Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:03, курсовая работа
Целью работы является определение понятия доходов, анализ особенностей их формирования, рассмотрение источников получения различными предприятиями.
1. Введение
2. Основы теории прибыли
2.1. Значение и функции прибыли
2.2. Прибыль как категория производства, показатели прибыли и рентабельности производства.
3. Доходы фирмы.
3.1. Основные источники доходов фирмы.
3.2. Виды доходов и особенности их формирования в современных условиях.
4. Заключение.
Содержание.
1. Введение
2. Основы теории прибыли
2.1. Значение и функции прибыли
2.2. Прибыль как категория производства, показатели прибыли и рентабельности производства.
3. Доходы фирмы.
3.1. Основные источники доходов фирмы.
3.2. Виды доходов и особенности их формирования в современных условиях.
4. Заключение.
1. Введение
Состояние рыночной экономики на современном этапе предполагает жесткие требования к управленческой системе предприятия. Из-за постоянных изменений экономической ситуации предприятия должны мгновенно реагировать и перестраивать свою экономическую деятельность, чтобы поддержать финансовое состояние организации и выгодно изменить политику предприятия в сторону сложившейся ситуации.
В данной курсовой работе нам предстоит рассмотреть основу деятельности предприятия – получение доходов, ведь главная задача фирмы – осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение доходов и прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия. В условиях совершенной конкуренции цель – получение дохода, объективно предопределена: чтобы не оказаться вытесненной с рынка, фирма должна всю свою деятельность ориентировать на максимизацию прибыли. Проанализируем, чем прибыль является для организации.
Также мы рассмотрим
процесс формирования доходов
на современном этапе
Выявим основные показатели,
характеризующие финансовые
Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях хозяйствования целью деятельности любого предприятия является получение дохода.
Целью работы является определение понятия доходов, анализ особенностей их формирования, рассмотрение источников получения различными предприятиями.
2. Основы теории прибыли
2.1. Значение и функции прибыли
Прибыль – это денежное выражение денежных накоплений, создаваемых предприятиями. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
За счет прибыли осуществляется
финансирование мероприятий по научно-техническому
и социально-экономическому развитию,
увеличению фонда оплаты труда. Прибыль
является не только источником обеспечения
внутрихозяйственных
Согласно экономической теории, в экономические издержки должна входить стоимость услуг всех факторов производства, независимо от того, покупаются они на рынке или являются собственностью фирмы. Любые затраты, а значит, и издержки производства, должны рассматриваться с точки зрения ценности альтернативных возможностей, которыми приходиться жертвовать. Так, любой предприниматель, выбирая сферу приложения своих предпринимательских способностей, сравнивает альтернативные варианты с точки зрения ожидаемых выгод и выбирает наиболее эффективный для себя вариант.
Для фирмы большое значение имеет размер прибыли. Чтобы судить о размере прибыли, необходимо учитывать способы ее измерения. Абсолютная величина прибыли безотносительно к обороту или величине активов фирмы ничего не говорит. Так, годовая прибыль в 1 млрд. руб. для фирмы с капиталом в 10 млрд. руб. – это весьма значительно, но очень мало для фирмы с капиталом в 100 млрд. руб. Поэтому величину прибыли за год сопоставляют или с годовым оборотом фирмы, или с ее капиталом.
Используя собственные ресурсы
(собственный капитал, собственную
землю, собственные
В полные издержки должна входить и нормальная прибыль как минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе. Экономическая прибыль возникает в том случае, если общая выручка превышает все издержки – явные и неявные, включая в последние и нормальную прибыль.
Существование экономической
прибыли связано с
Выделяют несколько причин
появления этого
Во-вторых, экономическую
прибыль можно рассматривать
как вознаграждение за инновации. Одной
из важнейших причин динамичного
характера рыночной экономики является
деятельность самих предпринимателей,
направленная на внедрение новых
технологий, освоение достижений науки
и техники, совершенствование форм
и методов организации
В-третьих, источником экономической прибыли может стать обладание монопольной властью на рынке. Монополист имеет возможность, изменяя объемы предложения, влиять на величину рыночной цены и устанавливать ее на уровне, превышающем предельные издержки, что позволяет ему получать сверхприбыль.
В рыночном механизме используются и другие формы прибыли: валовая, балансовая, нормальная, предельная, максимальная. Валовая прибыль – общая прибыль фирмы от реализации и внереализационные доходы. Балансовая прибыль – общая сумма прибыли за вычетом понесенных фирмой убытков (прибыль от реализации плюс чистые внереализационные доходы – штрафы, полученные за минусом уплаченных, проценты за кредит, полученные за минусом уплаченных, и т.п.). Предельная прибыль определяется как разница между предельными доходами и предельными издержками. Это прибыль на дополнительно индивидуальную единицу продукции. Для фирмы она является ориентиром для увеличения объема производства. Максимальная прибыль – наибольшая прибыль при сравнении валового дохода и валовых издержек. Максимальную абсолютную величину прибыли фирма будет получать при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.
Доход и прибыль фирмы совершают кругооборот, в котором выделяются производство, распределение и использование.
В рыночной экономике прибыль
– высшая цель хозяйствования, функционирования
фирм – первичных звеньев
Экономисты выделяют учетную,
распределительную и
Учетная функция прибыли заключается в следующем: она представляет собой необходимый элемент цены. Как и цена в целом, прибыль учитывает общественно необходимые затраты труда, необходимые для обеспечения воспроизводства, расширения его масштабов, удовлетворения общественных нужд таких как управление или оборона. Именно воспроизводимыми потребностями определяется нижняя, минимальная граница размеров прибыли, закладываемой в цену каждого товара и услуги.
Другая функция прибыли – распределительная. Суть ее заключается в том, что с помощью прибыли формируются доходы всех участников производства – предприятий (фирм), государства, работников. При первичном распределении прибыли формируются различные денежные фонды, обеспечивающие при последующем использовании (перераспределении) финансирование проектов фирм и расходов государства, других рыночных структур – финансовых и кредитных организаций, банков, страховых компаний, бирж; создаются резервные фонды и др.
Следующая функция прибыли – стимулирующая. Прибыль обеспечивает главный экономический интерес фирмы – обеспечение наиболее полного удовлетворения спроса в продукции и услугах по ценам, приносящим достаточный доход для расширения деятельности и удовлетворения личных потребностей. Для получения достаточной прибыли необходимо снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований. Часть прибыли используется для стимулирования труда всех работников, что способствует лучшей организации и росту производительности труда.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любая предпринимательская деятельность начинается и ведется с целью получения дохода. Прибыль – основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода, она является важнейшей экономической категорией и основой целью деятельности любой коммерческой организации.
2.2. Прибыль как категория производства, показатели прибыли и рентабельности производства.
Прибыль как главный результат
предпринимательской
Важными факторами роста
прибыли, зависящими от деятельности предприятий,
являются рост объема производимой продукции
в соответствии с договорными
условиями, снижение ее себестоимости,
повышение качества, улучшение ассортимента,
повышение эффективности
К факторам, не зависящим
от деятельности организаций, относятся
изменение государственных
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Следующим, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализации, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор в свою очередь находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно – увеличению за счет этого прибыли.
Фактором, напрямую определяющим
величину прибыли предприятий от
реализации продукции, являются применяемые
цены. Свободные цены устанавливаются
самими предприятиями в зависимости
от конкурентоспособности данной продукции,
спроса и предложения аналогичной
продукции другими
На величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли.