Доходы населения России, их структура и динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение структуры и динамики доходов населения России.

Содержание

Введение
1. Структура и динамика доходов населения
1.1. Состав и структура доходов
1.2. Функциональное и личное распределение доходов
2. Виды доходов
2.1. Заработная плата
2.1.1. Определение заработной платы
2.1.2. Государственное регулирование заработной платы
2.1.3. Минимальная заработная плата
2.2. Безденежные доходы
2.3. Доходы неформального сектора экономики
3. Дифференциация доходов
3.1. Основные показатели дифференциации доходов населения России
3.2. Государственное регулирование доходов РФ
3.3. Государственная политика доходов
3.4. Антикризисные меры
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

эт.doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)
    1. Функциональное и личное распределение доходов.

Обычно рассматриваются  два взаимосвязанных способа  распределения доходов и формирования их структуры.

Функциональное  распределение и соответствующая  структура доходов определяется способом, которым денежный доход  общества делится на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Здесь  совокупный доход распределяется в  соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Заработная плата выплачивается за работу; рента  и процент – за ресурсы, находящиеся в чьей – либо собственности; прибыль поступает к владельцам корпораций и иных предприятий. Функциональное распределение дохода формирует первичные доходы населения и их структуру.

Крупнейшим источником доходов домохозяйств является заработная плата, выплачиваемая рабочим и  служащим компаниями или государственными учреждениями, в которых они работают. В смешанной экономике, как показывает практика промышленно развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату, а не на «капитал» (ренту, процент, предпринимательскую и торговую прибыль). Доход мелких собственников (в том числе и от самозанятости) – врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и иных некорпорированных предприятий – по существу является комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента. Так, например, некоторые домохозяйства владеют акциями предприятий и получают на свои вложения доход в виде дивидендов. Многие домохозяйства владеют также облигациями и сберегательными счетами, которые приносят доход в виде процентов. Рентный доход получают домохозяйства за предоставление предприятиям зданий, земли, природных ресурсов.

В нашей стране ощутимую долю в доходах населения занимают доходы собственников и предпринимателей. Их удельный вес в структуре доходов значительно превышает аналогичный показатель в США. Таким образом, на начальном этапе рыночных реформ произошло резкое перераспределение доходов – от заработной платы к доходам от капитала. Доля заработной платы в России значительно меньше аналогичного показателя в развитых странах с рыночной экономикой. Обесценение труда на фоне неэффективного использования значительных доходов от капитала является одной из основных причин системного кризиса российского общества.

Личное распределение  доходов  и соответствующая ему  их структура связаны со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных  домохозяйств. Общий объем денежных доходов неравномерно распределяется по группам населения. За годы реформ степень неравномерности в распределении общего фонда личных доходов значительно выросла. Это проявляется в резко выросшем неравенстве населения по душевым денежным доходам.

Среди причин неравенства доходов обычно выделяют следующие:

  • различия в способностях;
  • образование и обучение;
  • профессиональные вкусы и риск;
  • владение собственностью;
  • господство на рынке;
  • удача, связи, несчастья и дискриминация.

Все эти причины  присутствуют в переходном обществе в России. Однако

наряду с ними действуют и специфические факторы  углубления неравенства, такие как  неоправданно низкая заработная плата  на начальном этапе рыночных реформ, неотрегулированность правовой базы реформ, позволяющие относительно небольшой группе россиян присваивать большие теневые доходы. В процессе корректировки социальных реформ необходимо обеспечить более справедливое распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, введения эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путем проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведенным расходам.

Какова оптимальная  степень неравенства? Это самый  важный вопрос в определении стратегии, касающейся неравенства доходов. Общепринятого ответа на этот вопрос нет. В литературе приводятся аргументы за и против равенства. Основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство доходов необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основной аргумент в пользу неравенства доходов состоит в том, что необходимо сохранить стимулы для производства продукции и дохода. 
 

    1. Виды  доходов.
    1. Заработная  плата.
      1. Определение заработной платы.

Заработная плата, или ставка заработной платы, - это  цена, выплачиваемая за использование труда. Термин «труд» часто применяется экономистами в широком смысле, т. е. включает в себя оплату труда:

  • рабочих и служащих самых разных профессий;
  • разнопрофильных специалистов - юристов, врачей, стоматологов, преподавателей и т. д.
  • владельцев мелких предприятий - парикмахеров, водопроводчиков, мастеров по ремонту телевизоров и множество различных торговцев, предоставляющих услуги в процессе хозяйственной деятельности.

Хотя на практике заработная плата может принимать различную форму премий, гонораров, комиссионных вознаграждений, месячных окладов, мы обозначим все это одним термином «заработная плата», который будет означать ставки заработной платы в единицу времени - за час, день и т. д. Такое обозначение имеет определенные преимущество, потому что напоминает о том, что ставка заработной платы - это цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда.

