Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить теоретические основы денежно-кредитной политики государства.

Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:

Рассмотреть необходимость и цели денежно-кредитной политики;
Охарактеризовать основные инструменты, используемые для реализации денежно-кредитной политики;
Рассмотреть характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3-4

1.Неоходимостьи цели денежно-кредитной политики государства............5-8

2.Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики......9-12

3.Характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году.................................................................................................................13-16

Заключение…………………………………………………………..................17

Тесты…………………………………………....................................................18

Список литературы.............................................................................................19

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

          В результате проведения операций на открытом рынке часть денег изымается из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается.

     Центральный банк манипулирует также учетной ставкой, определяющей величину платы за ссуду, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличения их активности в предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране.

     Если  центральный банк повышает учетную  ставку, то возможности получения коммерческими банками у него кредита снижаются. В результате сокращаются возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов, созданию кредитных денег. Происходит относительное сокращение денежной массы, предложения денег. Ставка процента при этом должна повыситься, а инвестиционная активность — снизиться.

     Для увеличения избыточных резервов коммерческих банков выдаются краткосрочные ссуды, тогда как в целях преодоления сложного финансового положения центральный банк предоставляет им среднесрочные и долгосрочные кредиты. Как правило, учетная ставка центрального банка ниже процентной ставки межбанковского кредита, но предоставление кредитов центральным банком может сопровождаться административными ограничениями.

     Ссуды центрального банка увеличивают  кредитные ресурсы банковской системы в целом, что создает условия для мультипликативного увеличения денежной массы в экономике, тогда как межбанковский кредит обеспечивает только перераспределение в рамках банковской системы имеющихся резервов.

     Реже  в качестве инструмента денежно-кредитной политики используется изменение нормы обязательных резервов. Повышение данной нормы снижает избыточные резервы, а тем самым возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. Снижение нормы имеет обратный эффект. В первом случае процентная ставка повысится, а во втором — снизится. Инвестиционная активность, напротив, уменьшаем в первом случае и увеличивается во втором, что неизбежно скажется на темпах роста экономики.

     Указанные меры денежно-кредитной политики позволяют осуществлять эффективное антициклическое регулирование в странах с рыночной экономикой. Правительство проводит жесткую денежно-кредитную политику, поддерживая на определенном уровне объем денежной массы [3,c.415-416], либо гибкую денежно-кредитную политику, удерживая на не котором заданном уровне ставку процента (рис.1).

Рис.1.Изменение  спроса при горизонтальной кривой предложения

 

      Центральный банк не может одновременно зафиксировать и денежную массу, и ставку процента. Чаще всего ему приходится прибегать к промежуточным вариантам относительно более жесткой (рис. 1.2) или же относительно более гибкой денежно-кредитной политике (рис. 1.3). Угол наклона кривой MS отражает большую степень влияния изменения спроса на деньги на денежную массу (рис. 1.3), либо на ставку процента (рис. 1.2).

Рис.1.2. Относительно жесткая денежно-кредитная политика

Рис. 1.3Относительно гибкая денежно-кредитная политика

 

      Выбор конкретного варианта денежно-кредитной  политики зависит от того, какие  факторы повлияли на изменение  спроса на деньги, и в целом  от текущей экономической ситуации. В развитых странах до середины 1970-х гг. особое внимание уделялось поддержанию стабильности ставки процента в целях предотвращения колебания инвестиционного спроса, что вполне соответствовало целям антициклической политики. Поэтому проводилась относительно гибкая денежно-кредитная политика.[3,с.426]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Характерные черты денежно-кредитной  системы России в  текущем году

      Глобальный финансовый кризис, обрушившийся на мировой рынок, не мог не оказать влияния и на ситуацию в финансовом секторе России, в том числе на ситуацию в сфере единой государственной денежно-кредитной политики. И это заставило руководителей экономики страны, Центральный банк РФ всерьез пересмотреть как свои прогнозы на текущий год, так и сценарии макроэкономического развития на последующие три года.

      В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов, подготовленных Центральным Банком РФ, отмечается, что основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей  рефинансирования для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.

      Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций.

      Главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5 - 7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.  Об этом говорится в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов.  

