Денежно-кредитная политика РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание

С этой целью в курсовой работе определены следующие задачи:
1. Сделать макроэкономический анализ Республики Казахстан, вынуждающих ЦБ проводить соответствующую кредитно-денежную политику.
2. Проследить за влиянием применяемых инструментов в разных временных периодах.
3. Выявить эффективность денежно-кредитной политики в достижении поставленных целей ЦБ и достижении макроэкономической стабильности.
4. Сделать предложения для проведения монетарной политики.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и значение денежно-кредитной политики
1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики
1.3 Основные типы и модели денежно-кредитной политики
Глава 2. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Казахстан
2.1 Общий анализ денежно-кредитной политики в Республике Казахстан
2.2 Перспективы денежно-кредитной политики
Глава 3. Монетарное регулирование в Республике Казахстан в условиях современного, мирового, финансового кризиса
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

денеж курсавая.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

Вставка 1

В 2008 году среднегодовая инфляция останется на высоком уровне даже при существенном снижении годовой инфляции (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года). В большей степени это связано с методикой расчета среднегодовой инфляции. При расчете среднегодовой инфляции учитывается динамика инфляционных процессов за последние 2 года. По своей сути, среднегодовая инфляция показывает изменение средней стоимости корзины товаров и услуг, используемой для расчета индекса потребительских цен, в текущем году по сравнению с ее средней стоимостью в предыдущем году.         Таким образом, расчет среднегодовой инфляции предполагает охват 24 последовательных месяцев, т.е. усредняется изменение потребительских цен за последние 12 месяцев, рассчитанных к базовому периоду, по отношению к их изменению в соответствующем периоде предыдущего года. Так, уровень среднегодовой инфляции в 2008 году будет зависеть, как от инфляции в 2008 году, так и в 2006 и 2007 годах.          При этом усиление инфляционного давления во втором полугодии 2007 года скажется также на темпах инфляции и в 2008 году. Ожидается, что при условии более благоприятной ситуации на потребительском рынке в 2008 году по сравнению с прошлыми годами темпы годовой инфляции начнут замедляться уже во второй половине года. Однако среднегодовая инфляция на протяжении всего 2008 года будет показывать высокие темпы роста и только к концу года следует ожидать некоторого ее замедления. Действия Национального Банка Республики Казахстан будут определяться в зависимости от реализации базового или пессимистичного сценария развития экономики. При реализации базового сценария приоритетом будет оставаться обеспечение стабильности цен. Реализация пессимистичного сценария потребует изменения приоритетов политики в пользу обеспечения стабильности финансового сектора с целью недопущения дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране. Реагируя на изменение ситуации, сложившейся в мировой и отечественной экономиках, Национальный Банк Республики Казахстан отойдет от проведения «жесткой» денежно-кредитной политики. Как уже отмечалось выше, центральные банки многих стран, включая крупнейшие страны, пересматривают подходы к проведению денежно-кредитной политики, делая основной упор на поддержание развития собственных банковских систем. Считаем, что в условиях замедления экономического роста в Республике Казахстан такая политика Национального Банка Республики Казахстан является наиболее предпочтительной. В 2008 году Национальный Банк Республики Казахстан продолжит работу по совершенствованию инструментов денежно-кредитной политики, главным образом в отношении повышения роли процентных ставок по операциям Национального Банка Республики Казахстан. Установление официальной ставки рефинансирования будет производиться в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции таким образом, чтобы она являлась верхним уровнем ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов. Ставка по депозитам, привлекаемым Национальным Банком Республики Казахстан от банков второго уровня, будет устанавливаться на уровне от официальной ставки рефинансирования и представлять собой нижнюю границу коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан.          Национальный Банк Республики Казахстан продолжит предоставление банкам второго уровня займов рефинансирования в виде проведения операций обратного РЕПО под залог государственных и агентских ценных бумаг. Проведение операций валютного СВОП, а также предоставление краткосрочных займов под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке Республики Казахстан будет осуществляться только при заключении банками Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов Национальным Банком Республики Казахстан. Будет полностью прекращена практика проведения переучетных операций с коммерческими векселями, в этой связи будет прекращено присвоение предприятиям статуса первоклассных эмитентов векселей. Национальный Банк Республики Казахстан будет осуществлять операции по конвертации и реконвертации активов Национального фонда Республики Казахстан, как путем покупки или продажи иностранной валюты на внутреннем рынке, так и за счет золотовалютных активов. При этом снижению дополнительного спроса на иностранную валюту на внутреннем рынке будет способствовать увеличение сроков, в течение которых Национальный Банк Республики Казахстан может осуществлять конвертационные операции, до 6 месяцев (до ноября 2007 года – 1 месяц). Национальный Банк Республики Казахстан будет проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику. Это будет подразумевать, с одной стороны, принятие мер по поддержанию ставок по операциям Национального Банка Республики Казахстан на уровне, адекватном складывающейся ситуации, а с другой стороны, проведение операций по обеспечению банков краткосрочной ликвидностью.Основными операциями регулирования Национальным Банком Республики Казахстан ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также регулирования ликвидности банков останутся выпуск краткосрочных нот, привлечение депозитов банков второго уровня, предоставление займов рефинансирования.    При необходимости и в случае возникновения спроса Национальный Банк Республики Казахстан рассмотрит вопрос возобновления выпуска краткосрочных нот сроком обращения до 1 года для формирования краткосрочной кривой доходности. Национальный Банк Республики Казахстан будет осуществлять мониторинг краткосрочной кривой доходности и принимать соответствующие решения в зависимости от ситуации на финансовом рынке.Национальный Банк Республики Казахстан в условиях давления на обменный курс тенге в сторону его ослабления не будет допускать резких краткосрочных колебаний обменного курса тенге, при этом ориентиры или коридоры колебания курса тенге устанавливаться не будут.Относительное снижение внутреннего инвестиционного и потребительского спроса обеспечит корректировку ситуации в платежном балансе за счет сокращения, прежде всего, расходов на импорт. В то же время, учитывая временной лаг с которым это может произойти, в целях устранения дисбаланса спроса и предложения на внутреннем валютном рынке в краткосрочном периоде Национальным Банком Республики Казахстан могут быть предприняты меры по ограничению спроса на иностранную валюту, в том числе путем измНациональный Банк Республики Казахстан будет проводить поддерживающую денежно-кредитную политику. Это подразумевает возможность значительного снижения существующих нормативов минимальных резервных требований Национальный Банк Республики Казахстан будет воздерживаться от предоставления банкам прямой долговременной помощи в значительным объемах. Тем не менее, Национальный Банк Республики Казахстан совместно с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Правительством Республики Казахстан планирует выработать и активно использовать механизмы поддержания банковского сектора с использованием различных косвенных инструментов (секьюритизация активов, операции с облигациями и акциями банков, предоставление ликвидности через институты развития и др.).Национальный Банк Республики Казахстан в условиях более высокого давления обменного курса тенге допустит более значительное его ослабление по сравнению с базовым сценарием в целях поддержания золотовалютных резервов на уровне, необходимом для выполнения страной своих международных обязательств.           Сжатие внутреннего инвестиционного и потребительского спроса обеспечит корректировку ситуации в платежном балансе за счет сокращения не только расходов на импорт, но и сокращения выплат в обслуживание внешнего долга. В то же время, учитывая существенный дефицит ликвидности в иностранной валюте и угрозу внезапного оттока капитала из страны, при необходимости будут приняты жесткие меры по стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке. В этих целях Национальным Банком Республики Казахстан могут быть предприняты меры по ограничению оттока капитала и повышению объемов предложения иностранной валюты, в том числе посредством временного введения валютных ограничений (режим специального разрешения). 

