Два кризиса инфляции в Российской Федерации: 1990-е и 2000-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 02:27, курсовая работа

Описание

в своей работе я хочу разобраться что же такое инфляция, каковы её последствия для экономики России и сравнить антиинфляционные меры, которые предпринимала Россия 90-х годов и Россия «путинской» эпохи, успехи и провалы и возможные дальнейшие действия нового Правительства.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- дать определение «инфляция»;
- рассмотреть виды инфляции;
- рассмотреть причины возниrновения инфляции;
- рассмотреть особенности инфляции в РФ в современный период;
- выяснить появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов;
- выяснить уровень и особенности инфляции в 2005-начале 2006гг;
- рассмотреть методы борьбы с инфляцией и антиинфляционную политику;
- дать прогноз уровня инфляции в России.

Содержание

Введение
Глава первая. Анализ инфляции как экономического явления
1. Понятие инфляции
2. Причины возникновения инфляции
3. Разновидности инфляции
Глава вторая. Появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов
Глава третья. Особенности инфляции в РФ в современный период
3.1. Инфляция в России за 2005 год
3.2. Инфляция в России за 2006 год
3.3 Прогноз инфляции в РФ в будущем, на примере 2010 года
3.4 Методы борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Галины.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

     Другой  важный источник инфляции - в диспропорциях  внутренних и мировых цен. Сложившиеся в рамках административной системы цены имели существенные перекосы: энергия и сырье были сравнительно дешевыми, а продукция обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства - дорогими. В первую очередь это было обусловлено низкой общей эффективностью нашей обрабатывающей промышленности при измерении затрат и выпуска в мировых ценах. К этому добавлялась описанная выше целенаправленная политика «дискриминации» неприоритетных отраслей, усугублявшая отставание потребительского сектора.

     "Открытие" экономики в ходе экономических реформ, введение частичной конвертируемости рубля неизбежно должны были привести (и привели) к сближению первоначально очень далеких друг от друга систем цен, что также стало одним из главных источников инфляции. Переход к рыночному определению обменного курса привел к его неадекватному скачку в начале 1992 года и сделал все внутренние цены в долларовом выражении на порядок меньшими мирового уровня. Так, средняя цена нефти на российском рынке составила в 1992 году лишь 11 долларов за тонну, газа - 3 доллара за тысячу кубометров. Вследствие этого вся экономика испытывала инфляционное давление со стороны цен экспортируемых товаров.

     Как уже отмечалось, важную роль в поддержании  инфляции сыграл также происшедший за годы реформ глубокий спад производства. В первом квартале 1996 года объем промышленного производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спада объясняется такими упоминавшимися "внешними" причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая - тесно связана с проводимыми реформами и стабилизационной политикой. Значительная часть спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым "открытием" экономики, в результате чего многие предприятия легкой и пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потеснены на отечественном рынке.

     Взаимосвязь спада производства и инфляции проявляется  в следующем. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно  растут издержки на единицу продукции, поскольку существенную их долю составляют "фиксированные затраты". В частности, спад не сопровождался адекватным сокращением численности занятых. Таким образом, уменьшение объемов производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамках стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.

     Традиционное  представление об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в России была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), неурегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения.

     Двустороннюю  связь между темпами инфляции и объемом производства иллюстрирует динамика этих показателей в 1995 и начале 1996 годов. Ослабление инфляции совпало по времени с периодом ослабления промышленного спада - можно предположить, что здесь имеется и некоторая причинная связь. Вместе с тем ужесточение монетарной политики в 1995 году привело в октябре-ноябре к локальному конъюнктурному спаду.

