Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 15:22, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрим теоретические основы денежной политики, выясним, в чем состоит ее сущность, в чем ее функциональное значение и углубимся в историю вопроса. Во второй главе рассмотрим основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики России. В третьей главе подойдем к вопросу о особенностях и прогнозам денежно-кредитной политики России на 2009-2011 год. В конце данной курсовой работы подведем некоторые итоги.

Содержание

Введение 3
1.Кредитная система и денежно-кредитная политика государства 5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики 5
1.2. Денежная политика в России 6
1.3 Основные цели и принципы кредитно – денежной политики России 9
1.3.1 Кредитная система 11
2.Основные инструменты денежно- кредитной политики 17
3.Особенности развития денежно-кредитной системы России 22
Заключение 30
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

деньги.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

      Тенденции изменения курса рубля в среднесрочной  перспективе будут определяться движением средств в рамках внешнеэкономической  деятельности, формирующимся под  воздействием, как внешних факторов, так и процессов преобразования структуры российской экономики.

      В условиях, заданных основными макроэкономическими  вариантами развития России, а также  параметрами реализации денежно-кредитной  политики, темпы повышения реального  эффективного курса рубля будут  иметь тенденцию к снижению.

      В 2009-2011 гг. Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином РФ как  в области реализации денежно-кредитной  политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В  частности, реализованный в 2008 г. Минфином совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита.

      Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

      Таковыми  были прогнозы на 2009 и последующие  годы. Тем не менее, экономическая  ситуация изменилась, и уже в апреле 2009 года на заседании Национального  банковского совета (НБС) был зачитан  доклад Банка России о денежно-кредитной политике (ДКП) в 2009 году, содержащий скорректированный Центробанком из-за экономического кризиса прогноз основных макроэкономических показателей.

      Представленный на заседании НБС вариант документа прогнозирует инфляцию на уровне 13% и снижает прогноз чистого оттока капитала в 2009 году до 70 миллиардов долларов с 90 миллиардов долларов.

      Документ  также предполагает снижение валютных резервов за 2009 год на 76,3 миллиарда долларов (против 86 миллиардов долларов по прогнозу Минэкономразвития).

      Согласно  докладу, ЦБ прогнозирует в 2009 году прирост денежной массы на 9-11%, денежной базы - на 14-16%.

      В опубликованной 6 апреля 2009 года Программе  антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

      Обобщение.

      Как видно из предыдущей части работы, проект направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009г. в силу изменений, происходящих в  экономической ситуации, уже неоднократно пересматривался. Что же произошло  с банковской системой за такой достаточно короткий срок? Мнения аналитиков, рассматривающих этот вопрос, в некоторых аспектах сходятся, в некоторых - диаметрально противоположны.

      Исходя  из того, что сообщают СМИ, банковская система России в последние шесть  месяцев избежала системного кризиса и паралича расчетов исключительно за счет рефинансовой поддержки ЦБ и масштабной санации проблемных банков при участии госбанков.

      В то же время, судя по публикациям, банкиры  и эксперты видят ситуацию не столь  оптимистично. "Пожар потушен, но не останется ли после него только пепелище? - задал риторический вопрос первый заместитель председателя комитета Совета федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Глеб Фетисов. - К концу 2009 года банковская система вообще может остаться без капитала, денежная масса сузилась, более чем на 20% сократились пассивы банков".

      Банкиров  тревожит рост объемов проблемной задолженности  заемщиков, сохраняющаяся угроза девальвации  рубля, в то время как далеко не у всех банков валютные вложения равны  валютным обязательствам; увеличение стоимости привлечения ресурсов и сохранение низкой эффективности процедур взыскания просроченной задолженности. В связи с этим банкиры требуют от государства разделить их риски и добавить ликвидности. Правительство, как считают банкиры, должно безотлагательно принять меры по избавлению банков от проблемной задолженности. Например, создать фонд проблемных активов, наподобие тех, что уже созданы в США и некоторых странах Европы. Кроме выкупа плохих активов у банкиров есть и другие предложения правительству. Например, снизить ставку рефинансирования. Во всем мире ее опустили почти до нуля, в нашей же стране она только растёт.

      И, тем не менее, главная проблема 2009 года - плохие долги. Без ее решения  рассчитывать на восстановление кредитной активности банков не приходится.

      Необходимо  констатировать, что кредитная активность банковской системы в целом была в последние месяцы прошлого года фактически свернута. Прирост кредитного портфеля был показан только госбанками, имеющими доступ к средствам господдержки, и крупными федеральными банками, имеющими доступ к рефинансовым кредитам ЦБ и значительные валютные пассивы, обеспечившие автоматическую курсовую прибыль на фоне быстрой девальвации рубля. Остается пока сугубо пессимистическим прогноз динамики кредитной активности банков и на 2009 год - в целом по системе, судя по оценкам ЦБ и Минфина, ожидается нулевой номинальный прирост ссудной задолженности. Это будет означать, что новые кредиты или рефинансирование имеющейся задолженности останутся уделом крупнейших банков и системообразующих заемщиков из числа крупных предприятий. Основная же масса компаний среднего и малого бизнеса будет лишена доступа к кредитам. Правда, с учетом нынешнего заоблачного уровня процентных ставок, спрос на рыночный (не субсидируемый и не гарантируемый региональными или федеральными властями) кредит тоже сильно уменьшился.

      В равновесном положении сегодня  активы и пассивы банковской системы. Международные пассивы, по словам вице-премьера, в настоящее время составляют около 150 млрд долларов, тогда как международные активы -147 млрд долларов. Как отметил министр финансов, тот факт, что эти цифры практически сравнялись, можно назвать стабилизирующим моментом.

      "Большого  беспокойства по поводу ликвидности  банковской системы в этом году мы испытывать не должны", - сообщает первый заместитель председателя правления Центробанка Алексей Улюкаев. По его словам, об этом свидетельствуют следующие факты: снижение ставок на рынке межбанковского кредитования, снижение спроса на операции репо, досрочное погашение беззалоговых кредитов. Банкам, которые не испытывают проблем с ликвидностью, деньги по столь высокой цене оказываются ненужными, отметил первый зампред ЦБ.

      ЦБ  наделён большими полномочиями, среди  которых - формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики. И то, что вся банковская система находится сейчас в таком тяжелом положении, что форм хранения сбережений в деньгах (включая банковские вклады), которые обеспечивали бы положительную реальную доходность, сейчас нет, говорит о том, что со своими обязанностями ЦБ справиться не сумел.

      Хочется заметить, что законодателям также  давно пора ввести 100−процентную  гарантию по вкладам физических лиц (сейчас государство гарантирует  возврат вкладчикам не более 700 тыс. рублей из каждого лопнувшего банка). Кроме того, неплохо было бы распространить гарантии и на средства индивидуальных предпринимателей, и даже всех остальных юридических лиц. Крайне недостаточным является, и это нужно признать, выделение 30 млрд рублей на кредитование малого и среднего бизнеса.

      Очевидно, что при реализации всех направлений  денежно-кредитной политики ЦБ РФ в  условиях неустойчивости внешних и  внутренних факторов экономики неизбежно  возникают разнообразные проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, и рисковость денежно-кредитной сферы, отсутствие достаточного объема информации о денежно-кредитной сфере, нехватка наличных и безналичных денежных средств и другие.

      Реализация  эффективных мер по укреплению денежно-кредитной  сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

      В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций объективных аналитических материалов. Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов.

      Кроме того, необходимо форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным  капиталом и выявлением реальных собственников банков. Для обеспечения  последовательности проводимого курса  и инвестиционной привлекательности  страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны и характер, при наличии лиц, ответственных непосредственно за ее проведение. 

        Заключение 

      Денежно-кредитная  политика – очень действенный  инструмент воздействия на экономику  страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

      В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический  рост – таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью  приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

      В качестве проводника денежно-кредитной  политики выступает Центральный  эмиссионный банк государства. Без  верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

      Нельзя  забывать и о том, что денежно-кредитная  политика – чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный  инструмент. С ее помощью можно  выйти из кризиса, но и не исключена  и печальная альтернатива – усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

      В заключение необходимо отметить, что  обоснование и регламентация  конечной генеральной цели денежно-кредитной  ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования  конечной генеральной цели денежно-кредитной  политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность "имитации бурной деятельности".

     Список  литературы

         

1.Основные направления единой государственной денежно-кредитной

 политики на 2008-2009 год.// www.cbrf.ru/

2. www.bankir.ru

3.Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: Госкомстат

 России, 2005.

4.. www.allbest.ru

5.Финансы в России. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2005.

6.Управление в кредитной организации", 2008, N 6

7."Бухгалтерия и банки", 2009, N 5

8."Бухгалтерия и банки", 2009, N 9

9.  Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Н.М.            Зеленкова, Л.Т. Литвененко/ Под. ред. проф. Е.Ф. Жукова – 3 изд., М.: ЮНИТА – ДАНА, 2008г.

    10.Деньги. Кредит. Банки./ Под. ред.О.И. Лаврушина. – М.: финансы и статистика, 2004г.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства