Денежно-кредитная политика Банка России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:40, курсовая работа

Описание

Ядро любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный Банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – только опосредованно.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика института Центрального Банка России 5
1.1. Возникновение и развитие Центрального Банка России 5
1.2. Цели и функции Центрального Банка России 8
1.3. Общая характеристика денежно – кредитной политики Центрального Банка России 13
2. Организация денежно – кредитного регулирования Центрального Банка России 16
2.1. Инструменты денежно – кредитной политики 16
2.2. Эффективность мероприятий денежно – кредитной политики 18
3. Повышение эффективности инструментов денежно – кредитной политики Центрального Банка России 22
3.1. Зарубежный опыт денежно – кредитной политики 22
3.2. Совершенствование мероприятий денежно – кредитной политики 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Денежно - кредитная политика Банка России на современном этапе.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

      Официальные золотовалютные резервы возросли за первые три квартала 2008г. на 18,1 млрд. долларов США (в аналогичный период 2007г. – на 14,3 млрд. долларов США) и на первое октября 2008г. составили 95,1 млрд. долларов США. Накопленного их объема в условиях января – сентября 2008г. хватило бы для финансирования импорта товаров и услуг в течении 9,3 месяца (аналогичный показатель в январе – сентябре 2007г. равнялся 7,7 месяца).

      Основным  инструментом политики валютного курса  Банка России остаются конверсионные  операции рубль/доллар на внутреннем валютном рынке, которые осуществляются в комплексе с применением других инструментов денежно – кредитной политики [10, C.94]

      Превышение  темпов инфляции в России над темпами  инфляции в странах – основных торговых партнеров в целом и  стабильность номинального курса рубля обуславливают сохранение тенденции к укреплению рубля в реальном выражении. Прирост среднемесячного реального курса рубля к доллару США за январь – сентябрь 2008г. составил 5,6%, к евро – 7,6%, а прирост реального эффективного курса рубля – 5,3% (к декабрю 2007г.).

      Введенный с 2008г. механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации и увеличение остатков средств на счетах субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов в Банки России способствовали абсорбированию денежной ликвидности. При этом в условиях опережающего роста валютных резервов органам денежно –кредитного регулирования по сравнению с 2007г. объем денежного предложения, сформированный за 9 месяцев 2008г. за счет валютных операций был практически полностью компенсирован ростом остатков на счетах расширенного правительства в Банке России. Поэтому объем денежной базы в широком определении в целом за январь – сентябрь текущего года сократился на 4,5% по сравнению с увеличение на 20,4% за тот же период 2007г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Повышение эффективности     инструментов  денежно – кредитной  политики Центрального  Банка 

3.1. Зарубежный опыт   денежно – кредитной  политики

      Потребность в центральных банках возникло в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков – Шведский Риксбанк образован в 1668г.). В XX понимание значения роли центрального банка  для всего хозяйственного оборота страны становится  всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920г., записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его следует создать».

        Центральный банк сочетает в  себе черты обычного  (коммерческого)  банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно – кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссией. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особыми полномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения [15, C.83].

      Банк  Англии – консультант правительства  по вопросам денежно –кредитной политики и ее проводник. В послевоенный период он использовал практически все основные методы денежно – кредитной политики (как общие, так и селективные). В 40-е годы денежно –кредитная политика в соответствии с кейнсианскими рецептами рассматривалась, как дополнение к финансовой и была нацелена главным образом на удешевление государственного долга: проводилась политика «дешевых» денег, то есть поддержание ссудного процента на низком уровне. Банк Англии не пользовался таким традиционным методом регулирования, как изменение учетной ставки. Основными инструментами денежно – кредитной политики служили установление фиксированного отношения кассовых резервов к депозитам банков и операций на открытом рынке. 

      3.2. Совершенствование  мероприятий     денежно – кредитной  политики

      Использование инструментов денежно – кредитной  политики в 2006г. будет, во многом определятся  потребностями банковского сектора, которые, в свою очередь, будут зависеть от конъюнктуры мировых финансовых и товарных рынков, динамики потоков капитала, состояние бюджетной сферы и активизации факторов внутреннего спроса.

      В целях повышения эффективности  реализации денежно – кредитной политики Банк России в 2006г. продолжит работу по развитию инструментов регулирования ликвидности, которые в зависимости от ситуации в денежно –кредитной сфере будут активно использоваться как для предоставления ликвидности кредитным организациям, так и для стерилизации свободных денежных средств [9, C.79].

