Дифференциация продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 02:16, сочинение

Описание

Одной из основных черт монополистической конкуренции является дифференциация продукта. Дифференциация продукта – качественная разнородность однотипных товаров. Каждый дифференцированный товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов.

Работа состоит из  1 файл

Дифференциация продукта.doc

— 32.50 Кб (Скачать документ)


Одной из основных черт монополистической конкуренции является дифференциация продукта. Дифференциация продукта – качественная разнородность однотипных товаров. Каждый дифференцированный товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов.

Классический пример дифференциации продукта – аспирин. Все его виды не отличаются друг от друга по химическому составу, но цена аспирина весьма различна. Аспирин фирмы «Байер АГ» продается в несколько раз дороже, чем менее известных производителей. В значительной мере дифференциация продукта в этом случае обязана рекламе, «Байер» сумел убедить потребителей, что его аспирин самый эффективный. Но дело не только в рекламе. В какой-то мере виды аспирина отличаются друг от друга по чистоте, противопоказаниям для детей, упаковкой и прочим факторам. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения.

Дифференциация имеет как положительные, так и отрицательные стороны по отношению к производителям. Так, например, она помогает защитить фирму от конкурентов: не так-то легко точно повторить аромат знаменитых духов или хотя бы найти равноценный ответ на удачную рекламную кампанию. Вместе с тем компаниям постоянно приходится считаться с конкуренцией чужих товаров, похожих на собственный.

Хотя конкурентам очень сложно копировать какой-либо продукт, но это возможно. Так в нашем мире существует множество аналогов, близких к первоначальному продукту. Спрос на них одинаков, люди не отдают предпочтения ни тому, ни другому продукту. Следовательно, стоит слегка поднять цены на один продукт, и потребитель незамедлительно переключится на другой. Это означает, что между данным и конкурирующим товаром существует сильная перекрестная эластичность.

Монополистическая конкуренция – достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, книгоиздания, производства одежды и обуви, мебельной промышленности и ряда других отраслей. Именно в таких направлениях промышленности дифференцированным является совокупное предложение отрасли.

Дифференциация продукта и наличие конкурентов в отрасли стимулирует повышение качества данного продукта, которые могут отсутствовать у продуктов другой фирмы. Это может усилить рыночную власть некоторых производителей.

Но в любом случае сила рыночной власти одной фирмы будет ослаблена наличием производителей аналогичных товаров и значительной свободой входа в отрасль. Поэтому в отрасли монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама, условия продаж и различные формы стимулирования сбыта. В данном случае виды дифференциации продукта приобретают форму неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция основана на привлечении покупателя не  снижением цен, а на основе неценовых факторов: улучшения качества товаров, рекламы фирменных знаков, условий продаж и послепродажного обслуживания. Неценовая конкуренция связана с определенными дополнительными издержками, однако, в долговременной перспективе дифференциация продукта, его совершенствование и неценовая конкуренция могут увеличить спрос на продукты фирмы в большей степени, чем возрастут  ее издержки.

 

 

 

13.02.06



Информация о работе Дифференциация продукта