Факторы производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:44, лекция

Описание

Любое предпринимательское предприятие является открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия.
Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. В их число можно включить:
внешние экономические факторы;
внешние политические условия;
внешние правовые составляющие;
внешние научные и технические факторы;
коммуникационные внешние условия;
природно-климатические факторы и др.

Работа состоит из  1 файл

Факторы производства3.docx

— 52.89 Кб (Скачать документ)

    На  деятельность предприятия в той  или иной степени будут оказывать влияние изменения климата, ограниченность природных ресурсов, усиление солнечной активности, другие природные катаклизмы, загрязнение окружающей среды и др. Например, уменьшение запасов природных ресурсов вызывает необходимость разработки и применения ресурсосберегающих технологий, заменителей традиционных сырья и материалов, отдельных видов энергии, вторичного их использования. Ухудшение экологической обстановки

    требует строительства очистных сооружений, утилизации отходов, снятия с производства отдельных видов продукции и т.п. Все это требует от предприятий дополнительных усилий и средств.

    Отдельного  изучения заслуживает очень важная часть внешней среды предприятия — деловая среда. В. Смирнова и У. Рейзел представляют составляющие деловой среды организации (предприятия) в следующем виде (рис. 3.1)1.

    3.4 Внешняя деловая среда предприятия

    Очевидно, изучение внешней деловой среды  организации (предприятия) следует начать с поставщиков материальных, энергетических и других ресурсов. Зависимость предприятия от поставщиков весьма велика. Несвоевременная поставка, поставка некачественных ресурсов, замена одних видов ресурсов другими, завышение цен на ресурсы и т.п. — все это ставит предприятие в полную зависимость от поставщиков, создает большие сложности в работе. Отсюда задача предприятия — максимально минимизировать свою ресурсную зависимость.

     
     
     
     
     
     
     

    Следующая составляющая деловой среды —  конкуренты. Мы уже говорили о предприятиях-конкурентах, которые реализуют аналогичную продукцию или оказывают аналогичные услуги. Задача руководства предприятия — определить возможности конкурентов и принять необходимые меры к тому, чтобы обезопасить себя от реальных и потенциальных угроз с их стороны. Оптимальный вариант в этих условиях — разработать и начать производство продукции или оказание услуг, противостоящих конкурентным и отличающихся более высоким качеством и потребительскими свойствами. Другими словами, в борьбе с конкурентами нужна наступательная, а не оборонительная позиция.

  Важное  место в составе деловой среды  предприятия занимают потребители продукции и услуг. Помимо индивидуальных покупателей и клиентов сюда войдут: оптовые и розничные торговые фирмы, магазины, торговые агенты, официальные дистрибьюторы. Состав потребителей продукции и услуг зависит от многих факторов: специфики продукции и услуг предприятия, масштабов производства продукции и оказания услуг, рынков сбыта и др. Последнее время в числе потребителей продукции и услуг все большую роль играют различные общества защиты потребителей, контролирующие организации, общества экологической защиты и другие подобные организации. Они вступают в непосредственное общение с производителями продукции и организациями, оказывающими услуги по поводу качества производимой продукции и оказываемых услуг, соблюдения требований экологии, добросовестности рекламы и т.п.

  Воздействие потребителей продукции и услуг  достаточно велико и проявляется  в самых различных формах: выдвижении особых требований к качеству продукции и обслуживания, к техническим характеристикам продукции, установлении определенного уровня цен и т.д. Следует отметить и обратное воздействие производителей на потребителей путем: гарантий высокого качества продукции и услуг, установлением более низких или стабильных цен на продукцию и услуги и т.п.

  Значительную  часть деловой среды предприятия  составляет инфраструктура. Эта часть деловой среды, в которую входят банки, фондовые биржи, кадровые агентства, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, различные транспортные opганизации др., оказывает предприятию широкий спектр услуг. Так, финансовые организации обеспечивают предприятие необходимыми для его деятельности финансовыми ресурсами, кадровые агентства и службы занятости так же, как и учебные заведения, — необходимыми трудовыми ресурсами.

  Все большее распространение в России получает страховой бизнес, осуществляющий страхование имущества, ответственности, рисков, личностей и др.

  Небывало  высокими темпами растут в нашей  стране консультационные и аудиторские услуги. Все больше предприятий и фирм обращаются за оказанием помощи в разработке информационных технологий, стратегического планирования и организационного развития, финансового управления, управления персоналом и его подбора, маркетинга и отношений с общественностью и др.

  Наконец, все большую долю себестоимости  продукции предприятий составляют транспортные услуги, которые оказывают транспортные организации.

  В деловую среду предприятий включаются также государственные и муниципальные организации, а также органы власти. Влияние государственной власти, региональной и местной администрации, налоговой инспекции и др. на предприятия многообразно и проявляется в виде: принятия законов и других нормативных актов, определяющих правовую базу предпринимательства; лицензирования деятельности предприятия; взимания налогов и контроля за их уплатой и др. В современных условиях влияние этой части деловой среды на деятельность предприятия очень велика, так как она подвержена частым и нередко непредсказуемым изменениям, что усложняет деятельность предприятия.

  Наконец, определенное влияние на деятельность предприятий оказывает международный сектор деловой среды. Особенно ярко это проявляется при создании совместных предприятий, реализации совместных проектов, осуществлении поставок товаров из-за рубежа и выходе наших предприятий на зарубежные рынки и др. Особо надо отметить широко распространившуюся в последние годы покупку акций отечественных компаний иностранными инвесторами. Взаимодействие наших предприятий в сфере международного сектора, широкая конкуренция со стороны иностранных фирм на российском рынке, приводящая нередко к вытеснению российских производителей, выдвигает перед руководителями наших предприятий задачу противостояния этой конкуренции. Встает задача всемерного повышения качества и технических характеристик отечественной продукции и выработки мер противостояния, государственного регулирования, разработки и осуществления новых правил, специфических приемов современного менеджмента.

Выводы

   1. В процессе получения ресурсов, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или услуг предприятие активно взаимодействует с внутренней и внешней средой.

  2. Внутреннюю среду предпринимательского предприятия составляют производственно-технические факторы, социальная, экономическая, информационная и маркетинговая составляющие, фактор деловых отношений и поведения сотрудников.

  1. Внешняя среда предпринимательского предприятия включает в себя внешние экономические факторы, внешние политические условия, внешние правовые составляющие, научные и технические факторы, а также коммуникационные внешние условия.
  2. Отдельного изучения заслуживает важная часть внешней среды предприятия — деловая среда, включающая потребителей и поставщиков, конкурентов, инфраструктуру, государственные и муниципальные организации, международный сектор.

Информация о работе Факторы производства