Автор работы: Анастасия Яковлева, 05 Августа 2010 в 23:22, курсовая работа
Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, т. к. возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Поэтому регулирование доходов, заработной платы является частью политики любого государства. Таким образом, доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтому данная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе. В Российской Федерации вопросы, связанные с доходами, стоят очень остро. Решение проблем требует большего государственного вмешательства, чем в развитых странах. Поэтому я уделила ей большее внимание.
Введение. 3
Виды доходов. 5
Заработная плата. 5
Определение заработной платы. 5
Функции заработной платы. 6
Государственное регулирование заработной платы. 7
Минимальная заработная плата. 9
Заработная плата в РФ. 11
Безденежные доходы населения. 13
Доходы неформального сектора экономики. 15
Дифференциация доходов. 17
Причины. 17
Плюсы и минусы неравенства доходов населения. 17
Дифференциация доходов РФ. 19
Государственная политика доходов. 21
Государственное регулирование доходов. 21
Государственная политика доходов РФ. 22
Антикризисные меры. 24
Заключение. 26
Список используемой литературы. 27
Очерёдность решения проблем основана на их остроте. Наибольшее недовольство и возмущение в обществе вызывают задержки по выплатам заработной платы и пенсий. Необходим государственный механизм списание средств с банковского счёта предприятия с учётом одинаковой очерёдности выплаты налогов государству и оплаты труда работникам. Одним из вариантов можно назвать резервирование заработной платы, страхование задержки выплат на предприятиях с льготными условиями налогообложения.
Очень важно с учётом инфляции индексировать доходы наименее обеспеченных групп населения: работников бюджетной сферы, пенсионеров. Выполнение этой задачи полностью зависит от состояния государственного бюджета и Пенсионного фонда, от темпов инфляции.
Наиболее радикальная мера воздействия на доходы - увеличение занятости. Чтобы добиться этого, необходимо увеличение инвестиций, снижение налогов на предпринимателя, таможенный протекционизм стимулирования отечественного производства, доступность кредитов, государственная поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация общественных работ. Можно также добавить содействие таким формам занятости, как кооперативные и ремесленные объединения, работа на дому, поощрение мелких инвестиций самого населения в рабочие места, например, в потребительскую, промысловую, бытовую, кредитную кооперацию.
Возможности расширения оплачиваемой занятости требуют приоритетного подхода. Те немногие вложения, которые сможет мобилизовать государство, налоговые скидки, кадровые перестановки, необходимо использовать в каждом регионе в структурообразующих отраслях, деятельность которых может способствовать оживлению, и в таких сферах, как жилищное строительство, дороги, пищевая промышленность, оптовая торговля, туризм и т. д.
Кризисное
состояние вызывает необходимость оценить
значение социальной ответственности
государства, для чего требуется ревизовать
социальные гарантии, льготы и выплаты,
заменить некоторые системой временной
социальной помощи, предоставляемой в
заявительной и адресной форме для конкретной
семьи. Однако в России ситуация с адресной
социальной помощью в настоящий момент
выглядит неоднозначно. Государство не
обладает необходимыми средствами, поэтому
адресная помощь превращается в гроши
и имеет скорее идеологическое значение
«сохранения лица» в условиях кризисной
экономики.
Итак, доходы, т.е. сумма денежных средств
и материальных благ, которые получают
или производят домашние хозяйства, могут
быть получены из следующих основных источников:
оплата за результат труда, трансфертные
платежи, занятость в неформальном секторе,
а также безденежные доходы. Оплата труда,
т.е. заработная плата в 90-ые годы в РФ практически
перестала выполнять свои основные функции
из-за слишком низкого её уровня. Несмотря
на то, что минимальная заработная плата
и средние доходы населения постоянно
растут, минимальная оплата труда по величине
далека до прожиточного минимума, а доходы
населения колеблются от величины минимума
заработной платы до очень высоких значений.
Кроме того наблюдается довольно крупная
задолженность по заработной плате на
предприятиях всех видов. Темпы её погашения
возрастают, но долг всё же очень велик,
что не может не иметь негативных последствий.
Некоторое место в доходах населения занимают
общественные фонда потребления, в основном
для бюджетной сферы, а также доходы от
личных подсобных хозяйств, для безработных,
пенсионеров, частично занятых. Неформальный
сектор экономики достаточно хорошо развит
во многих странах, доходы от этого сектора
нигде не регистрируются и, следовательно,
не облагаются налогами. Дифференциация
заработной платы выше, чем в развитых
странах, хотя без определённой разницы
в доходах не обойтись. Эту цену платит
общество за ускорение повышения своего
благосостояния. Государство осуществляет
регулирование доходов населения для
снижения социальной напряжённости, для
их стабилизации, для их увеличения, с
целью улучшения уровня жизни населения.
1. Абакумова Н., Подовалова Р.. Политика доходов и заработной платы. - М.: , 1999. - с.
2.Куликов В. Концептуальные основы современной экономики труда.// РЭЖ. - 2000. - № 11-12. - с. 61-64.
3. Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. Чапурина М. Н., Киселёвой Е. А. - Киров, 1994. - 624 с.
4. Макконнелл К. Р., Брю С. А. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер с 13 - го англ. изд. - М.: ИНФРА - М, 1999. - ХХХIV, 974 с.
5. Никифоров А., Лубков А. Основные направления реформирования заработной платы.//Экономист. - 1999. - № 4 . - с. 38 - 45.
6. Ржаницына Л. Политика доходов: этапы и резервы.// Экономист. - 1999. - № 9. - с. 62 - 69.
7. Сажина М. А., Чибиков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 1998. - 456 с.
8. Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики.// Экономист. - 1998. - № 6. - с. 51 -58.
9. Хомелянский Б. Н. Уровень жизни населения России: современное положение, тенденции развития.// Эко. - 1999. - №3 - с. 142 -149.
10. Экономика: Учебник./ Под ред. Булатова А. С. 2 - е изд. Перераб. И доп. - М.: Издательство БЕК, 1997, - 816 с.
11.
Яковлев Р. Усиление госрегулирования
заработной платы: необходимость, направления
и меры.//РЭЖ. - 1999. - №3. - с. 36-49.
Информация о работе Доходы населения и источники их формирования