Фирма в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:52, реферат

Описание

Конкуренция.
Экономическая наука не без оснований исходит из того, что люди в своих хозяйственных делах преследуют свой личный интерес. При этом интересы разных людей неизбежно пересекаются и противоречат друг другу. Таким образом, между ними возникает соперничество, или, иначе говоря, конкуренция. Само это слово пришло к на из латинского языка, и его можно перевести как «состязание».

Работа состоит из  1 файл

Фирма в условиях совершенной конкуренции..doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

Фирма в условиях совершенной конкуренции.

Для того чтобы раскрыть эту тему, для начала нужно разобрать  природу возникновения конкуренции: в каких именно условиях она возникает, и как она влияет на экономику  в целом

Конкуренция.

Экономическая наука  не без оснований исходит из того, что люди в своих хозяйственных делах преследуют свой личный интерес. При этом интересы разных людей неизбежно пересекаются и противоречат друг другу. Таким образом, между ними возникает соперничество, или, иначе говоря, конкуренция. Само это слово пришло к на из латинского языка, и его можно перевести как «состязание».

Конкуренция является естественным процессом, и существовала она во все времена. При всем при  этом конкуренция присуща не только человеческому обществу, но и животному и растительному миру. Достаточно вспомнить про «борьбу» растений за место под солнцем, «конкуренцию» различных видов животных за источники питания, сражение самцов одного вида за территорию, за право продолжить свой род. Если смотреть с одной стороны, это, конечно, жестоко с точки зрения человеческой морали. Но если рассматривать это с другой стороны, то именно благодаря конкуренции в природе происходит естественный отбор, в результате которого выживают и продолжают свой род более сильные и приспособленные.

Знаменитый английский философ Томас Гоббс (1588 – 1679) называл  конкуренцию «войной всех против всех». Он, вообще, очень скептически  относился к человеческой природе  и к безудержной конкуренции  между людьми. В своей книге  «Левиафан» (так называлось упомянутое в Библии мифическое чудовище), вышедшей в 1651 году, Томас Гоббс доказывал, что мир и безопасность в человеческом обществе возможны, только если люди добровольно ограничат свою свободу и отдадут власть над собой мощному государству – именно его Гоббс называл «Левиафаном». После выхода данной книги английские философы-моралисты целый век спорили с Гоббсом, доказывая, что человек по своей природе не так уж и плох. Но только Адаму Смиту удалось дать ему объективный и убедительный ответ, указав на благотворную роль конкуренции в рыночной экономике.

Адам Смит (1723 – 1790).

Адам Смит родился  в шотландском городке Киркалди, обучался в университетах Глазго и Оксфорда. Затем Смит переехал в Эдинбург, где читал лекции по английской литературе и риторике. Успех этих лекций создал ему имя в научных кругах, поэтому уже в 28 лет он был приглашен в университет Глазго в качестве профессора, а затем возглавил там кафедру нравственной философии (сегодня мы назвали бы ее кафедрой общественных наук).

Первая книга Смита, «Теория нравственны чувств» (1759), посвящена проблемам этики – науки о морали, о правилах человеческого поведения. Уже в этой книге Смит пытался решить проблему согласования интересов различных людей. Он отметил, что это согласование может осуществляться через свойственное человеку чувство симпатии. Смит понимал под этим тот факт, что, оценивая свои поступки, человек может встать на точку зрения другого человека.

Казалось, что после  выхода книги жизнь ее автора ограничится  университетской наукой, тем более что Смит обладал очень спокойным и замкнутым характером. Однако в 1764 году все изменилось: Смит оставил кафедру и уехал во Францию в качестве гувернера и воспитателя молодого английского герцога Баклю. В Европе он много путешествовал и встречался с самыми известными учеными своего времени – Вольтером, Кенэ, Тюрго и другими. Там же он начал писать свое наиболее знаменитое произведение – «Богатство народов». Дальнейшая жизнь Смита протекала без заметных событий: он занимал почетную должность таможенного комиссара Шотландии, с большой энергией занимался исследованиями и публицистикой.