Приложение 1  

ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ НА 2008-2009 ГОДЫ

(БАЗОВЫЙ  СЦЕНАРИЙ)

на конец  периода

  2007  
(факт)
2008 (прогноз) 2009 (прогноз)
Инфляция, %      
- на  конец года, % 18,8 7,9-9,9 7,5-9,5
- в  среднем за год, % 10,8 16,0-18,0 8,5-10,5
Официальная ставка рефинансирования, % 11,0 10,0 9,0
Денежная  база, млрд. тенге 1464 1681 1878
изменение в % -2,5 14,8 11,7
Денежная  масса, млрд. тенге 4614* 4998 6173
изменение в % 25,5* 8,3 23,5
Депозиты  резидентов, млрд. тенге 3874* 4167 5124
Кредиты банков экономике, млрд. тенге 7256* 8220 9848
Уровень монетизации экономики, % 38,6* 31,6 33,1
 

 

ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ

Международные резервы и денежные агрегаты (сентябрь 2008 года).  В сентябре 2008 года чистые международные резервы Национального Банка в текущих ценах выросли на 0,9% (или на 201,4 млн. долл. США) до 21,9 млрд. долл. США (с начала года – рост на 24,5%). Операции по покупке валюты на внутреннем валютном рынке, поступление валюты на счета Правительства, а также увеличение активов в золоте были частично нейтрализованы операциями по пополнению активов Национального фонда и обслуживанию внешнего долга Правительства. Кроме этого, произошло снижение остатков на корреспондентских счетах банков второго уровня в иностранной валюте в Национальном Банке. В результате, чистые валютные запасы (СКВ) увеличились на 0,3% (или на 63,7 млн. долл. США) (с начала года – рост на 26,3%), активы в золоте выросли на 7,4% (или на 140,4 млн. долл. США) (с начала года – рост на 9,4%) в результате проведенных операций и роста его цены на мировых рынках на 5,3%. За сентябрь 2008 международные резервы страны в целом (в текущих ценах), включая деньги Национального фонда (по предварительным данным 27,6 млн. долл. США), увеличились на 2,5% до 49,5 млн. долл. США (с начала года – рост на 28,2%).Рост чистых международных резервов Национального Банка в сентябре 2008 года привёл к незначительному расширению денежной базы на 0,2% (или на 4,0 млрд. тенге) до 1 754,9 млрд. тенге (с начала года – расширение на 19,9%).Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков второго уровня в Национальном Банке, расширилась на 4,5% до 1 546,6 млрд. тенге (с начала года расширение на 6,4%).За сентябрь 2008 года денежная масса незначительно сократилась, на 0,03% до 5 885,8 млрд. тенге за счет сокращения чистых внешних активов банковской системы. С начала года денежная масса выросла на 27,1%.За сентябрь 2008 года наличные деньги в обращении выросли на 1,3% до 806,8 млрд. тенге (с начала года – рост на 9,1%), при этом депозиты в банковской системе сократились на 0,2% до 5 079,0 млрд. тенге (с начала года – рост на 30,6%). Рост наличных денег в обращении на фоне сокращения темпов роста депозитов обусловило снижение доли депозитов в структуре денежной массы с 86,5% в августе до 86,3% в сентябре 2008 года. Денежный мультипликатор сократился с 3,36 в августе до 3,35 в сентябре 2008 года вследствие расширения денежной базы на фоне сокращения темпов роста денежной массы.
 
 
 

Глава 3. Монетарное регулирование в Республике Казахстан         в условиях современного, мирового, финансового кризиса.

       Целями монетарной политики в условиях современного, мирового кризиса станут обеспечение низкого уровня инфляции, поддерживающего высокие темпы экономического роста, благоприятных конкурентных условий отечественным товаропроизводителям и устойчивости платежного баланса страны, создание условий для дальнейшего роста кредитования банками реального сектора экономики путем стимулирования снижения банковских процентных ставок. С обретением суверенитета, вступлением в целый ряд международных организаций Казахстан столкнулся с новыми для него проблемами собственной внешней политики, обороны, национальной безопасности, с проблемами самостоятельного вхождения в мировую экономику и мировое сообщество. Мировая экономика развивалась высокими темпами в первой половине 2007 года. По оценкам МВФ темп ее роста в этот период составил около 5% в годовом выражении. Половина этого роста приходилась на развитие экономик Китая, Индии и России.   Кроме того, мировой финансовый рынок в первом полугодии 2007 года характеризовался постепенным незначительным ростом ставок. Причиной такого роста стало ужесточение денежно-кредитной политики центральными банками некоторых развитых стран в результате повышения уровня инфляции. Европейский центральный банк дважды за год поднимал базовую процентную ставку – в марте до уровня 3,75% и в июне до 4%. Банк Японии поднял ставку до уровня 0,5% в феврале 2007 года. Базовая ставка ФРС оставалась на уровне 5,25% до сентября 2007 года. На валютных рынках продолжались тренды 2006 года, характеризующиеся ослаблением доллара США, укреплением евро, фунта стерлингов и медленным укреплением китайского юаня. Во второй половине 2007 года темпы роста развитых экономик снизились. Замедление роста в Европе и Японии было связано с укреплением национальных валют и снижением притока инвестиций. В США замедление роста обуславливается кризисом «sub-prime» ипотеки и, как следствие, падением потребительской уверенности. При этом в августе 2007 года кризис на рынке ипотечных займов в США, который возник в начале 2007 года, перерос из локального в глобальный. В результате повысилась волатильность на финансовых рынках. Падение рынка «sub-prime» ипотеки в США, а также неопределенность рисков и величины конечных потерь привели к последующему кризису ликвидности на мировых финансовых рынках. Рост рисков привел к тому, что портфельные инвесторы вывели капитал с развивающихся рынков. В результате для большинства развивающихся рынков доступ к внешним заимствованиям оказался практически закрыт. Ряд центральных банков, в частности Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, отреагировали на возникший кризис проведением кредитных интервенций для поддержания ликвидности банковских систем своих стран. В этих условиях колебание процентных ставок на мировых рынках усилилось. Ставка Либор по 3-месячным долларовым депозитам повысилась с 5,36% по состоянию на конец июля 2007 года, достигнув 7 сентября 2007 года своего максимального значения в 2007 году – 5,73%. После вливания ликвидности со стороны Европейского центрального банка в декабре 2007 года ставка Либор снизилась до 4,73% (по состоянию на 28 декабря 2007 года).    В целом, мировая экономика вступила в период высокой неопределенности, основным источником которой является волатильность на мировых финансовых рынках. Несмотря на стабилизацию ситуации в последние месяцы, крупнейшие банки продолжают списывать активы, инвестированные в ценные бумаги, связанные с ипотечными займами низкой надежности. Центральные банки ведущих стран мира (США, Евросоюза, Великобритании, Канады и Швейцарии) в декабре 2007 года объявили об объединении усилий для выхода из кризиса ликвидности.     Помимо нестабильности на финансовом рынке, мировая экономика столкнулась с проблемой значительного роста цен на товарных рынках. В условиях ограниченных резервных мощностей выработки нефти, стабильного роста спроса на нее в основном со стороны динамично развивающихся стран и увеличивающимися геополитическими рисками с начала 2007 года отмечается устойчивая тенденция роста цен на нефть. Так, в декабре 2007 года по сравнению с началом года средняя цена на нефть сорта Brent, по данным МВФ, выросла на 46,8% и составила 91,45 долл. США за баррель.  В 2007 году цены на основные металлы и продовольственные продукты также продолжили свой рост. Так, индекс цен нетопливных биржевых товаров по расчетам МВФ, включающий в себя продовольственные и промышленные товары, за 9 месяцев 2007 года вырос на 6,1%. При этом индекс цен на металлы вырос на 1,5%, а индекс цен продовольственных товаров на 18,2%. Низкий урожай в странах – основных производителях зерновых культур, рост мирового производства альтернативных видов топлива на растительном сырье (биоэтанол) привели к сокращению объемов предложения соответствующих товаров на мировом рынке, что повлекло рост цен на них.  Так, по данным МВФ мировая цена на пшеницу (Канада) в 2007 году выросла в 2 раза, цены на подсолнечное масло, по данным Департамента сельского хозяйства США за январь-ноябрь 2007 года выросли на 91,9%. Следствием негативных тенденций на мировом финансовых и товарных рынках стал рост инфляции во многих странах мира. Так, в США годовая инфляция (за последние 12 месяцев) повысилась с 2,5% в декабре 2006 года до 4,3% в ноябре 2007 года, в странах Еврозоны – с 1,9% до 3,1%, в том числе в Германии – с 1,4% до 3,1%. 
         Суверенный Казахстан предстоит на деле превратить в самостоятельный субъект международных отношений, активное действующее лицо мирового экономического и политического пространства. Для достижения нового положения во всемирном масштабе необходима новая идеология. И ее первоосновы уже заложены. Разумный и доброжелательный подход Казахстана во внешней политике уже дал свои первые плоды. Сегодня Казахстан является полноправным членом ООН. Он признан более 115 странами мира. В настоящее время дипломатические отношения Республики Казахстан установлены со следующими странами: Австралия, Афганистан, Армения, Австрия, Канада, Китай, Куба, Египет, Франция, Грузия, Германия, Великобритания, Венгрия, Индия, Индонезия, Иран, Италия, Испания, Япония, Израиль, Кыргызстан, Кувейт, Ливия, Мексика, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Палестина, Румыния, Святой престол (Ватикан), Северная Корея, Швейцария, Швеция, Таджикистан, Турция, Россия, США, Узбекистан, Украина, Финляндия, ЮАР, со многими другими государствами. Мало того, республика начала выполнять функцию гармонизатора политической ситуации в Европе и Азии. Именно наш Президент и наша Республика были посредниками в отношениях между Горбачевым и Ельциным, между Арменией и Азербайджаном, между Кавказом и Россией, между коммунистами и демократами.  
         Казахстан является членом многих международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций (ООН), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирный банк (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АБР), Организация Исламская Конференция (ОИК), Организация экономического сотрудничества (ОЭС), которая объединяет Афганистан, Азербайджан, страны Центральной Азии, Иран, Пакистан и Турцию. В 1992 году Казахстан заключил соглашение о техническом сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС), которое имеет свое представительство в Алматы. В 1995 году Казахстан присоединился к Программе НАТО "Партнерство во имя мира".  
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Заключение

