Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:22, реферат

Описание

Большое значение в формировании человеческих ресурсов имеет воспроизводство населения, под которым понимается процесс непрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности.
Различают три типа воспроизводства населения:
· расширенное – превышение числа рождений над числом смертей;
· простое – число рождений равно числу смертей;

Работа состоит из  1 файл

Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в Республике Беларусь.docx

— 93.64 Кб (Скачать документ)

Первый метод – повышение  спроса на рабочую силу, что осуществляется двумя основными способами: 1) общеэкономическим; 2) созданием нетипичной занятости.

Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:

·  расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;

·  льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;

·  кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;

·  установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).

Меры по созданию нетрадиционной занятости включают в себя:

·  общественные работы;

·  надомные работы;

·  занятость по вызову и др.

Второй из методов, составляющих активный тип регулирования занятости, представлен мерами по сокращению предложения  рабочей силы на рынке труда. Эти  меры состоят в следующем:

·  расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной. При этом структура подготовки кадров должна предопределяться необходимой структурной перестройкой экономики; подготовка кадров должна вестись на самом высоком современном уровне; все субъекты общества должны иметь в системе подготовки равные возможности, выделяться могут лишь способности;

·  повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда;

·  введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.

Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны  МОТ (Конвенция № 142).

В нынешних условиях можно  предложить лишь некоторые меры, направленные на недопущение массовой  безработицы, снижение напряженности на рынке труда и достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, как по объему, так и по структуре.

Определяющее место в  формировании спроса на рабочую силу занимает создание новых рабочих  мест. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о  целесообразности регулирования государством создания рабочих мест не столько путем прямых инвестиций, сколько на основе предоставления налоговых и кредитных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места. Следует разработать и законодательно предусмотреть такие нормы льгот. Дальнейшее совершенствование налоговой системы в республике, в частности, снижение налогообложения, будет способствовать увеличению накоплений предприятий, которые могут быть использованы на расширение производства и создание рабочих мест. Кроме того, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в тех отраслях, продукция которых является конкурентоспособной на рынке товаров и услуг, а также жизненно обеспечивающих производствах. Кроме того, для повышения качества рабочих мест необходимо стимулировать предприятия к модернизации рабочих мест с точки зрения требований научно-технического прогресса, условий труда, а также к развитию инновационной деятельности предприятий.

В условиях обострение ситуации на рынке труда особое значение приобретает  деятельность по содействию самозанятости, предпринимательской инициативы безработных, что позволяет решать не только проблемы безработицы, но и насыщать рынок товарами и услугами. Однако высокий уровень налогов, несовершенство кредитно-денежной системы не стимулируют незанятое население к предпринимательству. Кроме того, в развитии негосударственного сектора экономики не проявляют особой заинтересованности и местные органы власти.

В качестве мер, стимулирующих  самозанятость, в дополнение к существующим (выдача ссуд и субсидий), можно предложить гарантирование службами занятости совместно с фондом занятости кредитов, предоставляемых коммерческими банками безработным для открытия собственного дела. Заинтересованность банков в таких кредитах может поддерживаться при помощи налоговых льгот.

Также целесообразно установление льгот и по индивидуальному налогу на доходы, полученные этими гражданами от собственного дела сроком на 1-2 года.

Кроме того, при центрах  занятости желательно расширить  в региональном разрезе обучение безработных основам предпринимательства, оказывая помощь в разработке бизнес-планов, предоставляя консультации специалистов по организации собственного дела, юридическим вопросам и законодательству, а также налогообложения.

Еще одним из важнейших  направлений регулирования рынка  труда является подготовка и переподготовка безработных. Оно направлено на повышение  конкурентоспособности населения  на рынке труда, расширение возможностей трудоустройства и развития самостоятельной  занятости. Для этого государственные  органы управления должны  обеспечить наиболее полное соответствие между количеством и потребностями экономики в квалифицированных работниках. Обучение должно осуществляться на высоком профессиональном уровне и по профессиям, пользующимся спросом и дающим возможность окончившим обучение трудоустроиться.

В условиях реформирования экономики  система профессиональной подготовки и переподготовки безработных должны быть нацелена на:

–  трудоустройство безработных и сокращение сроков вынужденной безработицы;

–  социальную защиту безработных путем предоставления образовательных услуг, направленных на повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности рабочей силы;

–  обеспечение равных возможностей занятости для различных социальных групп населения и безработных;

–  повышение эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных, адекватного потребностям рыночной экономики.

Одним из направлений дальнейшего  совершенствования подготовки кадров должно стать последовательное улучшение  качества обучения, постепенный переход  от отраслевого к территориальному принципу подготовки и распределения  квалифицированных работников, прежде всего в профессионально-технических  училищах. Необходимо также перейти  от узкоспециализированной подготовки молодых рабочих к увеличению профессий широкого производственного  профиля за счет интеграции трудовых операций в пределах смежных видов  работ или слияния родственных  профессий. На базе действующих ПТУ  представляется целесообразной организация  курсов ускоренной подготовки и переобучения незанятого населения по краткосрочной  программе обучения, а также вечернего  обучения рабочих смежным профессиям. Кроме того, необходимо организовать совместно со службой занятости  на предприятиях, в организациях, где  намечается высвобождение работников, их переобучение заблаговременно, например, за 3 месяца до их увольнения, исходя из потребностей рынка труда.

Организация оплачиваемых общественных работ, является также одним из направлений  государственного регулирования рынка  труда. Они, как правило, не требуют  специальной, профессиональной подготовки. Для усиления заинтересованности незанятого населения в общественных работах  необходимо, чтобы оплата труда занятых  в них осуществлялась аналогично оплате труда на государственных  и частных предприятиях. Кроме  того, необходимо создать централизованный банк оперативной информации о вакансиях  в работах, заранее выявлять потребность  в общественных работах и определять объемы и условия их проведения, а также резервировать в местных  бюджетах средства для финансирования общественных работ.


Информация о работе Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в Республике Беларусь