Финансовая система: сущность, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр.


Раздел 1 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА -6-


Сущность финансов и финансовой системы
Принципы построения финансовой системы -8 -
Состав финансовой системы -11-


Раздел 2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Функции финансов -20-
Государственный бюджет и его основные статьи -21-


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система сущность, структура и функции(Курсовая работа по эономической теории).doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)
center">Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

     Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

     1   вмешательство в экономику;

     2 поддержание государственного аппарата управления;

     3  правоохранительные органы и судоустройство;

     4   медицина, здравоохранение и образование;

     5 оборона страны.

     Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.9

 Общие принципы построения государственного бюджета

     Принципами  бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

     Единство  бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.

     Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных  источников доходов и правом определять направления их использования и  расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.

     Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

     Указанные принципы бюджетного устройства могут  быть защищены в судебном порядке - через арбитражный суд.  
 

Расходы государственного бюджета

     Выше  указывалось, на какие цели расходуются  средства. Составляющие государственный  бюджет. Поскольку государству необходимо. Прежде всего. Обеспечить стабильность в обществе, то этими направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а, следовательно, и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.

     При составлении проектов бюджетов, уточнении  бюджетов в ходе их исполнения, при  рассмотрении проектов бюджетов, утверждении  бюджетов:

o определяется  объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

определяются  направления использования средств  бюджета на инвестиции, собственные  целевые программы; на внешнеэкономическую  деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;

     Определяются  и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных  учреждений, учреждений здравоохранения  и социального обеспечения, науки  и культуры, физической культуры и  спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

o определяются  размеры дотаций, субвенций бюджетам  нижестоящего территориального  уровня и их целевое назначение.

     Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной  классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

     К бюджету текущих расходов относятся  расходы на текущее содержание и  капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных  учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

Доходы  государственного бюджета

     Доходная  часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Порядок и условия предоставления и использования  дотаций и субвенций из государственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

     При недостаточности бюджетных средств  для покрытия расходов, превышающих  минимальный бюджет, или в случаях  временных финансовых затруднений  в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.

Вместе  с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных  актах, в частности, в Законе "Об основах налоговой системы в  Российской Федерации". Так, следующие основные налоги являются федеральным:

     а) налог на добавленную стоимость;

     б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

     в) налог на операции с ценными бумагами;

     г) таможенная пошлина;

     д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

     ж) платежи за пользование природными ресурсами;

     з) налог на прибыль предприятий  и организаций;

     и) налоги, служащие источниками образования  дорожных фондов;

     к) гербовый сбор;

     л) государственная пошлина;

    м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

    н) налог  на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проведённое в данной работе исследование позволяет  сделать следующие выводы:

     Экономическая структура любого общества не может  функционировать без нормального  организованного потока денежных средств  между государством и различными слоями населения, между регионами  и отдельными государствами. Такие  денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, акционерными обществами, агропроизводителями, институтами культуры и т.д.). Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производительными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.

     Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочите специальные денежные фонды. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определённая и специально предназначенная сумма денежных средств.

     Чем более развиты рыночные отношения, чем сложнее и многообразнее  экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система и тем больше её финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают более широкую манёвренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций.

     Используя бюджет, государство оказывает влияние на формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, осуществляет распределение и перераспределение ВВП, экономически обеспечивает выполнение целевых комплексных программ НТП и национальных планов экономического роста.

     С помощью бюджета государство  осуществляет сочетание централизованных  и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных  дотаций, трансфертов. Как экономический  документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

     Таким образом, государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и  совокупность бюджетов всех уровней  и административно-территориальных  властей (штатов, губерний, субъектов  федераций, земель и т.д.).

     Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они  обусловлены не только национальными  традициями, организацией образования  и здравоохранения, но главным образом  характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Экономическая теория: Учебник/ Под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2001г. – 637с.
  2. Экономическая тория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева – М.: Гуманит. Изд., Центр ВЛАДОС, 2003г. – 640с.
  3. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник /  Под редакцией Красавиной Л.Н., М.:, Финансы и статистика, 1994г. – 297с.
  4. Основы международных валютно-финансовых и кредитных         отношений: Учебник для вузов /  Под редакцией Круглова В.В., М.: Инфра-М, 1998г. – 476с.
  5. Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой, М.: Финансы и статистика, 1993г. – 400с.
  6. Экономическая теория: Учебник/ Под редакцией Л.С. Тограсевича. – СПб: Питер, 2001г. – 464с.
  7. Финансовая газета. № 43, 1994 г.

Информация о работе Финансовая система: сущность, структура и функции