 Таким  образом денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов  экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен. Результаты монетарного регулирования по-разному расцениваются в кейнсианской и монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная денежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздействия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономической активности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введение монетарного правила и отказ от дискретной денежно-кредитной политики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают, что монетарная политика вообще не оказывает воздействия на реальный ВНП. Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки. Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций.    Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.  В нашей стране на данном этапе цель: рациональная денежно-кредитная политика, которая минимизирует инфляцию и спад производства, и не допускает роста безработицы. В проделанной курсовой работе, сделаны следующие выводы:           Во-первых: любое государство как развитое так и развивающее должно придавать большое значению денежно-кредитной политики проводимой ЦБ. ЦБ должен быть полностью независим в проводимой им политики. При этом важно учесть, чтобы цели правительства не противоречили проводимой ЦБ кредитно-денежной политики. Плачевный опыт ЦБ Бразилии и Аргентины показал необоснованность и однобокость целей  правительства. В целях привлечения инвестиций правительство принуждало ЦБ снижать процентные ставки по кредитам что противоречило проводимой ЦБ политики инфляционного таргетирования, где главной целью ЦБ была направлена на подавления инфляции. Еще долгое время пришлось Аргентине и Бразилии восстанавливаться после процессов гиперинфляции.    Во-вторых: в процессе осуществления денежно-кредитной политики ЦБ должен стараться обеспечить необходимое расширение кредитов и размеров денежной массы, соответствующих долгосрочным нуждам  растущей экономики развивающихся стран, соблюдая при этом стабильность внутренних цен. В более короткий период денежно-кредитная политика не должна допускать нежелательных инфляционных или дефляционных процессов.    

          В-третьих: наиболее важной целью денежно-кредитной политики должно быть стабильность цен, при обеспечении которой создаются условия способствующие экономическому росту. Для эффективного осуществления денежно-кредитной политики в развивающихся странах, необходимо чтобы органы денежно-кредитного регулирования определили приоритеты, цели и пути их достижения опираясь на опыт развитых и успешно развивающихся стран.    

           В-четвертых: Перед проведением денежно-кредитной политики как мощного инструмента регулирования экономики, должна быть дана объективная оценка сложившейся ситуации в денежно-кредитной сфере и в экономике в целом. Органы разрабатывающие и оценивающие денежно-кредитную политику должны постоянно контролировать развитие событий в экономике. Так же необходимо отметить, что эффективность применения типов денежно-кредитной политики, как и отдельных инструментов регулирования банковских операций, определяется тем насколько дестабилизация денежного обращения вызвана чисто монетарными, а не общеэкономическими или политическими причинами. Только поняв причины дестабилизации экономики можно проводить успешную денежно-кредитную политику как в развивающихся так и развитых странах.

 

                                          Список использованной литературы

Бабичева  Ю.А. / Банковское дело: Справочное пособие,  М, Экономика, 1994г.

Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное          пособие.- М.: ЮНИТИ, 2000.

Булатов    Ээкономика ,  М,  1999г

Борискин  А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин,А.А. Тарабцева. – С-Пб.: СпецЛит, 2000.

Гончаров  Д.. О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2000, №1, стр. 52.

Динсдей Д., Долан Эээ.  Макроэкономика. С-Пб. «Литера плюс», 1994г.

Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.- М.: КИОРУС,  2006.

Камаев  В.Д. Учебник по основам экономической  теории , «Владос», 1994г.

Кэмпбелл  К.,Кэмбелл Р., Доллан Э.  /Деньги банковсое  дело и денежно-кредитная политика. С.-Пб. : «Литера плюс», 1994г

Кожухарь  Л.И. Основы общей теории и статистики – М.: Финансы и статистика, 2000.

Лузина  И.А., Малых О.Е.  Учебное пособие  Курс экономической теории, часть 3, Уфа,1999г

Информация о работе Денежно-кредитная политика РК