Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа
Цель работы – раскрыть особенности практической философии Аристотеля.
Задачи работы: привести наиболее значительные факты биографии Аристотеля; обозначить основные его сочинения, а также осветить вопросы практической философии Аристотеля.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Биография Аристотеля…………………………………………...4
Глава 2. Сочинения Аристотеля…………………………………………..7
Глава 3. Практическая философия Аристотеля…………………………..9
3.1. Общие понятия о философии Аристотеля…………………………...9
3.2. Практическая философия Аристотеля……………………………...11
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….19
18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Биография Аристотеля…………………………………………...4
Глава 2. Сочинения Аристотеля…………………………………………..7
Глава 3. Практическая философия Аристотеля…………………………..9
3.1. Общие понятия о философии Аристотеля…………………………...9
3.2. Практическая философия Аристотеля……………………………...11
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек-мир, причем это отношение исследуется в общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.
Отмеченная задача решается не только философией, но и другими формами мировоззрения – мифологией, религией, художественным и стереотипным мышлением. Однако в отличие от религии и мифологии, философия пытается не просто утвердить какую-то приемлемую для человека картину мира, но и построить знание о всеобщем и бесконечном по принципу логической последовательности естественно - научного знания. Философия всегда пыталась достигнуть целостного знания о мире.
Аристотель является самым универсальным мыслителем всех времен и народов. Тема курсовой работы, несомненно, актуальна, так как вся современная философия, наука и культура так или иначе обязаны Аристотелю. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится, и в веках будет учиться у него философской культуре.
Цель работы – раскрыть особенности практической философии Аристотеля.
Задачи работы: привести наиболее значительные факты биографии Аристотеля; обозначить основные его сочинения, а также осветить вопросы практической философии Аристотеля.
Глава 1. Биография Аристотеля
Аристотель – поистине энциклопедический философ, оставивший след во многих областях философского и нефилософского знания. Он является создателем логики, впервые систематически излагает этику, политику, психологию, описывает многие виды растений и животных.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире - греческой колонии на Фракийском побережье.
Отец Аристотеля Никомах был врачом города Стагиры, а также придворным медиком Аминты III, царя соседней Македонии. Предки Никомаха были тоже врачами, и весьма возможно, что семейная традиция была одной из причин, определивших развитие и склонности Аристотеля к научным занятиям. Однако сын не последовал примеру отца в выборе профессии, хотя в его последующих сочинениях можно обнаружить глубокие познания и в области медицины. После смерти родителей Аристотель воспитывается под опекой Проксена из Атарнея.
В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около двадцати лет, вплоть до смерти Платона около 347 до н.э. За это время Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и досократические источники и многие другие дисциплины. По-видимому, Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. В этот период в защиту платоновского учения им были написаны несколько диалогов популярного характера. Возможно, к этому же времени относятся работы по логике, "Физика" и некоторые разделы трактата "О душе".
Широко распространенная легенда о серьезных трениях и даже открытом разрыве между Аристотелем и Платоном еще при его жизни не имеет под собой оснований. Даже после смерти Платона Аристотель продолжал считать себя платоником. В "Никомаховой этике", написанной гораздо позже, в зрелый период творчества, имеется трогательный экскурс, в котором чувство благодарности наставнику, приобщившему нас к философии, уподобляется благодарности, которую мы должны испытывать в отношении богов и родителей.
Однако около 348–347 до н.э. преемником Платона в Академии стал Спевсипп. Многие члены Академии, и среди них Аристотель, были недовольны этим решением. Вместе со своим другом Ксенократом он оставил Академию, войдя в небольшой кружок платоников, собранный Гермием, правителем Асса, небольшого города в Малой Азии. Вначале здесь, а позднее в Митилене на острове Лесбос Аристотель посвятил себя преподавательской и исследовательской деятельности. На Лесбосе продолжается его преподавательская и философско-научная деятельность. Наконец, в 343/342 г. начинается новый период жизни Аристотеля, связанный с его возвращением в родную Македонию. Македонский царь Филипп приглашает Аристотеля заняться воспитанием своего сына Александра, которому тогда исполнилось 13 лет. Аристотель отправляется в Пеллу, где и руководит воспитанием Александра более трех лет.
Об отношениях между двумя великими людьми известно не так много. Вряд ли Аристотелю принадлежит большая роль в формировании завоевательских устремлений Александра Македонского или в развитии его таланта полководца. Видимо, Старигит симпатизировал некоторым политическим идеям македонских царей, стремившихся к объединению Греции под своей властью. Однако он не считал империю жизнеспособной формой государства, а именно империю впоследствии создавал его ученик и воспитанник.
При македонском дворе Стагирит оставался до тех пор, пока Александр не взошел на трон. Затем в 335/334 г. Аристотель вернулся в Афины, где основал школу - Ликей (или “Лицей” в латинском варианте).
Название школы пошло от расположенного рядом храма Апполона Ликейского. Занятия Аристотель проводил, как правило, прогуливаясь с учениками по тропинкам сада, откуда школа получила еще одно название: “Перипатос”, что значит “прогулка”, а ученики и последователи Аристотеля нередко и сегодня называются “перипатетиками”, то есть прогуливающимися философами. С момента основания перипатетической школы начинается третий период философско-научной деятельности Аристотеля, в течение которого благодаря сотрудничеству учеников были собраны и систематизированы богатейшие материалы по всем отраслям знаний и наряду с философскими исследованиями были осуществлены исследования, относящиеся к частным областям знания. В этот период у Аристотеля созревает критическое отношение к учению Платона, в частности к учению об идеях; эта критика изложена в первой книге “Метафизики”.
Дружественные отношения между Аристотелем и Александром Македонским, который, по некоторым свидетельствам, даже оказывал материальную поддержку Аристотелю, со временем все более охлаждалась, а после казни Александром Каллисфена - племянника Аристотеля, сопровождавшего царя в походах по рекомендации Аристотеля, резко ухудшились. Однако старые связи Аристотеля с Македонией, его дружба с наместником Александра Антипатром и личная вражда с некоторыми участниками противомакедонской партии вызвали после смерти Александра Македонского (323 г.) и начала противомакедонского восстания в Афинах острую вражду к Аристотелю, обвиненному в преступлении против религии (в нечестии). Аристотель бежал в Халкиду на Эвбее, где умер от болезни в 322 г.
Глава 2. Сочинения Аристотеля
Аристотель оставил после себя огромное количество сочинений по самым разнообразным вопросам знания. По неполным спискам Гермиппа (200 г. до н.э.) и анонима Менагия, им написано 400, а по списку Птоломея (1 в. н.э.) - до 1000 книг. Все сочинения Аристотеля делятся по их назначению на две группы:
1) изданные для широкого круга читателей, или экзотерические сочинения. Большинство из них, вероятно, создавалось в форме диалога и предназначалось для широкой публики. В основном они были написаны еще во время пребывания в Академии. Ныне эти работы сохранились в виде фрагментов, цитируемых позднейшими авторами, но даже их названия указывают на теснейшее родство с платонизмом: "Эвдем, или о душе"; диалог "О справедливости"; "Политик"; "Софист"; "Менексен"; "Пир". Кроме того, в античности был широко известен "Протрептик" (в переводе с греческого - “побуждение”) , внушавший читателю стремление заняться философией. Он был написан в подражание некоторым местам платоновского "Эвтидема" и послужил образцом для цицероновского "Гортензия", который, как сообщает в своей "Исповеди" св. Августин, пробудил его духовно и, обратив к философии, изменил всю его жизнь. Сохранились также немногочисленные фрагменты популярного трактата "О философии", написанного позднее, в Ассе, то есть во второй период творчества Аристотеля. Все эти произведения написаны простым языком и тщательно отделаны с точки зрения стиля. В античности они пользовались большой популярностью и закрепили за Аристотелем репутацию писателя-платоника, пишущего красноречиво и живо. Изданные сочинения были написаны прекрасным литературным языком и представляли собою, по выражению Цицерона, “золотой век красноречия”.
2) учебные, или акроаматические, сочинения, предназначенные для целей преподавания. Они были написанные сухим, малообразным языком, без стилистической обработки. Эти сочинения сохранились до нашего времени в большом числе и представляют собою основной источник для изучения Аристотеля. Назовем наиболее известные из дошедших до наших дней трудов, входящих в “Корпус Аристотеликум” - свод сочинений, считающийся каноническим. Он открывается “Органоном”, в котором собраны трактаты по логике: “Категории”, “Об истолковании”, ”Первая аналитика”, “Вторая аналитика”, “Топика”, “О софических опровержениях”. Далее идут “Физика”, “О небе”, “О душе”. Наиболее знаменитое сочинение- “Метафизика”, насчитывающая 14 книг. Сочинения по этике (моральному учению): “Никомахова этика”, “Большая этика”, “Политика”. К ним примыкают “Риторика” и “Поэтика”. Наконец, биологические труды: “История животных”, “О происхождении животных”, “О частях животных” и многие другие.
Следует иметь в виду, что далеко не все дошедшее до нас под именем Аристотеля написано им. Некоторые сочинения, например, “О неделимых линиях”, “О растениях”, “Экономика” целиком возбуждают сомнения в подлинности. В ряде других сочинений такое сомнение вызывают отдельные главы, например 10-15 главы “Категорий”, VII, IX, и X книги “Описания животных”. Кроме того, часть акроаматических сочинений составляют записи не самого Аристотеля, а его учеников (например, “Эвдемова этика”). Наконец, не следует думать, что большие трактаты, известные под названиями: “Метафизика”, “Физика”, “Политика” и др., представляют собою единые произведения, составленные по определенному плану и написанные в определенной период жизни их автора. Тщательный анализ этих трактатов, особенно “Метафизики”, произведенный Иегером, показывает, что содержание их складывалось в разные периоды философской деятельности Аристотеля и что они являются собраниями отдельных небольших трактатов, объединявшихся под общими названиями ввиду общности предметов.
Глава 3. Практическая философия Аристотеля
3.1. Общие понятия о философии Аристотеля
В отличие от Платона, Аристотель более дифференцированно понимает форму. Он отвергает общую идею добра, красоты. Для него формы, которые содержатся в божественном разуме («Нусе») задают общий идеал совершенства, присущий каждому отдельному виду.
Кроме формальной причины развития Аристотель выделял еще три:
- Бог как перводвигатель;
- Целевая причина;
- Материальная причина.
Первосущностью Аристотель называл Божественный разум. Он самодостаточен, способен к самосозерцанию и не нуждается для этого в чем-то внешнем.
Аристотель выделял пять стихий. К традиционным для античной философии стихиям, из которых возникают различные вещи (огонь, вода, земля, воздух), он добавлял еще пятую – Божественный эфир, из которого состоят небо и небесные тела. Достаточно трудно ответить на вопрос о том, допускал ли Аристотель бессмертие души. По-видимому, он считал возможным сохранение лишь высшей интеллектуальной части души, то есть укорененного в космических структурах общечеловеческого интеллекта, в разной степени представленного в индивидуальных душах.
Аристотель делает существенный для всей античности поворот при рассмотрении нравственных проблем в силу того, что, что обращает внимание на позитивную роль эмоций. Он подвергает критике учение Сократа и Платона за предельный рационализм. Но необходимо не просто знать добродетель, а действовать в соответствии с ней. Действие же как раз происходит из того, что разум соединяется с эмоцией. Невозможно быть добродетельным и не радоваться добродетельному действию.