Функции Банка России и его роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:44, курсовая работа

Описание

Актуальность темы подтверждается тем, что роль Центрального Банка в экономике России трудно переоценить, особенно сегодня, в период кризиса, когда особенно необходима продуманная кредитно-денежная политика: жесткое регулирование валютного курса, поддержание отечественных производителей путем их кредитования, и в результате, предотвращение обнищания широких слоев населения.
Целью данной работы является рассмотрение задач, функции Центрального Банка РФ, и его роли в рыночной экономике России.
В теоретической части данной работы, а именно в первой и второй главе, будут рассмотрены: история Банка России 90-х, когда в период реформирования его роль трудно было переоценить, его правовой статус и функции, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», его структура и роль Совета директоров.
Вторая глава посвящена роли Центрального Банка в экономике Российской федерации: описан инструментарий регулирования денежно-кредитной системы, формы и методов регулирования экономики, основы взаимоотношений Центрального Банка с другими кредитными организациями, как российскими, так и с международными финансово-экономическими организациями.
В практической части данной работы мною описаны экономические механизмы воздействия Банка России на экономику страны, а именно: денежные агрегаты, их понятие, сущность и динамика развития за период с 2005 по 2009 год, учетная ставка Центрального Банка, механизм ее изменения, метод формирования обязательных резервов, динамика их изменения.

Содержание

Введение…………………………………………………....................…………...3-4
Глава 1 Банк России. Его история, статус и функции…………….....................5
1.1 История Банка России……………………………………...............................5-7
1.2 Правовой статус Центрального Банка РФ………………..............................7-9
1.3 Структура и функции Банка России ………………….........................…....9-12
Глава 2 Роль Центрального Банка РФ в экономике России……......................13-17
Глава 3 Экономические механизмы воздействия Банка России на экономику страны………………………………………………….........................................18-19
3.1 Агрегаты денежной массы………………………………..............................19-21
3.2 Учетная ставка…………………………………………….............................22-23
3.3 Метод формирования обязательных резервов……………......................23-24
Заключение………………………………………………………...................…..25
Список литературы…………………………………………………....................26

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

     

  • 3.1 Агрегаты денежной  массы 
  • Для управления денежным обращением ЦБ РФ публикует и использует в процессе денежного регулирования  различные показатели — денежные агрегаты, принятые в международной  практике.  
    Агрегаты денежной массы - (англ. monetary aggregates) - показатели объема и структуры денежной массы, виды денег и денежных средств, сгруппированных по степени ликвидности и ранжируемых по мере ее уменьшения.  
    Унифицированной систем денежного агрегатирования не существует, и в зависимости от особенностей национальных систем бухгалтерского учета для определения состояния денежной массы используется разное число агрегатов денежной массы.  
    Однако имеются общие особенности распределения средств по следующим денежным агрегатам: МО; М1; М2; МЗ; М4.  
    Агрегат МО охватывает банкноты и монеты в обращении, кассовую наличность банков в центральном банке. Общая особенность для большинства стран при оценке МО: показатели, входящие в его состав, представляют собой денежную базу экономики и, как правило, непосредственно контролируются правительством. МО отражает роль, которую играет центральный банк в эмиссии денежных знаков и в создании кредитных ресурсов банковской системы. Он менее других агрегатов денежной массы подвержен влиянию банковских рисков, так как его структура не содержит процентных активов.  
    M1 состоит из МО и наличных денег в кредитных учреждениях, вкладов до востребования, средств на текущих счетах в коммерческих банках (то есть бессрочных вкладов). Он отражает функцию денег как средства платежа и является достаточно узким показателем денежной массы.  
    М2 (в России) – это объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств нефинансовых предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, населения на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в т.ч. счетах для расчетов с использованием пластиковых карт) (то есть М1) и срочных счетах, открытых в кредитных организациях в валюте Российской Федерации.  
    МЗ представляет собой М2 и все прочие сберегательные и срочные депозиты в кредитных учреждениях и облигации государственных займов.  
    М4 состоит из МЗ и акций, облигаций, депозитных сертификатов коммерческих банков, векселей физических и юридических лиц.  
    С апреля 1996 в официальных публикациях Центрального банка РФ, Минфина России и Госкомстата России стали использоваться, по договоренности с Международным валютным фондом (МВФ), денежные показатели, соотвующие международным стандартам денежной и банковской статистики, - агрегаты «Деньги», «Квазиденьги» и «Широкие деньги». Согласно методологии МВФ каждая страна при расчете М1 должна учитывать наличную денежную массу и все виды чековых вкладов. Для анализа структуры денежной массы иногда выделяют «наиболее сильные деньги» - обязательства центрального банка по отношению к частному сектору, отражаемые в балансе, то есть денежную базу.  
    Мз (широкая денежная масса) — включает М2 и переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, а также ценные бумаги (кроме акций) в иностранной валюте небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.  
    Анализ различных показателей, характеризующих денежную массу, позволяет ЦБ РФ принимать оптимальные решения в процессе регулирования денежного обращения. Для определения скорости возврата денег сумму их поступлений за год в кассы системы ЦБ РФ относят к среднегодовому показателю агрегата МО.  
    Скорость обращения наличных денег исчисляется как отношение их совокупного оборота по приходу и расходу также к среднегодовому показателю агрегата МО. Для определения скорости обращения всей массы денег, то есть в их наличной и безналичной формах, возможно использование данных о валовом национальном продукте (ВНП). Показатель скорости здесь вычисляется как отношение стоимости ВНП к среднегодовым данным об агрегатах М1 и М2. На скорость обращения денег влияют такие факторы, как уровень цен и инфляция, процентные ставки и состояние платежей, соотношения между наличной и безналичной массой денег, общее состояние экономики и политическая обстановка.[6]  
     
