Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:22, реферат
Большое значение в формировании человеческих ресурсов имеет воспроизводство населения, под которым понимается процесс непрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности.
Различают три типа воспроизводства населения:
· расширенное – превышение числа рождений над числом смертей;
· простое – число рождений равно числу смертей;
Первый метод – повышение спроса на рабочую силу, что осуществляется двумя основными способами: 1) общеэкономическим; 2) созданием нетипичной занятости.
Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:
· расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;
· льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;
· кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;
· установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).
Меры по созданию нетрадиционной занятости включают в себя:
· общественные работы;
· надомные работы;
· занятость по вызову и др.
Второй из методов, составляющих активный тип регулирования занятости, представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Эти меры состоят в следующем:
· расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной. При этом структура подготовки кадров должна предопределяться необходимой структурной перестройкой экономики; подготовка кадров должна вестись на самом высоком современном уровне; все субъекты общества должны иметь в системе подготовки равные возможности, выделяться могут лишь способности;
· повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда;
· введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.
Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция № 142).
В нынешних условиях можно предложить лишь некоторые меры, направленные на недопущение массовой безработицы, снижение напряженности на рынке труда и достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, как по объему, так и по структуре.
Определяющее место в формировании спроса на рабочую силу занимает создание новых рабочих мест. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о целесообразности регулирования государством создания рабочих мест не столько путем прямых инвестиций, сколько на основе предоставления налоговых и кредитных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места. Следует разработать и законодательно предусмотреть такие нормы льгот. Дальнейшее совершенствование налоговой системы в республике, в частности, снижение налогообложения, будет способствовать увеличению накоплений предприятий, которые могут быть использованы на расширение производства и создание рабочих мест. Кроме того, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в тех отраслях, продукция которых является конкурентоспособной на рынке товаров и услуг, а также жизненно обеспечивающих производствах. Кроме того, для повышения качества рабочих мест необходимо стимулировать предприятия к модернизации рабочих мест с точки зрения требований научно-технического прогресса, условий труда, а также к развитию инновационной деятельности предприятий.
В условиях обострение ситуации на рынке труда особое значение приобретает деятельность по содействию самозанятости, предпринимательской инициативы безработных, что позволяет решать не только проблемы безработицы, но и насыщать рынок товарами и услугами. Однако высокий уровень налогов, несовершенство кредитно-денежной системы не стимулируют незанятое население к предпринимательству. Кроме того, в развитии негосударственного сектора экономики не проявляют особой заинтересованности и местные органы власти.
В качестве мер, стимулирующих самозанятость, в дополнение к существующим (выдача ссуд и субсидий), можно предложить гарантирование службами занятости совместно с фондом занятости кредитов, предоставляемых коммерческими банками безработным для открытия собственного дела. Заинтересованность банков в таких кредитах может поддерживаться при помощи налоговых льгот.
Также целесообразно установление льгот и по индивидуальному налогу на доходы, полученные этими гражданами от собственного дела сроком на 1-2 года.
Кроме того, при центрах
занятости желательно расширить
в региональном разрезе обучение
безработных основам
Еще одним из важнейших
направлений регулирования
В условиях реформирования экономики система профессиональной подготовки и переподготовки безработных должны быть нацелена на:
– трудоустройство безработных и сокращение сроков вынужденной безработицы;
– социальную защиту безработных путем предоставления образовательных услуг, направленных на повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности рабочей силы;
– обеспечение равных возможностей занятости для различных социальных групп населения и безработных;
– повышение эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных, адекватного потребностям рыночной экономики.
Одним из направлений дальнейшего
совершенствования подготовки кадров
должно стать последовательное улучшение
качества обучения, постепенный переход
от отраслевого к территориальному
принципу подготовки и распределения
квалифицированных работников, прежде
всего в профессионально-
Организация оплачиваемых общественных
работ, является также одним из направлений
государственного регулирования рынка
труда. Они, как правило, не требуют
специальной, профессиональной подготовки.
Для усиления заинтересованности незанятого
населения в общественных работах
необходимо, чтобы оплата труда занятых
в них осуществлялась аналогично
оплате труда на государственных
и частных предприятиях. Кроме
того, необходимо создать централизованный
банк оперативной информации о вакансиях
в работах, заранее выявлять потребность
в общественных работах и определять
объемы и условия их проведения,
а также резервировать в
Информация о работе Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в Республике Беларусь