 

      Глава третья. Особенности инфляции в РФ в современный период

     3.1 Инфляция в России за 2005 год

     Инфляция в России за 2005 год составила 10,9%. Об этом говорится в докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат). По данным Росстата, инфляция превышала 1% в месяц в первые четыре месяца 2005 года, причём в январе она достигала 2,6%. С мая по декабрь размер инфляции ни разу не превысил 1%. В целом уровень инфляции в 2005 году оказался на 0,8% ниже, чем в 2004 году. Продовольственные товары в России в 2005 году подорожали на 9,6% (в декабре - на 1,1%), в том числе без учета плодоовощной продукции цены на продовольствие выросли на 9,1% (выросли в декабре на 0,6%). Непродовольственные товары в 2005 году стали дороже на 6,4% (в декабре - на 0,5%), в том числе бензин в прошлом году подорожал на 15,8% (в декабре - снизился на 0,1%). Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце декабря составила 1349,1 рубля в расчете на месяц. По сравнению с концом ноября его стоимость увеличилась на 2,2% (с начала года - на 10,7%), передаёт «Интерфакс». Тарифы на услуги населению в 2005 году выросли на 21% (в декабре - на 0,8%), жилищно-коммунальные тарифы в 2005 году выросли на 32,7% (в декабре - на 0,3%), тарифы на связь - на 9,1% (0,1%), тарифы на услуги пассажирского транспорта - на 15,8% (3,2%).

     3.2 Инфляция в России за 2006 год

     За  первые полтора месяца 2006 года цены выросли на 3,2%. Это почти полугодовая норма, которую изначально планировало правительство. Сейчас годовой прогноз инфляции спешно увеличен до 9%, но если учесть, что рост цен уже достиг прошлогодних темпов, то и эта цифра окажется под вопросом. В аппарате правительства пока что не придумали новых мер по борьбе с инфляцией и поручили это Минфину. В министерстве, в свою очередь, говорят, что главная мера - не допустить растрату Стабфонда, которой добивается правительство. 
Согласно последним данным статистики, цены с начала года стремительно растут. Еще недавно правительство, планируя инфляцию на этот год, называло оптимистичные цифры - от 7 до 8,5%. Примерно столько чиновники обещали и в прошлом году, но в итоге ценой неимоверных усилий Центробанка и Минфина рост цен удалось сдержать в пределах 11%. В этом году ситуация, возможно, будет еще хуже. За полтора месяца рост цен практически достиг прошлогоднего - 3,2%. Некоторые продукты уже подорожали более чем на 10%. Расходы государства продолжают быстро расти, а производство не успевает - вот и появляются "лишние" деньги, которые стимулируют рост цен. 
В аппарате правительства, впрочем, не драматизируют ситуацию. "Те меры, которые были приняты в прошлом году, продолжают действовать", - рассказал журналистам высокопоставленный сотрудник аппарата правительства. Он пояснил, что цены ЖКХ в этом году вырастут не более чем на 20%, квоты на ввоз импортного мяса увеличены, так что дорожать оно не должно, бензин долгое время был "заморожен", а инвестпрограммы естественных монополий скорректированы так, чтобы не стимулировать рост цен. Впрочем, все эти решения были приняты в прошлом году, и если бы их не было, то инфляция, по некоторым оценкам, превысила бы 15% и стала неконтролируемой. Но в этом году даже с учетом принятых мер цены растут все быстрее, а новых мер, по словам источника, в аппарате правительства пока не придумали. Зато придумали, кто будет отвечать. "Даны поручения Минфину и Центробанку, чтобы они приняли исчерпывающие меры, которые бы не позволяли инфляции расти такими высокими темпами", - сообщил сотрудник аппарата. 
"У нас эти меры уже были готовы еще до поручения", - сообщили на это "Известиям" в Минфине. По словам представителя министерства, главная мера - не допустить роста расходов государства, которого добивается аппарат правительства. Речь, например, идет о растрате Стабфонда. То есть о новом увеличении "цены отсечения" нефти, свыше которой сверхдоходы бюджета перечисляются в Стабфонд. Если эту цену увеличить, то бюджет получит дополнительные доходы, которые будут потрачены внутри страны, а значит, появится новый стимул для роста цен.  
Кроме того, важнейшей мерой по борьбе с инфляцией в Минфине считают скорейшее принятие и жесткое выполнение трехлетнего финансового плана. Этот документ сейчас продолжают дорабатывать в аппарате правительства, и, по словам чиновника из Минфина, его "выхолащивают", чтобы сделать менее жестким. Тогда как именно жесткий контроль за расходами может помочь от роста цен. Еще одна важнейшая антиинфляционная мера, по мнению Минфина, - не допустить снижения НДС до 2008 года. Очевидно, что предлагаемые меры расходятся с политикой аппарата правительства. А это значит, что конфликт между членами кабинета министров далек от разрешения и единого мнения о том, как бороться с инфляцией, в ближайшее время не появится. Цены продолжат расти, и ближе к осени, как и в прошлом году, этой проблемой придется заниматься лично президенту. Напомним, что именно Владимир Путин собрал тогда министров и потребовал от них экстренных мер, которые в итоге и позволили избежать неконтролируемой инфляции.
 

