Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики в России.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить теоретические основы денежно-кредитной политики,
рассмотреть ее цели, принципы и инструменты;
проанализировать действующую денежно-кредитную политику Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Кредитная политика: её цели и принципы 5
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В 2009 ГОДУ 15
ГЛАВА 3. СЦЕНАРИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД С 2010 ПО 2012 ГОДЫ 35
3.1. Прогноз платежного баланса и социально-экономического развития России на 2010 – 2012 годы 35
3.2 Политика Банка России в 2010 – 2012 годах и ожидаемые перспективы валютного курса 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Работа состоит из  1 файл

денежно-кредитная политика государства.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

      Однако, хотя кредитная политика играет важную роль в осуществлении такой двоякой  задачи, как обеспечение экономического роста и стабильности денежной системы, ее суть может быть правильно понята только при надлежащем анализе роли банков в современной экономике, прежде всего их функции имитирования платежных средств. В таком случае предоставление кредитов должно осуществляться в интересах всего общества; поэтому появляется необходимость в законной жесткой регламентации деятельности банков.

      Россия - страна со сложной экономической  и политической судьбой. Периодически экономика страны, а следовательно, и ее денежно-кредитная политика оказываются в критических ситуациях, естественным следствием возникновения  которых является появление множества предположений о возможных путях выхода из сложившихся обстоятельств с наименьшими потерями.

    Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России. Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса. Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира, поддержание положительного платежного баланса страны.

      Денежно-кредитная  политика Банка России разрабатывается  в соответствии с целями макроэкономической политики на планируемый период, т.е. на предстоящие три года

      Субъектом кредитной политики является центральный  банк (ЦБ). Согласно закону он выполняет целевые установки правительства, но в то же время не является правительственным институтом. ЦБ имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, данный институт, обладающий относительной самостоятельностью, не является простым исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.

      Реализация  совокупности задач, стоящих перед центральным банком в осуществлении экономической политики, проходит по двум направлениям. Первое — обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Устойчивая валюта — важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление связано с тем, что центральному банку предписана функция влияния на кредитную деятельность частных деловых (коммерческих) банков в интересах макроэкономической политики.

      В сфере кредитно-денежного обращения  государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: "государство — центральный банк". Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества.

      Необходимо  отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики. 

      1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 

     Выше  нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

    Федеральный закон "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" определил основные инструменты  денежно-кредитного регулирования  Банка России:

    - процентные ставки по операциям Банка России;

    - нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные  требования);

    - операции на открытом рынке;

    - рефинансирование банков;

    - валютное регулирование;

    - установление ориентиров роста  денежной массы;

    - прямые количественные ограничения.

    Процентная  ставка Центрального банка - один из важнейших  инструментов денежно-кредитного регулирования  и используется для воздействия  на рыночные процентные ставки в целях  укрепления национальной валюты. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.

    На  величину кредитных ресурсов коммерческих банков, а следовательно, и на объем кредитных вложений влияет такая мера Центрального банка, как изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Сущность этой политики заключается в установлении Центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов. При этом обязательные минимальные резервы хранятся на беспроцентном счете в Центральном банке страны. По мнению западных экономистов, эта мера является "грубым" инструментом регулирования денежной массы в обращении.

    Таким образом, изменение норм обязательных резервов во всех промышленно развитых странах является действенным инструментом денежно-кредитной политики, который постоянно адаптируется к изменяющимся условиям.

    После финансового кризиса в России средства, накопленные в фондах обязательного резервирования, использовались для помощи отдельным банкам и санации банковской системы в целом.

    Политика  Центрального банка РФ по этому вопросу  направлена на приближение норм резервирования к общемировым стандартам. Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам возможно в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования.

    Желание коммерческих банков приумножить свои доходы заставляет их идти по пути мультипликативного роста пассивов и выпуска собственных платежных средств. Поэтому попытки Центрального банка повлиять на величину денежной массы через изменение нормы обязательных резервов часто не достигают цели.

    В настоящее время наиболее распространенный инструмент регулирования денежной массы в обращении - операции Центрального банка на открытом рынке. Эти операции предполагают, с одной стороны, покупку и продажу государственных облигаций Центральным банком, а с другой стороны - коммерческими банками, финансовыми компаниями и населением. Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки устанавливаются Центральным банком дифференцировано, в зависимости от срочности государственных ценных бумаг.

    Воздействие Центрального банка на денежный рынок  и рынок капитала состоит в  том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, Банк России создает  выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для повышения своей ликвидности.

    Таким образом, операции на открытом рынке - это наиболее гибкий метод регулирования  ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения государственного долга.

    В отличие от ведущих промышленно  развитых стран с развитыми финансовыми  рынками и цивилизованными формами  государственного долга, у России до сих пор нет единого мощного  инструмента контроля за предложением денег в экономике. В большинстве  зарубежных стран эту функцию выполняют операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и, соответственно, влиять на динамику роста цен.

    К административным мерам регулирования  денежной массы в обращении можно  отнести прямые количественные ограничения - установление для коммерческих банков лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций, на выдачу отдельных видов кредита, например на выдачу потребительского кредита, кредита биржевым спекулянтам. В некоторых странах для коммерческих банков устанавливаются предельные нормы годового прироста банковского кредита. Такие ограничения могут устанавливать Центральный банк и соответствующие правительственные органы.

    Таким образом, Правительство РФ разрешило Банку России широко использовать в целях укрепления денежного обращения как экономические, так и административные меры регулирования денежной массы.

    При выработке денежно-кредитной политики следует исходить из конкретных исторических условий, т.е. денежно-кредитная политика должна учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, а также реальные экономические и финансовые возможности государства.

     Использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

     Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

     Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги,  который должен быть оплачен при покупке либо наличными либо,  ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

     Если  государство хочет  не допустить  увеличения денежной массы, то оно может  всеми возможными средствами отбивать желание брать  потребительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

     Государство в лице центрального  банка может  влиять на банки путем словесного убеждения.  Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы  к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны  к  общественному  мнению, как и другие.

     На  наш взгляд, серьезным инструментом являются распространяемые слухи. Хотя это и незаконно, но как показывает практика вполне действенно. Сколько раз мы были свидетелями подобных явлений!  Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег,  повышении цен, замораживании вкладов, о письмах, якобы разосланных банкам.  Несомненно, такие слухи влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от рублей, долларов или денег вообще, "превратив"  их в товары. 

 

      ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ  РОССИИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ  ПОЛИТИКА В 2009 ГОДУ 

     В предстоящий трехлетний период главной  целью единой государственной денежно-кредитной  политики остается снижение инфляции до 9 - 10% в 2010 году и 5 - 7% в 2012 году [12]. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.

     Банк  России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних  и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и на период до 2012 года. В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства