Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:16, реферат
Одной из центральных проблем изучения истории человеческих обществ является формирование систематизированных представлений относительно направления и динамики исторического процесса, факторов, определяющих исторические изменения, и критериев оценки их значимости. Всё это в концентрированном виде выражается, прежде всего, в периодизации исторического процесса - выделении его этапов как принципиально отличающихся друг от друга качественных состояний общества, связанных преемственностью исторического развития.
Введение………………………………………………………………..3
Общественно экономическая формация……………………………..4
Схема формаций:
1)Первобытнообщинная………………………………………………6
2)Рабовладельческая…………………………………………………..7
3)Феодальная…………………………………………………………..8
4)Капиталистическая………………………………………………….10
5)Коммунистическая…………………………………………………..11
Экономические отношения……………………………………………16
Формационный подход………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………….20
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ »
«Реферат по Экономической истории на тему: Формационный подход к изучению экономической истории»
Выполнила
студентка группы ЭУТ
№ 10-ЭУТк-205
Санкт-Петербург
2011
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Общественно экономическая формация……………………………..4
Схема формаций:
1)Первобытнообщинная…………………………
2)Рабовладельческая……………………………
3)Феодальная………………………………………………
4)Капиталистическая……………………………
5)Коммунистическая………………………………
Экономические отношения……………………………………………16
Формационный подход……………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………….20
Введение
Одной из центральных проблем изучения истории человеческих обществ является формирование систематизированных представлений относительно направления и динамики исторического процесса, факторов, определяющих исторические изменения, и критериев оценки их значимости. Всё это в концентрированном виде выражается, прежде всего, в периодизации исторического процесса - выделении его этапов как принципиально отличающихся друг от друга качественных состояний общества, связанных преемственностью исторического развития.
Наиболее целостную и
систематизированную научную картину
исторического развития предлагает формационный
подход к изучению истории. Его появление
связано с теорией общественно-экономических
формаций К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса
(1820-1895). Согласно этой теории понятие «общественно-экономическая
формация» означает общество, находящееся
на определенной ступени исторического
развития, соответствующей определенному
уровню развития материального производства.
Исходя из формационного
подхода, всемирная история рассматривается
как совокупность историй множества социально-исторических
организмов, каждый из которых должен
«пройти» ряд общественно-экономических
формаций. Таким образом, всё существовавшее
в истории множество социальных систем
сводится к нескольким основным типам
– общественно-экономическим формациям,
которые последовательно сменяют друг
друга. Сложившаяся в рамках формационного
подхода отечественная традиция выделяет
пять типов формаций:
- первобытнообщинная;
- рабовладельческая;
- феодальная;
- капиталистическая;
- коммунистическая.
Сам К. Маркс говорил о трех общественных
формациях: первичной, вторичной и третичной,
которые обозначены им как архаическая
(первобытная), экономическая и коммунистическая.
В экономическую формацию К. Маркс включал
азиатский, античный, феодальный и современный
ему буржуазный (капиталистический) способ
производства.
Таким образом, формация выступает как определенная ступень исторического прогресса общества, его закономерного и поступательного приближения к коммунизму.
Общественно – экономическая формация
Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечными формами. В своих исследованиях К.Маркс пытался обнаружить исторические закономерности в смене типов социальной системы. Благодаря материалистическому пониманию истории, социологическому учению, созданному им в соавторстве с Ф.Энгельсом, Марксу удалось раскрыть всеобщее, закономерное, необходимое в эволюции человеческого общества. Формация - это развивающийся социально-производственный организм, имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социальный организм. Каждый из них имеет особый способ производства, свой тип производственных отношений, особый характер общественной организации труда (а в антагонистических формациях особые классы и формы эксплуатации), исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специфичные формы общественного управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особую идеологию и свод духовных ценностей.
В теоретико-методологическом плане понятие общественной формации Маркса является абстрактной конструкцией, которую еще можно именовать как идеальный тип. В связи с этим М.Вебер считал марксистские категории, в том числе категорию общественной формации, "мысленными конструкциями". Это прием теоретического мышления, который позволяет на понятном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. В этом случае мы создаем мысленный портрет обобщенного целого, вначале очень абстрактный, а затем наделяем его несколькими важными чертами, которые, как нам кажется, позволят отличить его от других типов. К.Маркс называл такие конструкции "чистым" типом, М.Вебер - идеальным типом. Суть их в одном - выделить в эмпирической реальности главное, повторяющееся, а затем это главное увязать в непротиворечивую логическую модель.
Общественно-экономическая формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе формации лежит известный способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.). История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.
В данном определении зафиксированы
следующие структурные и
1. Никакая отдельно взятая
2. Тип формации определяется
не религией, искусством, идеологией
и даже не политическим
3. В самой экономике надо
4. Таким элементом выступают производственные отношения, а в них - отношения собственности;
5. Надстройка всегда вторична, а
базис первичен, поэтому политика
всегда будет только
6. Все общественные формации, выстроенные
в последовательную цепочку,
7. Если в жизнь страны не
вмешиваются чужеродные
Первобытнообщинная формация
Основой первобытнообщинной формации является общественная коллективная собственность на орудия производства. Простейшие каменные орудия труда (каменные топоры, ножи, наконечники стрел, копья и т.п.), орудия из кости животных, деревянные стрелы и дротики позволили человеку выделиться из мира животных. Вместе с тем эти орудия обеспечивали низкую производительность труда. Их применение было эффективным лишь вследствие совместной деятельности людей. Такой характер производительных сил предопределял и тип производственных отношений. Все орудия находились в общем владении членов первобытного коллектива. Ячейкой такого коллектива являлся род, все члены которого были связаны кровнородственными связями. Из родовых общин образовались впоследствии племена и племенные союзы.
