Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:55, курсовая работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством.
Введение…………………………………………………… ………………..2
1. Функции государства в современной системе рыночной экономики
1.1 Необходимость государственного регулирования и вмешательства в рыночную экономику. ………………………… ………3
1.2 Возможности и границы государственного регулирования....5
2. Роль современного российского государства в экономике и социальной политике……………………………………………………….6
3. Экономическая политика государства: формы, виды, методы…8
3.1. Формы государственного регулирования……………………..8
3.2. Виды государственного регулирования………………………..9
3.2.1 . Кредитно-денежная политика……………………………9
3.2.2. Бюджетная политика……………………………………10
3.3.3. Финансовая политика………………………………….11
3.3.4. Антиинфляционная политика…………………………11
3.3.5. Антимонопольная политика…………………………..13
3.3.6. Социальная политика………………………………….13
3.3. Прямое и косвенное вмешательство государства…………..13
4. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ……………………………14
4.1. Президентская стратегия……………………………………….14
4.2. Концепция Правительства……………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………..23
29
1. Функции государства в современной системе рыночной экономики
1.1 Необходимость государственного регулирования и вмешательства в рыночную экономику. ………………………… ………3
1.2 Возможности и границы государственного регулирования....5
2. Роль современного российского государства в экономике и социальной политике……………………………………………………….
3. Экономическая политика государства: формы, виды, методы…8
3.1. Формы государственного регулирования……………………..8
3.2. Виды государственного регулирования………………………..9
3.2.1 . Кредитно-денежная политика……………………………9
3.2.2. Бюджетная политика……………………………………10
3.3.3. Финансовая политика………………………………….11
3.3.4. Антиинфляционная политика…………………………11
3.3.5. Антимонопольная политика…………………………..13
3.3.6. Социальная политика………………………………….13
3.3. Прямое и косвенное вмешательство государства…………..13
4. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ……………………………14
4.1. Президентская стратегия……………………………………….14
4.2. Концепция Правительства……………………………………..1
Заключение……………………………………………………
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому , что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо.
В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем. Государство оказывает существенное воздействие как на экономическое, так и на социальное развитие почти во всех странах. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвященные этой важной и многогранной проблеме. Ни одну экономическую систему, даже систему свободной рыночной конкуренции, нельзя назвать абсолютно свободной, поскольку она не может работать без вмешательства государства. Ведь именно государство берет на себя ответственность за организацию денежного обращения в стране, за удовлетворение потребностей определенных категорий населения, за компенсацию или ликвидацию отрицательных эффектов поведения участников рыночной игры.
Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования, поскольку, действуя стихийно, законы рынка слишком часто не только дают положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработица и др. Рыночная система не в состоянии обеспечить реализацию такого неотъемлемого социально-экономического права человека, как право на стандарт благосостояния, т.е. на получение таких доходов, которые могли бы обеспечить индивиду достойное существование вне зависимости от форм и результатов его экономической деятельности.В своей курсовой работе я постаралась наиболее подробно описать преимущества государственного управления, его цели и методы осуществления.
Конечно, сейчас государство не может обеспечить идеальное развитие экономики. Для этого необходимо, чтобы люди, стоящие у власти были достаточно высоко образованы и не принимали важные решения, опираясь только лишь на свои собственные интересы, что происходит сейчас в России. Может быть, когда-нибудь наша страна наконец выйдет на правильный путь и мы перестанем быть отсталой страной.
1. Функции государства в современной системе рыночной экономики
1.1 Необходимость государственного регулирования и вмешательства в рыночную экономику.
Для успешного функционирования рыночной системы необходимы разумные и обязательные для соблюдения условия. Например, экономической основой становления и развития рыночных отношений выступает частная собственность. Однако хорошо известно, что право частной собственности само по себе определиться не может, его должно установить государство. Государство необходимо также для ограничения монопольных тенденций в экономике, для выработки механизма, стимулирующего трудовую деятельность людей.
Государственное вмешательство в механизм рыночных отношений иногда вызывается процессом производства или воспроизводства. Так, проблемы циклических колебаний в экономике (резкие спады производства, инфляция, безработица) не могут быть устранены механизмом рыночного саморегулирования. Иногда этот механизм не только не способен возвратить экономику к рыночному равновесию, но и готов подвергнуть ее еще более глубоким потрясениям. Без регулирующей роли государства в этом случае обойтись невозможно.
Необходимость государственного регулирования вытекает из проявлений несовершенства рынка, заключающемся:
1. в несостоятельности конкуренции, выражающейся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии;
2. в наличии многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве.
3. во внешних эффектах (экстерналиях), типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам;
4. в несовершенстве информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства;
5. в безработице, инфляции, экономическом неравновесии, особенно резко проявляющемся в периоды кризисов и депрессий;
6. в излишне неравномерном распределении доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность;
7. в наличии обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок/12,189;10,549/.