     
    Денежная база — это совокупность наличных денег в обращении и общего объема резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке.  
    Этот показатель называется денежной базой, так как входящие в него денежные средства могут использоваться банками, как будет показано далее, в качестве источника для создания дополнительной денежной массы в обращении. В связи с этим в западной экономической литературе средства, составляющие денежную базу центрального банка, часто называют "деньгами повышенной мощности".[7]

    3.2 Учетная ставка  
    Денежное обращение регулируется Центральным банком в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым уменьшает общую массу денег в обращении.  
    Инструментами кредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка Центрального банка и некоторые неэкономические меры. Официальная учетная ставка — это проценты по ссудам, используемым Центральным банком при кредитовании коммерческих банков.  
    Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.  
    Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.  
    На протяжении 1999—2004 гг. учетная ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране. Банк России регулирует общий объем выдаваемых коммерческим банкам кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку.  
    Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении.  
    В соответствии с Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11 июля 2008 г. N 2037-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», с 14 июля 2008 года ставка рефинансирования Банка России была установлена в размере 11,0 процента годовых.  
    3.3 Метод формирования обязательных резервов  
    Как уже отмечалось, наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.  
    Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерческий банк обязан постоянно хранить на отдельном счете в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.  
    При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет право взыскать в бесспорном порядке с коммерческого банка сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.  
    При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в ЦБ РФ средства используются для погашения долгов кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.  
    Первоначально обязательные минимальные резервы формировались как гарантия наличия определенного запаса денег, если клиенты потребуют свои вклады от банка. В настоящее время минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых, они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех или иных обстоятельствах может начаться отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью регулирования суммы резервов регулируются возможности коммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении.  
    Кредитный потенциал коммерческого банка уменьшается настолько, насколько увеличивается размер его резервов, и увеличивается настолько, насколько уменьшается размер его резерва в ЦБ РФ.  
     

    Заключение  
    Денежно-кредитная политика Банка России должна быть ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России должен гибко реагировать на изменение реального спроса на деньги, способствовать поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции, а значит, в результате этих мер, способствовать укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.  
    Должна быть предусмотрена реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, должна быть раскрыта информация о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.  
    Основными задачами развития банковского сектора в условиях финансового кризиса являются:  
    - усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;  
    - повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;  
    - повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;  
    - предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);  
    - развитие конкурентной среды  
    - укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков  

    Список  литературы  
    1.                Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" (394-I от 2 декабря 1990) - ВСНД 1990, N27, ст.356; изменения: закон 3119-I от 24 июня 1992 - ВСНД 1992, N34, ст.1966; оговорки: указ 2288 от 24 декабря 1993 - САПП 1993, N52, ст.5586; введен в действие 2 декабря 1990 - новая редакция вступила в силу 1 мая 1995.  
    2.                Закон РФ "О денежной системе Российской Федерации" (3537-I от 25 сентября 1992) - ВСНД 1992, N43, ст.2406; утратил силу 1 мая 1995;  
    3.                Устав Центрального банка РСФСР (Банка России). Утвержден Постановлением Президиума ВС РСФСР от 24 июня 1991 - ВСНД 1991, N29, ст.1012; изменения - Постановление Президиума ВС РФ от 10 ноября 1992 - ВСНД 1992, N47, ст.2701; оговорки: указ 2288 от 24 декабря 1993 - САПП 1993, N52, ст.5586; утратил силу 1 мая 1995;  
    4.                Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 5-ФЗ, от 23.12.2003 N 180-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 97-ФЗ, от 18.06.2005 N 61-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 03.05.2006 N 60-ФЗ, от 12.06.2006 N 85-ФЗ, от 29.12.2006 N 246-ФЗ, от 29.12.2006 N 247-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 N 177-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 23.12.2004 N 173-ФЗ)  
    5.                Федеральный закон "О перечислении прибыли Центрального банка Российской Федерации в федеральный бюджет" (62-фз от 5 июня 1996) - СЗ РФ 1996, N24, ст.2812  
    6.                Указание Центрального Банка Российской Федерации от 11 июля 2008 г. N 2037-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»  
    7.                Деньги. Кредит. Банки: Базулин Ю.В., Пашкус Ю.В., Салин В.Л. Учебник - 2 изд. - ВЕЛБИ, Проспект 2008 г. – 250 с.  
    8.                Деньги, кредит, банки: Кравцова Г.И., Кузьменко Г.С., Кравцов Е.И. и др. - Издательство: БГЭУ, 2007 г. – 426 с.  
    9.                Деньги, кредит, банки: Под ред. О.И. Лаврушина. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Финансы и статистика, 2008.— 464 с.  
    10.           Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов, Селищев А.С., 1-е издание. - Питер, 2007 г. - 432 с.  
    11.           http://www.cbr.ru (официальный сайт Центрального Банка РФ)

    Информация о работе Функции Банка России и его роль в экономике