Первобытный человек был крайне слаб перед лицом стихийных сил природы. Противостоять им люди могли лишь коллективно. Добытые в совместном труде продукты распределялись между всеми членами рода или племени. Таким образом, все элементы производственных отношений: собственность, непосредственный обмен деятельностью и распределение находились в соответствии с уровнем и характером развития производительных сил. Этим производственным отношениям соответствовала надстройка первобытнообщинной формации. Во главе рода и племени стояли вожди, отличавшиеся силой, опытом и мудростью. Власть была выборная. Иногда она передавалась по наследству от отца к сыну. Все члены общины принимали посильное участие в труде, собирании кореньев, охоте и т. д. Все взрослые физически здоровые мужчины одновременно были воинами. Поэтому никаких внутренних социальных противоречий между членами первобытного коллектива не было. Их сознание формировалось в борьбе с суровой природой. Объяснение природных явлений, непонятных и грозных сил (гром, молния, зной, холод, наводнение и т. п.) принимало мифологическую форму. На основе подобного объяснения мира возникли различные формы ранней первобытной религии. Вместе с тем в общественное сознание входили простейшие нормы и правила обязательного для всех поведения. Это были зачатки первобытной нравственности и морали. Любые их нарушения строго преследовались. Возникло также первобытное искусство. До наших дней сохранилось немало образцов наскальной живописи и рисунков, изображавших эпизоды охоты, земледелия, боевые схватки, элементы религиозного культа и т. д.
Величайшим шагом вперед
в развитии первобытной техники
и всего производства явилось
использование огня. С его помощью
люди научились не только приготавливать
пищу, но и обогревать жилье, изготавливать
гончарные изделия, а затем выплавлять
металлы и создавать железные
и бронзовые орудия труда и
оружие. Это привело к гигантскому
скачку в развитии производительных
сил. Одним из его следствий явилось
быстрое расселение людей из областей
их первоначального обитания в теплом
тропическом поясе по всей поверхности
земли, включая суровые и
Развитие производительных
сил сопровождалось разделением
труда. Появились племена, занимавшиеся
по преимуществу охотой или собиранием
растительной пищи. Произошло разделение
скотоводческого и
Около 6 тысяч лет назад развитие производительных сил первобытного общества поднялось на такой уровень, что люди впервые начали производить несколько больше продукции, чем необходимо было для удовлетворения их непосредственных потребностей в пище, одежде и жилье. Появилась возможность сохранять и накапливать эти излишки. Они сосредоточивались в руках родоплеменной знати. В результате сложились предпосылки для накопления богатств и возникновения имущественного неравенства. Избыточные средства производства можно было использовать для эксплуатации чужого труда, а это означало, что возникли зачатки новых производственных отношений, основанных уже не на коллективной, а на частной собственности. Начал складываться новый способ производства. Старая первобытнообщинная формация исчерпала свои возможности, и объективный ход истории подвел человечество к новым рубежам. Возникло деление на классы и классовое общество.
Рабовладельческая формация
Рабовладельческая формация - общественно-экономическая формация - тип общества, в котором экономический базис представляет собой целостную систему отношений частной и личной собственности рабовладельца на раба (его жизнь и рабочую силу), средства производства и предметы потребления.
Основное противоречие рабовладельчества - противоречие между общественным характером производства и полным присвоением рабовладельцем трудящегося (раба) как личности и как рабочей силы.
Развитие производительных
сил при рабовладельчестве
Феодальная формация
Слово «феодализм» имеет сложное происхождение: позднелат. feodum, feu-dum, древнегерм. fihu, fehu - поместье, имущество, скот, деньги, od - владение. В основе феодальных производственных отношений лежит полная частная собственность на важнейшие средства производства, главным образом землю, и неполная собственность на производителя - крепостного. Такая форма собственности стала постепенно возникать еще в недрах древнеримского рабовладельческого общества, а также некоторых восточных рабовладельческих государств. Рабы могли трудиться лишь при помощи очень грубых орудий и выполнять в основном примитивную, малопроизводительную работу. Они ненавидели подневольный труд и не были заинтересованы в его результатах. По мере усовершенствования средств производства стало выгодно применять не рабский труд, а труд зависимых производителей. Начали складываться новые производственные отношения, при которых собственник земли и орудий отдавал их в пользование производителя и тем самым ставил его в зависимость от себя. Заинтересованность в труде у такого юридически зависимого работника, не являвшегося, однако, полной собственностью хозяина и могущего присваивать себе часть произведенных продуктов, была больше, чем у рабов. Развитию новых производственных отношений в Европе способствовало нашествие варварских племен, хлынувших из Азии в III- V вв. н.э. Разрушив рабовладельческую Римскую империю, эти народы создали на ее развалинах ряд своих государств. Во главе их стояли военные вожди: короли, герцоги и бароны. Они находились в зависимости друг от друга, старшие по положению раздавали своим воинам земельные участки - феоды, последние же становились вассалами и обязывались нести военную повинность. Эта система зависимостей была очень сложной, многоступенчатой, или иерархической. На верхней ступени стояли императоры и короли, их вассалами были герцоги, те, в свою очередь, имели вассальных графов, баронов и т. д. На низшей ступени находились труженики, крепостные.
Основу феодализма составляло сельское хозяйство, однако феодальные отношения укрепились и в городах и привели к созданию средневековых ремесленных организаций - цехов. В них также существовали сложные иерархические отношения.
Феодалы всех уровней образовали новый господствующий класс, а крепостные крестьяне и беднейшие ремесленники - эксплуатируемый класс.
Феодальное общество характеризуется
крайней государственной
Информация о работе Формационный подход к изучению экономической истории