Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:20, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и
структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции
ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного
бюджета на примере Российской Федерации;
- выявить основной принцип формирования финансовой политики
государства;
- раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.
Финансовая система:
сущность, структура, принципы построения
Актуальность темы
стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и
необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта
система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества
и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный
переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой
экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными
принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать
надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая
система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и
вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Степень разработанности
надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой
политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства
по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения
финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют
финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они
подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной
политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие
представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и
С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики,
определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок
государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение
полной занятости
и неинфляционного
Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь
совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых
ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством
его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность
воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и
производственных отношений определяются объективными закономерностями
экономического развития, общественно-политическим строем страны.
Цели и задачи работы. Целью
исследования является
структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции
ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного
бюджета на примере Российской Федерации;
- выявить основной принцип формирования финансовой политики
государства;
- раскрытие процесса «
Использованная информация. При написании работы были использованы
следующие источники информации:
- монографические статьи;
- учебники и учебные пособия;
- журналы периодической печати;
- всемирная сеть Интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех
параграфов, заключения
и списка использованной литературы.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
3 ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Финансовая система – это
своей финансовые отношения являются распределительными, причем
распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты
формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую
роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными
его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют
государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном
производстве выступает в качестве первого объективного критерия
классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение
государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и
затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной
рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение
содержания функций государства в обществе.
Если причина создания
труда, то становится ясно, что главная задача государства та, ради чего оно
первоначально создавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективное
разделение труда. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное и
эффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществление
товарообмена. Доля затрат на осуществление товарообмена называется
издержками обращения. В издержки обращения можно включить все
непроизводственные доходы, возникающие с момента производства товара до
того, как он был потреблен.
Наиболее известная и эффективная форма реализации системы,
обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи денег
– финансовая система.
Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она
включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом – это и
банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в
нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует
товарному обращению между субъектами производства.
Система разделения труда
другой. Если мы сможем придумать метод, при помощи которого разделение
труда будет реализовано более эффективно, нежели при помощи денег, то
наверняка мы можем заменить ей денежную систему. Например, в условиях войны
государство практически полностью мобилизует промышленность на военные
нужды и вводит директивное управление экономикой. Ясно, что в таких
условиях нет места свободному товарообмену, а деньги играют чисто
номинальную роль.
Стало быть, механизм разделения труда, который применяется в
государстве зависит от конкретной ситуации, в которой находится
государство.
Различные формы реализации
развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей.
Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к
технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в
объемах производства в течение короткого времени, а другая система
действует наоборот – позволяет совершить быстрый скачок в короткое время,
но не создает конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенное
войной государство, то мы можем применить второй вариант финансовой системы
на достаточно небольшой срок. После совершения рывка в объемах
производства, тогда, когда потенциал этой системы «выдохнется», мы должны
применить первый вариант на неопределенный исторический срок.
Если мы придумаем какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую
разделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственным
критерием ее приемлемости может быть лишь то, насколько удобно при этом
осуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие при
этом, насколько она стимулирует технический прогресс.
Например, в сегодняшней России доля производственных затрат в
розничной цене продукции зачастую составляет 20-30 % . Известны случаи,
когда она доходит до 5-10 %. Остальное есть непроизводственные затраты:
надбавленная стоимость создаваемая предпринимателем, вложившим в дело
капитал, перепродавцами продукции. Все это можно включить в издержки
обращения. Они по порядку величины равны или превышают в несколько раз сами
производственные затраты. Факт того, что издержки обращения велики, говорит
о том, что главная задача государства исполняется плохо.
В любой системе важен любой фактор, влияющий на ее устойчивость. Если
мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней
слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если
мы воздействуем на него, мы можем порвать в цепи слабое звено,
дестабилизировать систему и достигнуть разрушения всей системы[1].
В современных условиях
государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных
предприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они и
составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической
деятельности государства[2].
Разные звенья финансовой
распределения: внутрихозяйственное – финансами предприятий,
внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций,
межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом,
внебюджетными фондами.
Центральное место в
Информация о работе Финансовая система: сущность, структура, принципы построения