     3.3 Прогноз инфляции в РФ в будущем, на примере 2010 года

     Инфляция  в России будет стабильно снижаться, в 2010 году не будет превышать 10%.

       Такое мнение высказал глава  миссии Международного валютного  фонда (МВФ) по России Пол Томсен агентству "Интерфакс". В течение следующего года она достигнет однозначной величины" - сказал он. П.Томсен уверен, что в условиях спада экономики, естественно, должно наблюдаться давление на инфляцию. "ЦБ РФ будет достаточно просто удержать инфляцию в рамках стабильной тенденции к снижению. Поэтому мы и говорим, что есть пространство для ослабления монетарной политики. Монетарную политику можно будет ослаблять при одновременном снижении инфляции", - сказал считает представитель МВФ, передает "Финмаркет". 
 
Как сообщалось ранее, Минэкономразвития прогнозирует инфляцию в 2009 году на уровне 13%, в 2010 году - 10%. За период с начала года по 25 мая потребительские цены в России выросли на 6,8% . Согласно прогнозу Росстата, инфляция в мае составит 0,7%.
 

     3.4 Методы борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика. 

           Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить  антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. 

     Косвенные методы

           Косвенные методы включают в себя:

     1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком.

     2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими  центральным банком.

     3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.  

     Прямые  методы 

           Прямые методы регулирования  покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

     1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

     2. Государственное регулирование цен;

     3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы ;

     4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.  

     Первоочередные  антиинфляционные методы 

           Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между  денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к  равновесию, К первоочередным мерам  относятся следующие:

     1. Обеспечение        страны   в   достатке   продовольствием.   Это   первейшее    условие любых  реформаторских    усилий.    Для    налаживания продовольственного дела  в   стране следует  оказать   государственную  финансовую   помощь  сельскохозяйственным предприятиям всех  видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов .

            а) установление   порядка   выдачи   кредитов   сельскозяйственным  предприятиям  под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

            б) установление государственных закупочных цен,   а   также цен   на   потребляемые   в сельскохозяйственном     производстве      ресурсы     на     уровне,     обеспечивающем рентабельную   работу   товаропроизводителей   и   создания    системы    контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

     2.  Воссоздание   разрушенного   инвестиционного   поля   народного       хозяйства,    без      чего функционирование   экономики становится невозможным.   В   этих целях надо прежде всего восстановить  на   банковских   счетах предприятий путем индексирования   утраченные из-за резкого   роста   цен   и   обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

     3.  Налаживание    снабженческо-сбытовых  связей  между  предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через система   крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут   функционировать   в   рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе .

     4.  Взамен налога   на   добавленную стоимость,   стимулирующего   в    современных   условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых  инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль,    дифференцировав  его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства,   что  будет  нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

     5.  На время кризиса  необходимо   централизовать банковскую систему России, имея   в   виду обязательное  исполнение    коммерческими   и   инвестиционными   банками директив центрального   банка   по  приоритетности   и  льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения  нормативных сроков документооборота.

Информация о работе Два кризиса инфляции в Российской Федерации: 1990-е и 2000-е годы