Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 11:36, курсовая работа
Цель данной работы – сделать обобщение по изученной экономической литературе по исследуемой проблеме, осуществить анализ факторов экономического роста, и, наконец, сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I: Экономический рост.
1.1. Сущность понятия «экономический рост». . . . . . . . . . . .4
1.2. Факторы экономического роста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.3. Прямые и косвенные факторы экономического роста. . 9
Глава II: Экономическое развитие России.
2.1. Взаимосвязь факторов экономического роста. . . . . . . . 13
2.2. Ключевые факторы экономического роста в России. . .18
2.3. Перспективы экономического роста в России. . . . . . . . 19
Глава III: Экономика Пскова и Псковской области.
3.1. Основные факторы развития Псковской области. . . . . .21
3.2. Вызовы развитию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
3.3. Инвестиции в Псковскую область как фактор
экономического роста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Экономисты много лет спорят об относительной значимости накопления капитала и роста ОФП. С одной стороны, хорошо известно, что недостаток производственного капитала в слаборазвитых странах сдерживает их развитие. Инвестиции не идут в эти страны, несмотря на потенциально очень высокую отдачу, что больше всего препятствует их интеграции с мировой экономикой. С другой стороны, как показывает регрессионный анализ, межстрановая вариация темпов роста в большей мере объясняется различиями в ОФП, а не в темпах накопления капитала. Существует точка зрения, высказанная, к примеру, Эрнандо де Сото, что если капитальное имущество, имеющееся в бедных странах правильно оценить, то его величина оказывается намного выше стандартных оценок по системе национальных счетов.
Еще один аргумент в пользу доминирующей роли ОФП как фактора роста является тот факт, что долговременные нормы сбережений в развитых и развивающихся странах варьируют слишком слабо, чтобы объяснить вариации доходов на душу населения. Например, в развитых странах и беднейших странах Африки они примерно одинаковы и составляют в среднем примерно 20% ВВП.
Что касается накопления человеческого капитала как фактора роста, то основной вопрос в том, как этот капитал измерять. Говоря о роли данного фактора в экономическом развитии, теория роста имеет в виду знания и практический опыт, необходимые в производстве и продвижении на рынок продукции. Данные навыки являются в значительной мере следствием обучения на практике и лишь косвенным образом зависят от уровня образования. Однако большая часть эмпирических исследований роста основываются на измерениях именно уровня образования, который на самом деле взаимосвязан с уровнем развития страны.
Конечно,
образовательный уровень
2.3. Перспективы экономического роста в России
Суть задачи, которую предстоит решать России, - догоняющая (точнее, опережающая) постиндустриализация.
Решение этой задачи не имеет исторических аналогов. Нет опыта, на который можно опереться. Наиболее развитые страны мира - пионеры постиндустриализации - не решали задачи догоняющего развития. А страны, демонстрировавшие в последние десятилетия чудеса роста (Южная Корея, Тайвань, Китай и др.), осуществляли переход от традиционного (аграрного) общества к индустриальному, т. е. решали иные задачи.
Главная
особенность развития в условиях
постиндустриальных вызовов - резкое сужение
временных интервалов, на которые
можно ориентироваться при
Постиндустриальный прорыв предполагает выдвижение на передний план гибкости и адаптивности экономической системы, способности экономических агентов быстро и адекватно реагировать на меняющиеся вызовы времени. Раньше ключевым ориентиром государственной политики была концентрация ресурсов, теперь - адаптивность. Причем "неформальная" адаптивность сейчас куда важнее формальных показателей уровня развития, измеряемого данными о среднедушевом ВВП.
В постиндустриальном обществе доминирующими в ВВП и занятости становятся услуги. Россия уже идет в этом направлении, но движению надо придать целенаправленный и последовательный характер. Стратегия прорыва (а не повтора) должна ориентировать на усиленное развитие сектора услуг, особенно высокотехнологичных.
«Промышленная (или структурная) политика» ни в коем случае не должна ориентироваться ни на «назначение победителей», ни даже на их «выбор». Оба подхода означают консервацию пропорций, а ведь новая экономическая структура у нас только формируются. Гораздо важнее стратегия постоянной корректировки структуры, при которой власть готова гибко защищать политическими (в том числе внешнеполитическими) методами всех, кто добивается успеха в мировой конкуренции.
Акцент
на секторе услуг не означает забвения
других секторов, по которым у страны есть
определенные перспективы развития (например,
автомобиле- и самолетостроение). Однако
надо отдавать себе отчет, что при всей
важности развития этих секторов (политической,
технологической и социальной) они вряд
ли станут точками прорыва в постиндустриальную
систему. Современная экономика в основном
не индустриальная, на долю промышленности,
сельского хозяйства в развитых странах
приходится меньше четверти валового
внутреннего продукта, у нас гораздо больше,
и, к сожалению, именно промышленные предприятия
определяют приоритеты экономической
политики. И более того, не просто промышленные
предприятия, а предприятия, связанные
со старой промышленностью, то есть с энергетикой,
с металлургией. Получается, что крупнейшие
наши экономические игроки и политические
лоббисты представляют интересы старой
промышленной экономики. Никто, к сожалению,
сейчас в России не лоббирует новую экономику.
Она у нас осталась без своих лоббистов
и в правительстве, и за его пределами.
Если посмотреть состав участников встреч
президента с представителями крупного
бизнеса. Ему подсказывают, в каком направлении
проводить экономическую политику нефтяники,
металлурги, машиностроители, энергетики
и т.п., что ни как не способствует переменам
в структуре нашей экономики.
Глава
III: Экономика города
Пскова и Псковской
области.
3.1. Основные
факторы развития Псковской области.
На Псковскую область оказывают влияние различные процессы, часть из которых находятся вне прямого управления региональной администрации. В данной концепции они определяются как «факторы развития», которые, в свою очередь, разделены на «внутренние» и «внешние». К внешним факторам отнесены события на международной арене и вопросы федерального ведения, к внутренним факторам - системные проблемы внутри региона. Список факторов не является исчерпывающим, в нем выделены только тенденции, принципиальные для развития Псковской области.
Внешние факторы:
Тарифы на услуги естественных монополий в России ниже, чем среднемировые, что дает национальной промышленности конкурентное преимущество. Правительство Российской Федерации (РФ) декларирует курс на поэтапное реформирование естественных монополий, что приведет к повышению внутрироссийских цен на их услуги. В частности, если ориентироваться на заявленные Правительством РФ планы, в течение ближайших двух-трех лет внутренние российские цены на газ будут увеличены примерно в два раза (около 40 долл. за 1000 кубометров). В 2007- 2008 произойдет переход на рыночное ценообразование в электроэнергетике, в результате которого возможен существенный рост цен.
Основу промышленности Псковской области составляют предприятия, имеющие высокую энерго- и материалоемкость. Их конкурентоспособность за счет низких цен и «советского наследия» будет поставлена под угрозу в условиях дальнейшей интеграции России в мировую экономику и сопровождающего этот процесс роста внутристрановых издержек. Рост цен на газ станет прямым и косвенным (в виде электроэнергии и транспортных тарифов) ценовым шоком для региональной промышленности.
Федеральная экономическая политика по отношению к регионам ориентирована в большей степени на политику «выравнивания» за счет перераспределения бюджетных средств, а не на политику развития, что не устраняет причин территориальной дифференциации, а лишь на время сглаживает наиболее острые противоречия в развитии регионов.
Также Федеральная политика недостаточно учитывает региональные особенности. В частности, МЭРиТ разработало Методику распределения финансовых средств из Фонда регионального развития, в которой определяется состав групп, которым необходима федеральная финансовая помощь, и соответствующая типология регионов. Регионы делятся на группы с «относительно высоким уровнем развития», «выше среднего», «со средним уровнем», «ниже среднего», «с низким уровнем» и «с крайне низким уровнем развития». Псковская область по интегральному показателю социально-экономического развития находится в группе среднего уровня развития, в то время как такие субъекты Федерации как Мурманская область, Республика Саха, Архангельская область относятся к группе с развитием ниже среднего. При этом, «типологии», разрабатываемые, в частности, под определенные федеральные программы, пока никак не учитываются при проведении реформ.
Вступление России в ВТО сопряжено с принятием ряда жестких обязательств в области регулирования торговой политики и приведения внутреннего экономического законодательства в соответствие с международными нормами. Исходя из современного состояния переговорного процесса, достижение договоренности о вступлении России в ВТО можно ожидать уже с середины 2005 г., при этом переходный период может быть полностью завершен к 2012-2014. Основным последствием вступления России в ВТО для предприятий Псковской области станет ужесточение и качественное изменение конкуренции на российских товарных рынках. Промышленность вынуждена будет перейти от конкуренции за счет низких цен к конкуренции за счет внедрения новых технологий (инноваций) и повышения качества.
Северные районы Псковской области находятся относительно недалеко от быстро развивающегося Санкт-петербургского транспортного региона. По уровню развития, объемам перевозок пассажиров и грузов этот регион уступает только Московскому региону, к которому тяготеет южная часть Псковской области. На сегодняшний день существуют физические ограничения для развития транспортных узлов вокруг Санкт-Петербурга, что влечет за собой создание дополнительных мощностей в прилегающих областях. В частности, к юго-западу, югу и юго-востоку от Санкт-Петербурга формируется ряд дополнительных транспортных узлов: Усть-Лужский, Кингисеппский, Лужский, Новгородский, Чудовский, Киришский, Тихвинский. В силу этого, территория, лежащая в треугольнике Псков - Печоры - Остров, имеет предпосылки для формирования Псковского транспортного субрегиона в составе Санкт-Петербургского транспортного региона. Аналогично, на юге области может сложиться «дочерний» субрегион, ориентированный на Москву. Вероятность такого развития дополнительно усиливает вступление Латвии в Евросоюз и возможная в связи с этим переориентация транспортного потока с территории Белоруссии на территорию Литвы-Латвии и далее на Псковскую область. Необходимо отметить, что транспортные потоки широтных и субширотных направлений и соответствующие узлы не конкурируют с потоками грузов, идущими через Псковскую область.
Внутренние факторы:
Численность населения Псковской области сокращается с 20-х годов ХХ века.
1926 г. - 1 млн. 677,4 тыс. чел.
2004 г. - 747,3 тыс. чел.
При этом процессы депопуляции в сельской местности идут гораздо быстрее, чем в городских поселениях, что связано с деградацией сельского хозяйства на территории области. Если процесс депопуляции не удастся остановить, то под угрозой окажется система расселения области и возможность хозяйственного освоения территории.
Большинство
предприятий промышленного и сельскохозяйственного
секторов создавались как промежуточные
звенья сложных производственных цепочек,
география которых охватывает всю страну
и ряд государств СНГ. Предприятия области
не производили конечную продукцию, в
силу чего спад внутреннего производства
после распада СССР сказался на регионе
сильнее, чем в среднем по стране.