В «Богатстве народов» Смит открыл еще один способ согласования личных интересов, основанный уже не на симпатии, а на рыночной экономике  при условии свободной конкуренции (соревновании) участников рынка.

Главный вывод книги  Смита: рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может  существовать сама по себе. Вмешательство  государства ей скорей вредит, чем  помогает. Смит утверждал, что в рыночной системе каждый человек, преследуя личную выгоду, выбирает себе то занятие, которое лучше всего оплачивается, производит товар, имеющий наибольшую цену. Благодаря этому каждый человек в отдельности (а значит и все общество в целом) достигает наилучшего для себя результата, а ресурсы общества распределяются наиболее эффективно. Кроме того, поскольку наиболее выгодные продукты начинают производить сразу много человек, между ними возникает конкуренция, и цена товара, в конце концов, снижается, что тоже выгодно обществу. Как выразился Адам Смит, «невидимая рука» подталкивает эгоистов к общественному благу.

Но для этого  нужно, чтобы каждый человек мог  свободно заняться делом, которое он считает самым выгодным. Никто  не должен (как в традиционной или  централизованной экономике) ограничивать его выбор, указывая ему, чем следует и чем не следует заниматься.

Прямое вмешательство  государства скорее вредит, чем помогает рыночной экономике – этот вывод  Смита произвел наибольшее впечатление  на его современников. Дело в том, что в то время в экономической мысли господствовали так называемые «меркантилисты» - сторонники активного государственного регулирования всех сторон экономической жизни и особенно внешней торговли.

С «Богатством народов» Адама Смита начинается самостоятельная  экономическая наука – ранее экономические знания относились к предмету нравственной философии.

Конкуренция в рыночной экономике.

Конкуренция в экономике  возникает там, где количество благ ограниченно. Если много человек  пьют из одного источника, то конкуренции  между ними не возникает. Но если источник находится в пустыне и не может обеспечить водой всех обитающих там людей и их скот возникает конкуренция. Во все времена, как правило, столкновения такого рода интересов разрешались с помощью войн, где побеждал сильнейший. В экономике конкуренция принимает более мирные формы.

«Невидимая рука», о которой писал Адам Смит в  «Богатстве народов», выполняет свою задачу в рыночной экономике только тогда, когда в ней обеспеченна  свобода конкуренции. В рыночной экономике конкурируют друг с другом и покупатели и продавцы.

Конкуренция между  продавцами

Конкуренция между  покупателями

Конкуренция в условиях рыночной экономики

При этом покупатели стараются приобрести товар подешевле, а продавцы – продать подороже. Каждый таким образом стремиться к собственной выгоде. Кроме того, покупатели конкурируют между собой: кто предложит более высокую цену, тот и получит искомый товар.

Наибольшее внимание экономисты уделяют конкуренции  между фирмами-продавцами. Существуют два вида такого рода конкуренции.

Конкуренция между фирмами-продавцами

 

Ценовая

Неценовая

Высокое качество товара, реклама

Низкие цены

Каждая из фирм-продавцов  желает продать свой товар, но спрос  потребителей не безграничен. Чтобы  привлечь покупателя, фирма может, например, предложить более низкую цену, чем другие, конкурирующие с ним, фирмы. Это называется ценовой конкуренцией.

Неценовая конкуренция  возникает, когда фирма предлагает товар более высокого, чем у  других фирм, качества, организует систему  послепродажного обслуживания, если речь идет о товарах длительного пользования (автомобилях, аудио-, видео -, бытовой технике и т. п.), или широко рекламирует свой продукт.

Степень развития конкуренции  на разных типах рынка.

Степень конкуренции  может очень сильно различаться. Это зависит от того, какие черты присущи тому или иному типу рыка

Где конкуренция  развита сильнее?

Острее всего конкуренция  на тех рынках, где:

1) много продавцов  и много покупателей;

2) всегда можно  точно узнать, по какой цене  продает товар тот или иной  продавец;

3) никто и ничто  не мешает новым фирмам войти  на рынок, а старым - уйти с  него;

4) товар является  однородным и у всех продавцов  имеет примерно одинаковое качество: зерно, цемент, бензин и т.п. (Две  тонны цемента, произведенные  разными фирмами, легче могут заменить друг друга, чем две разные марки компьютеров.)