Необходимо также  различать  денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата-это сумма денег, полученная работником за определённый промежуток времени (час, день, неделю и т. д.). Располагаемая заработная плата – это сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд.  Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату;  реальная заработная плата - это покупательная способность номинальной заработной платы. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 9% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 4%. Отметим также, что номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одну и ту же сторону. К примеру, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная заработная плата в то же самое время - уменьшиться, если цены на товары растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

Средняя начисленная заработная плата в феврале 2008 г., по предварительным данным, составила 15214 рублей и по сравнению с февралем 2007 г. выросла на 27,7% (Приложение 5). По данным Росстата, средняя зарплата в 3,2 раза больше величины прожиточного минимума (Приложение 4). В январе 2008 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 80%, работников образования - 66% (в январе 2007 г. - соответственно 81% и 69%)(Приложение 6).

      1. Государственное регулирование заработной платы.

Реформы 90–х годов  показали неэффективность либеральных  методов, т. е. методов, которые предполагают уход государства из экономики. Переход от социалистической модели экономики к капиталистической без государственного управления  невозможен, потому что одна модель не содержит элементов другой модели.  Поэтому усиленное вмешательство государства необходимо во всех сферах социально-экономической жизни, не исключая и оплаты труда. 

Усиление государственного регулирования оплаты труда может осуществиться только путём вмешательства государства в преобразование сложившейся в советское время системы в рыночную. Необходимо выяснить характер такого вмешательства. В прежней экономической модели государственное регулирование оплаты труда было основным принципом организации заработной платы. Фонд заработной платы являлся частью национального дохода, которая ежегодно предусматривалась в бюджете отдельной строкой. У государства находились все рычаги управления заработной платой: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты премий, доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной численности персонала на предприятиях.   В результате же реформ решение вопросов по оплате труда переместилось на уровень предприятий. Они самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда.  Государство ограничилось установлением минимума заработной платы, осуществлением регулирования условий оплаты труда для работников бюджетной сферы.  Это нормально для моделей рыночной экономики, но обычно работники и работодатели развитых стран договариваются по вопросам тарифных ставок как минимум на отраслевом и территориальном уровнях.  Рамки отдельного предприятия для организации заработной платы слишком узки.  В развитых странах  этим занимаются специальные фирмы. Но коль скоро, в России таких фирм нет, то логично было бы заниматься разработкой этих проблем на государственном уровне.

В современной  рыночной экономике предприятия  самостоятельны в выборе формы и системы оплаты труда. Работодатель сам заботится о связи заработной платы с конечными результатами труда, устанавливая системы оплаты так, чтобы они позволяли каждому работнику хорошо зарабатывать, а работодателю приносили желаемый результат.  Государство не вмешивается непосредственно в организацию заработной платы, но в то же время принимает в ней активное участие. Оно поддерживает покупательную способность заработной платы и других денежных доходов населения посредством защиты от инфляции. Оно реализует права работников на оплату труда со стороны неплатёжеспособного работодателя. Эти вопросы решаются на законодательном уровне.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно установить три направления усиления государственного воздействия на организацию оплаты труда в современных российских условиях.

Первое –  это активное блокирующее вмешательство  государства в процесс снижения покупательной способности заработной платы.

Второе –  это содействие государства выполнению заработной платой стимулирующей функции.

Третье направление  состоит в усилении государственного регулирования макроэкономических процессов, прежде всего динамики соотношения  денежной заработной платы и цен.

      1. Минимальная заработная плата.

Наиболее эффективным  средством государственного регулирования  заработной платы является определение гарантированного минимума оплаты труда.

Минимальная заработная плата – это социальная норма, она представляет собой низшую границу стоимости рабочей силы самого простого труда в нормальных условиях производства. Она устанавливается государственными законами.  Основными критериями минимума заработной платы являются:

ð потребности работника и его семьи с учётом общего уровня заработной платы в стране, социальных выплат;

ð факторы экономического характера (уровень и темпы роста национального дохода, уровень занятости, платёжеспособный баланс страны).

Введение минимума заработной платы преследовало насколько  целей. Первая – это устранение чрезмерной эксплуатации низко квалифицированных работников.

Вторая –  повышение самых низких уровней  заработной платы с целью повышения  общего уровня оплаты труда. И третья – поддержка социальной политики в области перераспределения  национального дохода.

Системы минимальной заработной платы разнообразны, наиболее распространённые из них следующие:

ð защита социально уязвимых групп населения, которые имеют низкие заработки и неконкурентоспособны на ранке труда;

ð установление справедливого уровня заработной платы (такие системы характерны для определённых отраслей и профессий);

ð установление базы структуры заработной платы;

ðустановление минимума заработной платы в качестве инструмента макроэкономической политики для достижения крупных национальных целей: регулирования экономического роста, улучшение распределения доходов.

Две первые системы  связаны с установлением минимума заработной платы по отдельным отраслям и профессиям, а две  другие – системы общего применения.  По своей сути минимальная заработная плата – это обеспечение суммы жизненных средств, необходимых для простого физического воспроизводства рабочей силы. В этом случае заработная плата обеспечивает только воспроизводственную функцию.

Информация о работе Доходы населения России, их структура и динамика