        В январе - сентябре 2010 года продолжалось восстановление российской экономики после глубокого спада, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом. Постепенное оживление мировой экономики и улучшение условий торговли способствовали увеличению российского экспорта и поддержанию роста производства. Сократился чистый отток частного капитала. Возобновился рост потребительской и инвестиционной активности. В январе - июне 2010 года объем ВВП увеличился на 4,2%. Однако в III квартале прирост производства товаров и услуг составил, по оценке, менее 3%, что привело к более низким, чем ожидалось ранее (4%), темпам роста ВВП в целом за 2010 год. [4,c.5]

      Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве. Сокращение объемов производства сопровождалось уменьшением численности занятых в экономике и ростом числа безработных. В условиях экономического роста численность занятого населения в январе - сентябре 2010 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. С февраля общая численность безработных начала сокращаться и на конец сентября 2010 года составила 6,6% численности экономически активного населения (7,6% годом ранее).[4,c.5]

      Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе - сентябре 2010 года возросли по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 4,8%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении увеличились, по оценке, на 4,3%. Улучшение финансового положения организаций способствовало росту инвестиций. В январе - сентябре 2010 года объем вложений в основной капитал возрос на 3,8% (в январе - сентябре 2009 года он снизился на 19,6%). [4,c.5]

       В условиях более высоких, чем в 2009 году, мировых цен на энергоносители увеличивались доходы бюджета. Реализация мер государственной политики, направленных на поддержание внутреннего спроса, способствовала росту расходов на конечное потребление органов государственного управления. Дефицит федерального бюджета в январе - сентябре 2010 года заметно снизился по сравнению с сопоставимым периодом 2009 года и составил 2,2% ВВП. [4,c.5]

         В январе - июле 2010 года отмечалось существенное снижение инфляции. На замедление роста цен повлияли низкий уровень спроса и сохранявшийся отрицательным разрыв выпуска, укрепление рубля. В июле 2010 года инфляция снизилась в годовом выражении до 5,5% - минимальное значение с 1991 года.[4,c.6]

          В 2010 году улучшились внешние условия для российской экономики. Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение в 2011 - 2013 годах роста мировой экономики темпами, близкими к ожидаемым в 2010 году показателям (не менее 4%). Восстановление внешнего спроса будет поддерживать положительную динамику отечественного производства и экспорта товаров.

        В экономике европейских стран - торговых партнеров России, входящих в зону евро, сохранение в прогнозный период отрицательных разрывов выпуска будет способствовать сдерживанию развития инфляционных процессов. Это ограничит риск ускорения роста цен в стране. В 2011 году не предполагается существенного изменения среднегодового уровня процентных ставок на денежных рынках по инструментам, номинированным в евро и долларах США. Ожидается, что в среднесрочный период соотношение между процентными ставками в России и зарубежных странах будет служить созданию условий для притока капитала в российскую экономику. Тем не менее сохраняется риск оттока капитала.

       Одним из основных факторов, влияющих на развитие российской экономики, является цена на нефть. В этой связи Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011 - 2013 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации.

         В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2011 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 60 долларов США за баррель.

       В этом случае в 2011 году темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения может замедлиться до 2,5%, инвестиции в основной капитал могут возрасти на 2,9%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,6%.[4,c.19]

       В качестве второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2011 году цена на российскую нефть может составить 75 долларов США за баррель.

       Довольно слабые показатели потребительского спроса и спроса на инвестиции в начале 2011 года подразумевают весьма слабую динамику реального ВВП в I квартале 2011 года, которая создает высокую вероятность невыполнения нашего прогноза роста ВВП на 4% в I квартале 2011 года по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года. Такую слабость можно объяснить существенным повышением единого социального налога (ЕСН) в начале 2011 года, которая могла отвлечь корпоративные ресурсы от инвестиций и ограничить расходы на оплату труда.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

      Кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства и в экономической жизни нашей страны. Она способствует развитию экономики, стабилизации общественных отношений, развитию научно-технического прогресса, наукоёмких производств, снижению социальной напряженности, стабилизации государства в целом.

    Изучив  теоретические основы денежно-кредитной  политики можно сделать следующие выводы, что основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

    Центральным звеном денежной политики государства является  центральный банк. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами Центрального Банка   являются:  операции на открытом рынке ценных бумаг,  уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и  величина обязательных резервов.

    Основной целью единой государственной денежно-кредитной политики, в текущем году и на предстоящие периоды, остается снижение уровня инфляции. Об этом говорится в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов.  

       Таким образом, можно сказать: денежно-кредитная система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства