Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:12, контрольная работа
Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция- это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.
1. Исторический процесс развития конкуренции. Виды и методы конкуренции.
2. Спрос на товары и услуги в условиях чистой конкуренции.
3. Установление цены и максимизация прибыли на конкурентном рынке
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конкуренция способствует
установлению равновесной цены, уравнению
спроса и предложения. На чисто конкурентном
рынке отдельные фирмы
Конкуренция поддерживает
общественно нормальные условия
производства и реализации товаров
и услуг. Она как бы подсказывает
товаропроизводителям, сколько капитала
они должны вложить в производство
того или иного товара. Предположим,
что один продавец затратил на производство
какого-нибудь товара больше средств,
чем другой. При такой ситуации,
когда на рынке установится равновесная
цена на данный вид товара, больше прибыли
будет иметь последний
Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит «уравнительницей» цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
При противоборстве
субъектов рынка усиливается
их социально-экономическое
1.3. Виды конкуренции.
Конкуренцию можно разделить по трем признакам:
1. по методам осуществления,
2. по отраслевой принадлежности,
3. по степени свободы.
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности
различают внутри- и межотраслевую
конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция
-- конкуренция между
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция - это свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.
По степени развития
конкуренции экономическая
2
Рис.1
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция.
К совершенной (чистой)
конкуренции относятся
По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.
Совершенная (чистая)
конкуренция - это рыночная ситуация,
когда многочисленные, независимо действующие
производители продают
Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
1. на рынке большое
количество покупателей и
2. тождественная,
стандартизированная продукция,
3. свободный доступ
к рынкам новых продавцов и
возможность такого же
4. наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.
Позитивные явления конкуренции:
1. снижение издержек;
2. быстрое внедрение НТП;
3. гибкое приспособление к спросу;
4. высокое качество продукции;
5. препятствует завышению цен.
Негативные явления конкуренции:
1. разорение многих субъектов рыночной экономики;
2. анархия и кризис производства;
3. чрезмерная эксплуатация ресурсов;
4. неблагоприятное влияние на экологию.
Недостатки рынка совершенной конкуренции:
1. в долгосрочном
периоде отсутствует
2.способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
3. не может распространяться на производство общественных благ;
4. вытесняется монополиями
и олигополистическими
2.2. Монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Монополистическая
конкуренция - самый распространенный
тип рынка, наиболее близкий к
совершенной конкуренции. Возможность
для отдельной фирмы
Основные характеристики монополистической конкуренции:
1. относительно
большое число некрупных (
2. эти фирмы производят
разнообразную продукцию,
3. сохраняются возможности
относительно легкого
Неценовая конкуренция - главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.
Проникновение на
рынок монополистической
Монополистическая
конкуренция свойственна
2.3. Олигополия.
Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.
Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей - продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.
Характерная особенность олигополистического рынка - взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.
В условиях олигополии
возможна как ценовая, так и неценовая
конкуренция. Но ценовые методы соперничества
обычно менее эффективны. Между предприятиями
существует тесная взаимозависимость.
Если один из конкурентов снизил цены,
то другие вынуждены адекватно отвечать,
иначе обнаружится слишком
Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются.
Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.
В условиях олигополии неценовые методы конкуренции - от рекламы до экономического шпионажа - оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.
Вступление в
олигополистический рынок ограничено.
Нужны значительные капитальные
вложения, чтобы создать предприятие,
способное противостоять
При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности - цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.
2.4. Чистая монополия.
Чистая монополия - это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.
Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой - либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы - монополиста.
Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.
Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.
Цель монополии - получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке.
Основные черты чистой монополии:
1. единственный продавец - производитель;
2. товарная дифференциация
отсутствует, отсутствие
3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
4. очень трудные
условия вхождения в отрасль
новых предприятий. По сути
дела, вход оказывается
Различают несколько типов монополий:
1. естественная
монополия. Ею обладают
2. искусственные
монополии. Под этим условным
названием понимают