Где конкуренция  развита слабее?

Слабее всего конкуренция  на тех рынках, где:

1) число продавцов  или покупателей невелико, либо  в отрасли есть один 

или несколько «лидеров», которые по величине намного превосходят

другие фирмы. Они  достаточно сильны, чтобы подчинить  себе

конкурентов (навязать им свои цены), а в случае сопротивления

вытеснить их с рынка;

2) отсутствует достоверная  рыночная информация, то есть  неясно, кто по 

какой цене продает  свой товар. В этом случае продавцы могут брать с

покупателей разные цены за один и тот же товар: если покупатель не

знает, что конкурент  может продать дешевле, он купит  товар у первого 

попавшегося продавца по высокой цене. Например, торговцы, которые

сидят у входа на базар, предлагают товар по более высокой цене, тому,

кто только входит на рынок, и сразу снижают цену, если видят, что 

покупатель возвращается с базара, а значит, знает цены конкурентов;

3) существует много  разновидностей продукта. Возьмем,  например,

книжный рынок: продавцы детских книг на нем не конкурируют  с 

продавцами научной  литературы, продавцы дорогих коллекционных

изданий – с продавцами детективов и романов в мягкой обложке и т. п.;

4) «выход на рынок»  для новичков затруднен: для  того, чтобы произвести

некоторые товары (например, автомобили), требуется построить 

большой завод, купить дорогостоящее оборудование, иметь  опыт

производства в  данной отрасли.

Типы рынков.

По степени конкуренции  в экономике выделяют четыре основных типа рынка:

1) совершенная конкуренция;

2) монополия;

3) олигополия;

4) монополитеческая  конкуренция.

Монополия.

На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные  фирмы могут оказать влияние  на цену. Особенно ярко это проявляется  в условиях так называемой монополии, когда продажу товара на рынке осуществляет один-единственный продавец. В этой ситуации у покупателей нет выбора: они либо платят назначенную монополистом цену, либо вынуждены отказаться от покупки товара.

Монополии бывают естественные и искусственные.

Вид монополии 

Причина возникновения 

Примеры

Естественная 

Требуются определенные (уникальные) природные условия  

Производство минеральных  вод («Боржоми», «Ессентуки» и т. п.), вина (определенные сорта) и т. д.

Существование возрастающей отдачи 

Газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, железные дороги, почта и т. п.

Искусственная 

Создание картелей 

 Добыча алмазов,  некоторых других полезных ископаемых.

Слияние крупных  фирм

Поглощение крупными фирмами более мелких конкурентских  фирм

Естественная монополия может возникнуть в двух случаях. Во-первых, когда производство продукта требует уникальных природных условий, которые невозможно воссоздать в другом месте, например, минеральная вода из какого-то определенного источника или вино, которое можно приготовить только из винограда, растущего только в какой-то одной определенной местности. Такая естественная монополия встречается очень редко.

Во-вторых, естественная монополия может быть в некоторых  отраслях экономики, где трудно признать целесообразным существование более одного производителя. Неразумно, например, конкурировать с имеющейся в городе системой электро- или водоснабжения (прокладывать параллельные прежним линии электропередач или водопроводные трубы). Экономисты объясняют эту ситуацию тем, что в таких отраслях существует значительная «экономия на масштабе», то есть возрастающая отдача. Например, если к уже существующей телефонной сети подключаются новые квартиры, то это не требует больших издержек. Поэтому чем больше абонентов подключено, тем меньше будут средние издержки обслуживания каждого. Другая компания, которая решить проложить свою телефонную линию в том же городе (селе, поселке, деревне), будет иметь гораздо более высокие издержки (затраты на приобретение и использование факторов производства), а отсюда следует то, что ее товар (в данном случае, услуга) будет стоить значительно дороже для покупателя (что для него, естественно, не выгодно).

Информация о работе Фирма в условиях совершенной конкуренции