      В 2006г. Банк Росси будет проводить  операции рефинансирования путем проведения  ломбардных кредитных аукционов на сроки,  устанавливаемые в зависимости от текущей конъюнктуры, складывающейся на денежном рынке, предоставление банкам внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также  осуществление операций «валютный своп». В 2006г. Банк России намерен сохранить существующие возможности по предоставлению денежных средств кредитным организациям путем проведения сделок прямого РЕПО на срок от 1 до 90 дней.

      В 2006г. Банк России продолжит осуществление  комплекса мероприятий, направленных на повышение устойчивости банковского сектора Российской Федерации, защиту интересов кредиторов и вкладчиков, методическое и организационное совершенствование системы  банковского надзора в соответствии с задачами, определенными законодательством и «Стратегией развития банковского сектора  Российской Федерации». Первостепенное значение Банка России  придает вопросам отбора в систему страхования вкладов только финансово устойчивых банков. Будут реализованы меры по снижению неоправданной административной нагрузки на кредитные организации [8, C.3].

      В целях создания условий для развития содержательного надзора Банка России  предполагает участвовать в работе по внесению изменений в Федеральный закон «о Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части определения полномочий Банка России по применению профессионального (мотивированного) суждения в ходе инспектирования банков и проведения дистанционного банковского надзора.

      Будут предложены меры административной и  иной ответственности руководителей  и работников кредитной организации за противодействие уполномоченным представителям Банка России при проведении проверки и работе временных администраций, а также за предоставление банковского надзора и публикацию недостоверной информации о кредитной организации. Будут совершенствоваться методики оценки достоверности отчетных данных кредитной организации. 
 
 
 

      Заключение 

      Главными  задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной  способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно – банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Это обуславливает постепенное сближение их организационных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе – формирование единой денежно – кредитной  и валютной политики стран участниц ЕС.

      Основные  функции центральных банков –  эмиссия банкнот, проведение денежно – кредитной политики, рефинансирование банкнот, контроль за деятельностью кредитно – банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства. Реализуя указанные функции, центральные банки добиваются осуществления поставленных перед ними задач.

      Денежно – кредитная политика, первоначально предназначенная на конъюнктурное регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность финансовых курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно – финансовой системы. Добиваясь этих целей, центральные банки изменили методы кредитно –денежной политики: на смену регулирующему воздействию  с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких кредитных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания.

      Во  многих странах был ограничен  доступ коммерческих банков к кредитам центрального банка – путем повышения его учетной ставки. Было ослаблено давление резервных требований на банки, в настоящее время изменение норм резервирования как инструмент корректировки ликвидности банков используется довольно редко.

      Резко возросла необходимость международного согласования кредитно – денежной и валютной политики, усилилось межгосударственное регулирование банковской деятельности.

      В целом главной тенденцией  денежно  – кредитной политики центральных банков стало приобретение ею большей гибкости.

      Банк  России имеет двойственную природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

      Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный Банк российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий  по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России  коммерческие банки  и Банк России  оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в Центральном Банке и используются демократические принципы, но общее положение его  вы банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер. 
 
 
 

      Список  использованной литературы 

     I. Нормативно-правовые материалы:

  1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. //  Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1.  / Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №31. – Ст.3301.

     II. Специальная литература:

  1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 8-е изд., 2007. - 416 с.
  2. Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования / / Общество и экономика. -2006. - №24. - С.162
  3. Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. - Ростов - на Дону: «Феникс», 2004. - 1 68 с.
  4. Горфинкель, В.Я., Швандар, В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.
  5. Грязнова, АГ., Маркина, Е.В. Финансы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 504 с.
  6. Казьмин А.И. Банковская система и Сбербанк России: новые вызовы и импульсы роста. // Деньги и кредит, 2006. - № 10. – С.3-6
  7. Макроэкономика. Теория и российская практика. / Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. - 3-е изд., перераб. - М.: КноРус, 2006. - 679с.
  8. Носова, С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 520 с.
  9. Салихов, Б.В. Экономическая теория: Учебник. - М.: Издательско- торговая корпорация «Данников и К», 2007. - 724 с.
  10. Семибраткова О.И. Банковское дело: Учебник: Гриф МО РФ- М.: ИЦ «Академия», 2004- 224с.
  11. Сергеев, И.В., Веретенникова, И.И. Экономика организаций (предприятий): Учебник. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. - 560 с.
  12. Шкуратов, С.Е. Кредитование малых инновационных предприятий: особенности и перспективы развития // Деньги и кредит,2006.- № 10 С.66-76
  13. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под редакцией проф. Поляка Г.Б. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2-е изд, 2003. – 212с.
  14. Яковлева, Е. Б. Макроэкономика: Учебник. - СПб.: Поиск, 2005. – 380с.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Банка России на современном этапе