Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:04, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные разногласия в стане экономистов наблюдаются не только по поводу предлагаемых для реализации мер, но даже в оценке существующего положения дел. Так, наряду с мнением, что проводимая государством денежно-кредитная политика с 1995 г. была крайне жесткой, но эффективной, а причины падения рубля оказались чисто психологическими, высказывалось убеждение, что именно проводимый Центральным Банком курс оказался в итоге провальным.
Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики.
1 Введение………………………………………………………………………………………..3
2 Монетаризм как основа формирования денежно – кредитной политики в различных странах……………………………………………………………………………………………4
2.1 М. Фридмен – основатель монетаризма……………………………………………………4
2.2 Характеристика основных элементов монетаризма……………………………………….6
3 Основные инструменты денежно – кредитной политики…………………………………...9
3.1 Цели и задачи денежно – кредитной политики……………………………………………9
3.2 Характеристика косвенных элементов денежно – кредитной политики……………….11
3.2.1 Обязательные резервы……………………………………………………………………11
3.2.2 Рефинансирование коммерческих банков………………………………………………13
3.2.3 Купля – продажа ценных бумаг на рынке………………………………………………15
3.2.4 Некоторые другие методы регулирования денежно – кредитной сферы…………….16
4 Особенности современной монетарной политики России………………………………...19
4.1 Внешние и внутренние условия проведения монетарной политики и обоснование ее целей……………………………………………………………………………………………..19
4.2 Характерные черты денежно-кредитной системы России в 2008 году…………………21
4.3 Об антикризисных мерах правительства России…………………………………………24
5 Заключение……………………………………………………………………………………27
Список используемой литературы ……………………………………………………………28
Приложение А
Приложение Б
Исходя из того, что хорошие намерения слишком часто выполняются неправильно, монетаристы выступили против проведения активной денежной политики, направленной на стабилизацию одновременно предложения денег и процентной ставки.
Кейнсианскую
концепцию они считали
В 70-е — начале 80-х гг. практическое применение монетаристских рецептов позволило выработать довольно эффективные меры борьбы с инфляцией. В то же время стабилизация инфляционных процессов, изменения финансовых институтов и переход к новому качеству экономического роста в 80-е гг. значительно снизили актуальность монетаристских рецептов денежной политики, разработанных в инфляционный период предыдущего десятилетия. Однако во многом благодаря научным достижениям монетаристов экономисты навсегда распрощались с утверждением "деньги не имеют значения".
Современная денежная теория все более приобретает синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической "экономики предложения" и др.
В
целом же в экономической науке
сформировалось направление, получившее
название "неоклассический синтез",
которое включает разнообразные точки
зрения по ряду вопросов теории и практики
функционирования современной смешанной
экономики. [2]
3 Основные инструменты денежно – кредитной политики
3.1
Цели и задачи денежно
– кредитной политики
Под
денежно-кредитной политикой
Кредитно-денежная политика проводится Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося потной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада — в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а по время экономического роста, сопровождающегося инфляцией, — в ограничении предложения денег для ограничения расходов.
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса экономической политики, с другой – кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.
Основные цели и задачи кредитно-денежной политики:
- устойчивый экономический рост;
- полная занятость;
-
обеспечение устойчивой
- устойчивый платежный баланс;
-
выработка правил денежного
- воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.
В самом общем виде достижение указанных целей кредитно-денежной политики осуществляется следующим образом: в периоды экономического спада ЦБ проводит политику, направленную на расширение предложения денег (экспансионистская политика); в периоды «перегрева» экономики,
ускоренного экономического роста ЦБ, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе прекращает предложение денег.
Также выделяют следующие цели:
Экономически цели.
После
длительного периода
Стремление
сохранить и по возможности увеличить
производство, а также поддержать
достигнутый уровень жизни
Монетарные цели контроля над кредитом.
Цель
государственных органов в
Стабильность внутренних цен необходима для нормального функционирования экономики. Общее понижение цен повлекло бы за собой замедление темпов производства и тем самым препятствовало бы экономическому развитию; однако эту возможность не стоит рассматривать, поскольку в настоящее время она не может реализоваться. Общее повышение только подрывает или ослабляет стремление к накоплению денег и делает неэффективным предпринимаемые усилия, приводя к неоправданному обогащению некоторых слоев населения, оно также ухудшает условия капиталовложений и снижает их рентабельность.
Для нормального функционирования экономики требуется также стабильность международных финансовых отношений, которая позволяет поддерживать валютные резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет бороться с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку именно от неё зависит регулярность импорта сырья и энергоносителей, необходимых для народного хозяйства.
Согласование целей экономической и денежной политики.
Реализация совокупности задач, стоящих перед Центральным Банком в осуществлении экономической политики, проходит по двум направлениям. Первое – обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Устойчивая валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Втрое направление связано с тем, что Центральному Банку предписана функция влияния на кредитную деятельность коммерческих банков в интересах макроэкономической политики.
В сфере денежно-кредитного обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: «государство - Центральный Банк».
Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия – через систему денежно-кредитного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономик.
В
зависимость от причин, вызвавших
изменение спроса на деньги, могут меняться
цели денежно-кредитной политики. Это
жесткая или гибкая денежно-кредитная
политика либо выбор такого варианта монетарной
политики, при котором допускается свободное
колебание массы денег в обращении и процентной
ставки. [3]
3.2 Характеристика косвенных инструментов денежно – кредитной политики
3.2.1
Обязательные резервы
В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций".
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В
последние полтора-два
Понижение нормы денежных резервов приведет к увеличению денежного мультипликатора, а следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных бумаг и потребует возвращения ссуд.
Этот
инструмент монетарной политики является
наиболее мощным, поскольку он затрагивает
основы всей банковской системы. Он является
настолько мощным, что в действительности
его применяют раз в несколько лет, а не
каждый день, как в случае с операциями
на открытом рынке.
3.2.2
Рефинансирование коммерческих
банков.
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.