Фирма – ее структура, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - закрепление и углубление знаний в области экономики, а также изучение особенностей функционирования фирмы как основного субъекта рыночной экономики, объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие масштабы её деятельности в условиях рыночных отношений.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

     ОАО «Молочный комбинат» был введен в действие в июле 1990 г. Строительные работы выполнялись югославскими строителями по контракту с югославским агропромышленным комбинатом «Белград». Комбинат был оснащен новейшим оборудованием из Дании, Швеции, Франции, Германии и Югославии. Проектная мощность завода составляла 190 т молока в сутки.

     В декабре 2000 г. ОАО «Молочный комбинат»  вошел в производственно-торговую группу «Вимм-Билль-Данн». Это событие  стало важным этапом расширения деятельности группы на Юге России.

     За  время работы ОАО «Молочный комбинат» в составе Компании «Вимм-Билль-Данн» введен в действие цех по производству глазированных сырков, в четыре раза увеличены производственные мощности в цехе диетической продукции; осуществляются работы по расширению производственного пространства для запуска производства мягких творожков, йогуртов.

     Техническое перевооружение комбината позволит увеличить объем производства диетической  и десертной продукции торговыми  марками «Доктор БИФИ», «Био-Макс», «Чудо», «Рыжий Ап». На сегодняшний  день комбинат выпускает стерилизованное молоко, кисломолочные продукты, сметану, творог, масло под торговыми марками «Домик в деревне» и «Кубанская буренка»; различные виды сыров (твердые, плавленые).

     Предприятие занимает выгодное географическое положение. Мягкий и теплый климат, сформированный Черным и Азовским морями, благоприятен для выращивания кормовых культур. Полноценная кормовая база способствует возрастанию удоев и позволяет сгладить сезонные колебания поступления молока. Поэтому предприятие обеспечено натуральным высококачественным сырьем в течение всего года.

     Улучшению качества молока способствует постоянная работа с молочными хозяйствами. В рамках программы «Молочные  реки», разработанной компанией  «Вимм-Билль-Данн», молочные хозяйства  оснащаются современным доильным и холодильным оборудованием фирмы De Laval. Это позволяет сохранить качество молока в процессе доения и доставки на комбинат.

     Современное оборудование, передовые технологии, высококвалифицированный персонал, постоянный контроль качества продукции позволяют комбинату производить натуральные высококачественные продукты питания, способствующие поддержанию здоровья и благополучия потребителей.

      2002 год стал для компании четвертым  подряд годом роста прибыльности после кризиса 1998 г. В 2002 г. выручка компании выросла на 22,3% по сравнению с 2001 г. Валовая прибыль выросла на 34,9%, а маржа увеличилась на 2,8% по сравнению с прошлым годом благодаря увеличению доли высокомаржинальных продуктов в объемах продаж молочного сегмента, эффекту масштаба и снижению цен на сырое молоко. Операционная прибыль выросла на 9,1% по сравнению с прошлым годом, чистая прибыль - на 12,3%, а показатель EBITDA - на 13,0%.

      Как и ожидалось, наибольшее влияние на чистую прибыль оказало усиление конкуренции в соковом сегменте, а также рост коммерческих расходов, связанный с долгосрочной программой регионального развития в рамках стратегии компании стать ведущим российским производителем продуктов питания национального масштаба.

      В 2002 году выручка ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» составила US$824,7 млн. по сравнению US$674,6 млн. в 2001 году. Выручка молочного сегмента выросла на 16,0% с US$485,5 млн. в 2001 году до US$563,0 млн в 2002 году. Рост объемов (9,7% органический и 2,0% за счет приобретений) составил 11,7%, а увеличение средней цены дало еще 4,3% роста. Выручка сокового сегмента увеличилась на 38,4% - с US$189,1 млн. в 2001 году до US$261,7 млн. в 2002 году. Рост был вызван увеличением объема продаж на 45,4% на фоне увеличения доли недорогих марок в структуре продаж, усиления конкуренции и изменений в политике работы с дистрибьюторами, направленных на поощрение ключевых клиентов.

      Составившая в 2002 г. 29,3% маржа молочного сегмента дала 3,6% роста общей маржи благодаря снижению цен на сырое молоко (цены снизились в среднем на 14% по сравнению с 2001 г.), увеличению доли высокомаржинальных продуктов и эффекту масштаба. Маржа сокового подразделения, составившая в 2002 г. 31,0%, уменьшила рост маржи группы на 0,8% в результате роста цен на концентраты, усиления ценовой конкуренции и изменения ассортимента в пользу недорогих марок. Таким образом, в 2002 г. маржа по компании в целом выросла на 2,8%.

      Программа региональной экспансии привела  к росту коммерческих расходов, в  особенности затрат на рекламу и персонал. Компания ОАО «Вимм-Билль-Данн» усилила присутствие своей региональной рекламы на ключевых рынках, а доля региональной рекламы выросла до 14,1% от общего рекламно-маркетингового бюджета. По итогам года уровень медиаинфляции на ведущих общенациональных телеканалах превысил 80%, однако «Вимм-Билль-Данн» смогла получить определенные скидки за объем и более эффективно сдерживать рост затрат.

      Значительное  увеличение средней численности  персонала — с 11 тысяч в 2001 году до более чем 16 тысяч в 2002 году — также явилось следствием региональной экспансии. Этот фактор привел к увеличению доли расходов на коммерческий персонал более чем на 90% по сравнению с прошлым годом. Негативное влияние на отдельные компоненты коммерческих расходов, такие как транспортные расходы, оказали также внешние факторы, связанные с ситуацией на российском рынке.

      В 2002 году наблюдалась положительная динамика управленческих расходов, доля которых в выручке снизилась до 7,6% с 8,1% в 2001 году.

      Чистые  финансовые расходы выросли в 2002 году. Это объясняется расходами по курсовым разницам в размере US$2,9 млн. в 2002 году на фоне доходов по курсовым разницам в размере US$2,5 млн. по итогам 2001 года. Расходы были частично компенсированы полученными процентами по депозитам, однако расходы компании на выплату процентов по кредитам также увеличились в связи со значительным ростом капитальных затрат и выросшими потребностями в оборотном капитале во втором полугодии.

      Показатель EBITDA вырос до US$83,3 млн. в 2002 году против US$73,7 млн. в 2001 году, а доля EBITDA в выручке в 2002 году составила 10,1%.

     Компания  поделена на три подразделения: молоко, сок и минеральная вода. У каждого  подразделения есть свой директор, который отвечает за его работу. У него находится вся необходимая инфраструктура, все инструменты для принятия решения – бренд-менеджеры, аналитики, и т.д. Они сами разрабатывают план развития бренда.

     За  последние два года «Вимм-Билль-Данн»  продемонстрировал существенный рост и занял лидирующие позиции в таких категориях, как детское питание, йогурты и десерты, премиальные сыры, напитки, традиционные и функциональные молочные продукты.

     В то же время «Вимм-Билль-Данн» решительно упрощал свою юридическую структуру. К настоящему времени число юридических лиц сократилось вдвое — с 68 до 34. Кроме того, были централизованы функции некоторых подразделений, таких, как управление закупок, отдел по работе с ключевыми клиентами, юридический департамент и управление информационных технологий.

     За  прошедшие пятнадцать лет компанией «Вимм-Билль-Данн» был накоплен значительный опыт в области производства продуктов питания, маркетинга и продаж. Новая организационная структура компании позволит наиболее эффективно использовать существующие возможности головной компании, одновременно сохраняя связь региональных подразделений с потребителями. В условиях меняющегося рынка, растущей конкуренции и дальнейшей консолидации розничной торговли «Вимм-Билль-Данн» будетдействовать более сфокусировано, четко разграничивая функции центрального и регионального менеджмента.

     Таким образом, для ускорения темпов роста  с 1 марта 2008 года в компании была внедрена новая корпоративная структура, в рамках которой произошли следующие организационные изменения:

  • бизнес-подразделения «Молоко», «Детское питание» и головная компания объединены в единую структуру «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»;
  • в «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» действует функциональная система управления, в том числе будут созданы две новые позиции Вице-президентапо производству и Вице-президента по продажам;
  • создано новое бизнес-подразделение «ВБД Интернешнл», которое будет отвечать за активное развитие компании на Украине, в Центральной Азии, на Кавказе, а также развитие экспортной торговли.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     На  основании анализа изложенных в  настоящей работе сведений появляется возможность сделать ряд четких и структурированных выводов  о роли и месте фирмы, как экономического института, в условиях современной  рыночной экономики. Эти заключения следующие:

  • Организационно-правовая форма предпринимательства делает бизнес благородным, соответствующим требованиям цивилизованных рыночных отношений.
  • Приоритет целей определяется в зависимости от прибыльности фирмы, которая может соответствовать уровню выживания, умеренному или высокому уровню.
  • Фирмы пытаются удовлетворить безграничные потребности общества и одновременно наиболее рационально использовать ограниченные возможности имеющихся факторов производства.
  • Любая фирма в ходе своей деятельности должна решать ряд задач (что и в каком количестве производить? Как производить свою продукцию? По какой цене продавать продукцию?.
  • Фирмы являются местом приложения труда капитала и предпринимательского потенциала.
  • Фирма поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал.
  • Отличие фирмы, максимизирующей объем продаж, от фирмы, максимизирующей прибыль, заключалось в более высоком объеме производства и более низких ценах.

     В заключение, обобщая сказанное, можно  сказать, что предмет данной работы - фирма - суть институциональное образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев производственных ресурсов. В противоположность рынку, фирма представляет собой плановую или иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками.

     Предприятие (фирма) - основное производственное звено экономики, это любая организация, производящая товары, услуги, информацию, знания, осуществляющая экономическую деятельность в самых разнообразных формах.

     Предприятие создается для производства необходимых обществу материальных благ, для предоставления разнообразных услуг населению. Непосредственным стимулом для организации производства, основания предприятия является перспектива получить прибыль и употребить ее для удовлетворения соответствующих потребностей.

     Иначе говоря, заданием всех производственных, коммерческих предприятий является удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и  реализация на основе полученной прибыли  социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.

     Новая экономическая стратегия современного, рыночного развития России предполагает ориентирование на свободу предпринимательства, что ускорило развитие предприятий  в нашей стране. И самое главное для правительства сейчас - это вести правильную политику управления предприятиями.

     На  примере «Вимм-Билль-Данн» можно  сделать вывод, что даже из маленькой  фирмы может вырасти огромная компания и завоевать лидирующие позиции на рынке, стать одним из самых опасных конкурентов, необходимо лишь уметь ставить цели в соответствии с ресурсами, исследовать рынок и прочее.  

Информация о работе Фирма – ее структура, цели и задачи