1.2 Возможности и границы государственного регулирования
Возможности и границы государственного регулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов. Многие проявления эффективности госрегулирования, например социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того, практически невозможно вычленить вклад каждого из трех «слоев» хозяйственного механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение занятости или повышение эффективности общественного производства. Вследствие этого можно выявить лишь некоторые качественные оценки возможностей и границ госрегулирования.
Государственное регулирование в целом доказало свою высокую эффективность. После того, как оно было встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества, развитие стран Запада характеризуется высокой экономической динамикой, быстрым ростом эффективности общественного производства, более или менее умеренной безработицей, заметным повышением качества жизни населения, смягчением противоречий и достаточной социальной стабильностью. Всем этим рыночно – государственно регулируемый, социально ориентированный современный капитализм выгодно отличается от капитализма свободной конкуренции.
В то же время эффективность госрегулирования далеко не безгранична. Так, оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства, порождающую в понижательных фазах цикла (кризис, депрессия) массу тяжелых экономических и социальных проблем. В течение длительных периодов оно не в состоянии, несмотря на все усилия, обеспечить приемлемого, социально терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости экономически активного населения.
2. Роль современного российского государства в экономике и социальной политике.
Российское государство выполняет в основном те же экономические функции, что и другие государства с рыночной экономикой, хотя каждая из них отличается своеобразием, определяемым особенностями положения страны.
Первая, исходная функция государства в экономике – обеспечение правовой базы ее функционирования. Это создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность и контроль за их исполнением. Речь идет об установлении своего рода правил игры, или юридических принципов, экономического общения. Данная функция реализуется путем издания актов, защищающих права частной собственности, определяющих формы предпринимательской деятельности в условиях функционирования предприятий, их взаимоотношения и отношения с государством. К этой же функции относятся регулирование государством проблем качества продукта, безопасности труда, вопросов взаимоотношений профсоюзов с администрацией. В России этот процесс идет, к сожалению, пока бессистемно: законы часто меняются, противоречат друг другу и, главное, плохо исполняются.
Вторая функция государства – антимонопольное регулирование экономики (или защита конкуренции). В России особенность ее реализации состоит не столько в расформировании крупных фирм, сколько в том, чтобы организовать контроль за коммерческими сделками, за внешними формами которых зачастую стоят сговоры о ценах, не говоря уже о чисто криминальных разновидностях деловой активности.
Данная функция государства направлена на сохранение конкурентной среды. С этой целью необходимо обеспечить наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии экономики в целом, поскольку предприниматели ориентируются не столько на то, что есть на рынке сегодня, сколько на свои ожидания изменения конъюнктуры. И в этом отношении громадную роль играет реклама.
Следующая, третья, функция государства в экономике связана с макроэкономической стабилизацией. Она представлена деятельностью правительства, направленной на обеспечение экономического роста, преодоление факторов безработицы и установление стабильного уровня цен. Равновесие обеспечивается на основе «самонастройки» рынка, однако «самонастройка» не является абсолютной и поэтому необходимо проведение экономической политики (фискальной и денежной), направленной на сглаживание экономических циклов.
Четвертая экономическая функция – обеспечение производства так называемых общественных товаров. Это производство товаров оборонного назначения, обеспечение правоохранительных органов, строительство и содержание дорог и т.д.
В последние десятилетия активно развивается экономическая функция государства, направленная на принятие мер к виновникам отрицательных социальных последствий хозяйственной деятельности, что выражается прежде всего в нарушении экологии. Безусловно заслуживает внимания появившаяся на Западе практика выдачи государством лицензий предприятиям на сброс отходов.
Расширяется и такая функция государства, как субсидирование сфер, несущих положительные экстерналии (внешние эффекты). Это относится, в частности, к здравоохранению, образованию, благотворительным программам и т.д. понятно, что от хозяйственной деятельности в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели соответствующих услуг, но и общество в целом/11,158/.
В масштабе мировой экономики экономика России является сравнительно небольшой. Поэтому меры по углублению реформирования экономики должны осуществляться в русле всеобщей демократизации социально-политической и экономической жизни российского общества. Сильная экономика всегда вторична по отношению к государству. Только с помощью государства можно будет достичь экономического подъема.
3. Экономическая политика государства: формы, виды, методы
3.1 Формы государственного регулирования
Наиболее распространенные направления в регулировании экономики -кейнсианство и монетаризм.
● Кейнсианство вошло в жизнь в 30 гг. нашего века, когда англичанин Дж. М. Кейнс опубликовал книгу “Общая теория занятости, процента и денег”.Теория Кейнса вывела США из кризиса и возобновила экономический рост. Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности,что, в свою очередь, усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы. Согласно этой теории, изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство провозглашает активное вмешательство государства в экономику посредством фискальной политики (гибкое изменение налоговых ставок и государственных расходов). В настоящее время политика Кейнса наиболее успешно используется в новых индустриальных странах Азии - Гонконге, Малайзии, Таиланде, Сингапуре, на Тайване. Среди промышленно развитых стран - Австрия, Великобритания, Австралия, США, Япония, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия.
Информация о работе Функции государства в современной рыночной экономике