  политики сталкивается с рядом проблем:

1. Существование временного  разрыва между осуществлением денежно-кредитной политики и ее эффектами, в течение которого может диаметрально измениться экономическая ситуация в стране.

2. Асимметрия в принятии  решений Центробанком и другими  экономическими субъектами. Например, Центробанк проводит политику дешевых денег. Но коммерческие банки могут не стремиться к увеличению своих избыточных резервов или расширению предложения кредитов. Также предприниматели и домашние хозяйства могут не предъявлять большой спрос на кредиты вследствие влияния каких-либо не денежных факторов.

3. Малоэффективность денежно-кредитной политики в случае, если спрос на деньги высокоэластичен, а спрос на инвестиции малоэластичен по процентной ставке. Тогда изменение денежного предложения приведет к значительному изменению величины спроса на деньги и незначительному изменению объема инвестиций.

4. Эффект обратной связи. Изменение объемов национального производства вследствие реализации денежно-кредитной политики приводит к обратному изменению спроса на деньги и процентной ставки, что снижает эффективность денежно-кредитной политики. Например, вследствие реализации политики дешевых денег произошел рост ВНП. Тогда растет спрос на деньги для заключения сделок и тем самым общий спрос на деньги. В результате увеличивается процентная ставка, и снижается эффективность реализации политики дешевых денег.

5. Изменение скорости  обращения денег. Если скорость обращения денег изменяется обратно пропорционально предложению денег, то это отрицательно сказывается на эффективности денежно-кредитной политики. Например, вследствие осуществления политики дешевых денег снизилась процентная ставка. Снижение процентной ставки приводит к увеличению спроса на деньги как форму владения активами. Использование денег в качестве формы хранения активов означает, что такие деньги не включаются в поток доходы-расходы, а их скорость обращения равна нулю. Тогда снижается скорость обращения всей денежной массы, что обусловливает снижение совокупных расходов и сжатие объемов национального производства.

Реализация денежно-кредитной  политики ставит перед Центробанком проблему выбора (дилемма целей): поддерживать стабильность процентной ставки или же размеров денежной массы при наличии их обратной взаимозависимости.

Если стабилизировать  колебания процентной ставки, то при  изменении ВНП необходимо изменять размеры денежной массы, что может  усиливать конъюнктурные колебания. Например, рост ВНП приводит к расширению спроса на деньги для заключения сделок, что обусловливает увеличение процентной ставки при фиксированном предложении денег. Для ее стабильности необходимо расширить предложение денег. Это, в свою очередь, может способствовать развитию инфляционного перегрева в экономике. Если стабилизировать размеры денежной массы, то при измерении ВНП возможны колебания процентной ставки, что может негативно влиять на экономический рост. Например, возрастание ВНП приводит к расширению спроса на деньги для заключения сделок, что обусловливает увеличение процентной ставки при фиксированном предложении денег. Это, в свою очередь, ограничивает инвестиции и темпы экономического роста.

Информация о работе Денежно-кредитная (монетарная) политика государства: цели, методы, последствия