Формирование и дифференциация доходов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие доход, его виды и классификации………………………...4
1. Виды дохода…………………………………………………………….5
2. Классификация доходов населения……………………………………6
3. Показатели дохода……………………………………...………………8
4. Классификация доходов по субъектам экономических отношений 11
Глава 2. Формирование доходов населения………………………………...12
2.1 Заработная плата………………………………………………………14
2.1.1 Функции заработной платы………………………………………….16
2.1.2 Государственное регулирование заработной платы……………….18
2.1.3 Минимальная заработная плата……………………………………..20
2.2 Доход населения в настоящее время………………………………….22
Глава 3. Дифференциация доходов………………………………………….23
3.1 Причины неравенства доходов населения……………………………..23
3.2 Кривая Лоренца и коэффициент Джини……………………………….24
3.3 Способы снижения дифференциации государством………………….26
3.4 Государственная политика доходов……………………………………27
Глава 4. Доходы населения в России………………………………………...31
4.1 Заработная плата в России……………………………………………...34
4.2 Дифференциация доходов в России……………………………………37
Приложение. Статистика доходов, прожиточного минимума и заработной платы…………………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………….44
Список литературы……………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 742.00 Кб (Скачать документ)

Чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3.4 Государственная  политика доходов. 

     Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

     Социальные  трансферты – это система мер  денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в  настоящее время или и прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

     Государство, организуя через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального  воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

     Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и  инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

     Механизм  социальных трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

     Само  устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

     Кроме того, общество ответственно за уровень  доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня, зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния.

     Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

  • «трансфертные платежи», то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;
  • «регулирование цен» на социально-важную продукцию;
  • «индексацию» фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
  • «обязательный минимум зарплаты» как базы оплаты руда на всех предприятиях;
  • «прогрессивное налогообложение», при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

     Изменения в системе налогообложения и процентной ставке - таковы два мощных инструмента регулирования поведения доходополучателей в рыночной экономике, которыми располагает правительство. Налоги определяют размер реального личного дохода, а процентная ставка, влияя на величину сбережений, определяет размер «потребляемой» части дохода и, тем самым, величину действительного («эффективного») спроса.

     Важным  элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена – зарплата» Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии» когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения.

     Осознавая особую социальную значимость перераспределения  доходов для обеспечения стабильности рыночного общества правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.

     Одним из основных направлений государственной  политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

     Всесторонняя  система индексации сложилась в 60 – 70-х гг. в большинстве стран  Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

     В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного  населения (например, в США - на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

     Для подсчета индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IV. Доходы населения в России 

      По  предварительным данным, опубликованным Федеральной службой государственной  статистики (Росстат), объем денежных доходов россиян в 2007 году сложился в размере 21138,9 миллиарда рублей, что на 23% больше, чем в 2006 году. Среднедушевые денежные доходы составили 12940 рублей в месяц, что примерно на 22,7% выше, чем в предшествующем году (Приложение 4). Оплата труда остается основным видом денежных доходов населения, хотя роль ее заметно снизилась в 90-е годы: если ранее она обеспечивала более 3/4 совокупных денежных доходов, то в 1993-2006 годах - около 2/3 (см. рис.). Доля социальных трансфертов в совокупных доходах повышалась до 15,2% в 2001-2002 годах, а затем вновь несколько снизилась - до 12% в 2006 году. Практически такую же роль играют предпринимательские доходы, обеспечивающие в последние годы по 12% от совокупных денежных доходов населения, хотя в 1993-1995 и 2000 годах их удельный вес составлял 15-19%%. В 2005-2006 годах до 10% возросла доля доходов от собственности, в предшествующие годы игравших менее заметную роль - от 5% до 8%. Предварительные данные за 2007 год показывают более высокий удельный вес оплаты труда в денежных доходах населения за счет снижения удельного веса остальных источников их формирования, прежде всего - доходов от собственности, но впоследствии эти данные еще будут уточняться. 

      Состав  денежных доходов населения России, 1970-2007 годы, %

Реальные располагаемые  денежные доходы в России в феврале 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г., по оценке, увеличились на 10,6%, в январе-феврале 2008 г. - на 11,2%

      Основные  показатели, характеризующие  уровень жизни населения

  Февраль2008 г. В % к Январь-февраль

2008 г.в  % к январю-февралю 2007 г.

Справочно
февралю 
200г.
Январь

2008 г.

февраль 2000 г. в % к январь-февраль 2007 г.в % к январь-февраль 2006 г.
февраль2006 г. Январь

2007 г.

Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей 12942 127,1 121,6 127,3 121,8 123,0 120,9
Реальные  располагаемые  
денежные доходы
  110,6 119,6 111,2 111,9 122,1 110,2
Среднемесячная  начисленная заработная плата одного работника:              
номинальная, рублей 15214 127,7 103,0 127,6 127,8 102,8 127,6
реальная   113,3 101,8 113,3 118,8 101,7 118,2
1) За февраль 2008 г. предварительные  данные.

      Несмотря  на тенденцию роста, сохраняющуюся  в последние восемь лет, уровень  реальных денежных доходов россиян остается крайне низким. За период, когда рассчитывался и официально утверждался прожиточный минимум, среднедушевые денежные доходы россиян в основном примерно вдвое превышали его величину. В 1994 и 1997 это соотношение поднималось до 2,3-2,4 раз, а начиная с 2003 года стало устойчиво возрастать, достигнув в 2004-2005 годах 2,7 раза, а в 2006 году - почти 3 раза. В 2007 году величина среднедушевых денежных доходов еще больше превысила уровень прожиточного минимума: во II квартале ее отношение к прожиточному минимума всего населения составило 312%, а в III квартале - 326%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4.1 Заработная плата в России 

      По  заключению Международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой считается минимальная  заработная плата, которая достигает 68% национальной средней заработной платы. В развитых странах этот принцип соблюдается, а в некоторых даже  превышается рекомендуемый норматив. Тем самым реализуется стимулирующая функция заработной платы. В России минимальная заработная плата периодически пересматривается, но ее отставание от прожиточного минимума возрастает. Её уровень не гарантирует удовлетворения даже физиологических потребностей.  На период III квартала 2007 года минимальная заработная плата в РФ была почти в 2 раза ниже прожиточного минимума и составляет всего 17-18 % средней зарплаты. Она стала играть роль норматива при определении размеров стипендии, пенсии, социальных пособий, применении налогов, штрафов. Своё же истинное назначение как показателя минимально допустимого уровня жизни для трудоспособного населения утратила и перестала выполнять свои основные функции: воспроизводственную и стимулирующую.

      Важной  проблемой, вызывающей социальную напряжённость  в обществе, остаётся задолженность  по заработной плате.  По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 марта 2008 г. составила 2942 млн. рублей и снизилась по сравнению с 1 февраля 2008 г. на 0,7%. Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 марта 2008 г., составлял около 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры - 0,1%. На 1 марта 2008 г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 февраля 2008 г. в 40 субъектах Российской Федерации. Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 марта 2008 г. составила 226 млн.рублей, или 7,7% общего объема просроченной задолженности по заработной плате. Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 40,0% приходилось на федеральный бюджет, 15,6% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и 44,4% - на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета. Из общей суммы просроченной задолженности 951 млн. рублей (32,3%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2007 г., 1125 млн.рублей (38,2%) - в 2006 г. и ранее.

Информация о работе Формирование и дифференциация доходов в России