МИНЕСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
Г.Р. ДЕРЖАВИНА»
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
И ГЛОБАЛЬНОГО МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Доклад
на тему
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Выполнил: студентка 501 группы
Скибина Алёна
Проверил: Лоскутова Е. С. - ассистент.
Тамбов
– 2012
Фискальная политика представляет
собой меры, которые предпринимает
правительство с целью стабилизации
экономики с помощью изменения
величины доходов и/или расходов
государственного бюджета. (Поэтому
фискальную политику также называют
бюджетно-налоговой политикой.)
Целями фискальной политики
как любой стабилизационной (антициклической)
политики, направленной на сглаживание
циклических колебаний экономики, являются
обеспечение: 1) стабильного экономического
роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде
всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы
инфляции).
Фискальная политика –
это политика регулирования правительством
прежде всего совокупного спроса. Регулирование
экономики в этом случае происходит с
помощью воздействия на величину совокупных
расходов. Однако некоторые инструменты
фискальной политики могут использоваться
для воздействия и на совокупное предложение
через влияние на уровень деловой активности.
Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают
расходы и доходы государственного бюджета,
а именно: 1) государственные закупки; 2)
налоги; 3) трансферты.
К достоинствам фискальной
политики следует отнести:
- Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
- Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
- Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.
Недостатки фискальной политики:
1. Эффект вытеснения. Экономический смысл
этого эффекта состоит в следующем: рост
расходов бюджета в период спада (увеличение
государственных закупок и/или трансфертов)
и/или сокращение доходов бюджета (налогов)
ведет к мультипликативному росту совокупного
дохода, что увеличивает спрос на деньги
и повышает ставку процента на денежном
рынке (цену кредита). А поскольку кредиты,
в первую очередь, берут фирмы, то удорожание
кредитов ведет к сокращению частных инвестиций,
т.е. к «вытеснению» части инвестиционных
расходов фирм, что ведет к сокращению
величины выпуска. Таким образом, часть
совокупного объема производства оказывается
«вытесненной» (недопроизведенной) из-за
сокращения величины частных инвестиционных
расходов в результате роста ставки процента
благодаря проведению правительством
стимулирующей фискальной политики.
2. Наличие внутреннего
лага. Внутренний лаг – это
период времени между возникновением
необходимости изменения политики
и принятием решения о ее
изменении. Решения об изменении
инструментов фискальной политики
принимает правительство, однако
введение их в действие невозможно
без обсуждения и утверждения
этих решений законодательным
органом власти (Парламентом, Конгрессом,
Государственной думой и т.п.),
т.е. придания им силы закона.
Эти обсуждения и согласования
могут потребовать длительного
периода времени. Кроме того, они
вступают в действие, начиная
только со следующего финансового
года, что еще больше увеличивает
лаг. За этот период времени ситуация в
экономике может измениться. Так, если
первоначально в экономике была рецессия,
и были разработаны меры стимулирующей
фискальной политики, то в момент начала
их действия в экономике уже может начаться
подъем. В результате дополнительное стимулирование
может привести экономику к перегреву
и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать
дестабилизирующее действие на экономику.
И наоборот, меры сдерживающей фискальной
политики, разработанные в период бума,
из-за наличия продолжительного внутреннего
лага могут усугубить спад.
3. Неопределенность. Этот
недостаток характерен не только
для фискальной, но и для монетарной
политики. Неопределенность касается:
- проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
- проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
- Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».
- Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.
Список использованных источников
- Матвеева Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год
- http://www.ereport.ru