Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа
В данной работе была преследована цель: рассмотреть проблемы и особенности осуществления на территории РФ фискальной политики, проводимой правительством РФ.
Введение
Глава 1. Сущность, значение и эффективность фискальной политики государства
1.1 Понятие фискальной политики, её виды и значение
1.2 Эффективность фискальной политики
Глава 2. Особенности и основные направления фискальной политики в Российской Федерации
2.1 Особенности развития и состояния фискальной политики в Российской Федерации
2.2 Пути и методы совершенствования фискальной политики в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
.
Рис. 1 Схематический вид производственной и фискальной кривой
Отмеченная особенность во взаимном расположении точек Лаффера первого и второго рода представляется весьма важной. Это связано с тем, что современная теория налогов оперирует в основном точками Лаффера второго рода, оставляя без должного внимания точки Лаффера первого рода. Вместе с тем, по нашему мнению, конструктивный анализ фискальной системы предполагает рассмотрение трех параметров: q, q* и q**. Дело в том, что в некоторых случаях может возникнуть ситуация, когда q*<q<q**. Это означает, что фактическое налоговое бремя меньше точки Лаффера второго рода и, следовательно, с точки зрения фискальных интересов государства, имеет вполне нормальную величину. Однако при этом оно больше точки Лаффера первого рода, а это означает, что установленный налоговый гнет стимулирует спад производства и тем самым вступает в противоречие с долгосрочными интересами экономического развития страны.
Сказанное подводит к выводу о том, что в идеальном случае фискальная система должна быть настроена таким образом, чтобы выполнялось условие q*>q , ибо никакое усиление налогового давления не должно подрывать экономической активности хозяйственных субъектов.
Теоретическая схема функционирования производственной и фискальной систем, иллюстрируемая рисунком, представляется предельно простой и логичной. Вместе с тем она проясняет некоторые моменты теории налогов, которые раньше были не до конца проработаны, что является решающим при выборе двухпараметрического метода в качестве наиболее подходящего для практической оценки эффективности фискальной политики применительно к российской экономике.
Глава 2. Особенности и основные направления фискальной политики в Российской Федерации.
2.1 Особенности развития
и состояния фискальной
10-летний период рыночных
На протяжении всего периода реформ допущен ряд фундаментальных ошибок в формировании налоговой стратегии государства. Оказались не учтены особенности объекта реформирования – экономики России. В качестве теоретической базы было ошибочно избрано некое подобие монетаризма, искаженное до неузнаваемости в применении к российской действительности. Можно утверждать, что реально монетаристская политика так и не проводилась (стоит отметить хотя бы административно проведенную «либерализацию» цен и постоянно нарастающий вал налогов).
Допущенные просчеты во многом
могут быть оправданы тем, что
проблемы перехода от централизованного
административно управляемого государства
к регулируемому рыночному
Вхождение российской экономики
в фазу рыночных отношений отмечено
резким усилением инфляционных тенденций.
Многократный рост цен выдвинул в
число первоочередных задач разработку
и реализацию антиинфляционных мер
как основы формирования благоприятного
производственного и
Таким образом, становление финансовой системы в России происходило в обстановке, которая лишала возможности создавать ее исходя из перспективных задач реформирования экономики, а не сиюминутной целесообразности. Искать конструктивный выход из этой ситуации очень сложно, поскольку бюджетный кризис делает крайне трудной задачу снижения налогового бремени. Однако в сложившихся условиях и высокие налоговые ставки не могут решить проблему дефицита бюджетных средств, а способны лишь окончательно подорвать финансовые стимулы предприятий.
На практике так и случилось.
Рост налоговой нагрузки спровоцировал
резкое сужение числа платежеспособных
агентов (к 1998 году доля убыточных предприятий
в целом по реальному сектору
составила 53%), а также уход в тень
все большего числа производителей.
Особенно остро налоговое бремя
ощущалось в период высокой инфляции,
когда налоговые изъятия
Инфляция в сочетании
со спадом производства и резкими
колебаниями конъюнктуры
Ужесточение налоговой политики,
сопровождавшееся становлением жесткой
бюджетной системы
Несмотря на отмеченные недостатки, в первые годы существования российская налоговая система в целом неплохо выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Однако по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, разработки и введения в действия соответствующих законов, закладывающих правовую базу под эти процессы, присущие налоговой системе недостатки становились все более заметными, а ее несоответствие происходящим в обществе изменениям – все более явным. Налоговая система стала явным тормозом экономического развития государства. Как следствие – массовое недовольство и справедливые нарекания существующей системой налогообложения со стороны отечественных предприятий, предпринимателей и иностранных инвесторов.
При планировании основных мероприятий налоговой реформы, с одной стороны, было необходимо обеспечить снижение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков и решение наиболее важных вопросов для предпринимательского сообщества (ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса, снижение издержек, связанных с исполнением налогового законодательства). С другой стороны, следовало обеспечить более высокий уровень прозрачности операций налогоплательщиков для государства, повышение эффективности налогового администрирования и сужение возможностей для легального и нелегального уклонения от налогообложения. В
конечном итоге, речь шла о приближении конструкции российской налоговой системы к образцам лучшей международной практики.
Кроме того, при планировании
изменений в российской
В результате, в рамках осуществления
налоговой реформы были
1. Повышение уровня
- выравнивания условий
- отмены
неэффективных и оказывающих
наиболее негативное влияние
на экономическую деятельность
хозяйствующих субъектов
- исправления
деформаций в правилах
по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих
налогов;
- улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов.
2. Снижение общего налогового
бремени на законопослушных
- более равномерное
- снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
- снижение ставок
3. Упрощение налоговой системы за счет:
- установления закрытого перечня налогов и сборов;
- сокращения числа налогов и сборов;
- максимальной унификации
налоговых баз и правил их
исчисления по отдельным
4. Обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.
При разработке основных положений
налоговой реформы
Для реализации указанных общих целей налоговой реформы была осуществлена корректировка налогового и бюджетного законодательства, влекущая за собой изменение роли различных налогов в формировании бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов.
Для всего периода с 1998 по 2006 гг. характерен рост налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации (Приложение А) в реальном выражении: годовой прирост данной величины составлял от 4,3% (2003 г.) до 25,1% (по итогам 2000 г.). Если же рассматривать период после реализации основных изменений налогового законодательства, то максимальный прирост налоговых доходов в реальном выражении наблюдался по итогам 2005 г. –11,1%. Схожая динамика наблюдалась и в отношении доли налоговых доходов в ВВП, которая к 2005 г. достигла максимальной величины за рассматриваемый период времени (36,9% ВВП). В 2006 г. доля налоговых доходов оказалась неизменной и осталась на неизменном уровне 36,9% ВВП. При этом заметный рост налоговых поступлений наблюдался в 2000 г., что преимущественно было обусловлено значительным ростом поступлений по налогу на прибыль, НДС и вывозным таможенным пошлинам.
В числе основных факторов
роста налоговых доходов