Функционирование российских фпг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:38, статья

Описание

Формирование российских ФПГ происходит на основе холдинга или объединения капиталов (системы участия). Холдинг предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольными пакетами акций других. Это достигается двумя путями: 1) созданием новых предприятий с решающим правом голоса в структуре управления ФПГ; 2) скупкой контрольных пакетов акций действующих предприятий напрямую или через дочерние структуры.

Работа состоит из  1 файл

функционирование рос фпг.doc

— 68.00 Кб (Скачать документ)

Формирование  российских ФПГ происходит на основе холдинга или объединения капиталов (системы участия). Холдинг предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольными пакетами акций других. Это достигается  двумя путями: 1) созданием новых предприятий с решающим правом голоса в структуре управления ФПГ; 2) скупкой контрольных пакетов акций действующих предприятий напрямую или через дочерние структуры. Идея создания холдинговой компании состоит в таком соединении различных видов бизнеса, чтобы между ними возникла синергия или усилилось их взаимное влияние. Одной из разновидностей подобного объединения является формирование под контролем банка промышленно-финансовой группы холдингового типа. В этом случае предприятия как бы обретают эффективного собственника, способного обеспечить их устойчивое развитие и располагающего необходимыми для этого ресурсами. Для координации инвестиционной деятельности группы образуется единая холдинговая компания, осуществляющая контроль через советы директоров банков и предприятий. Существует ряд разновидностей холдингов: государственные холдинг-структуры; холдинги в интегрированных компаниях; холдинги в конгломератах; банковские холдинг-структуры. 

     Российские  ФПГ формируются главным образом  путем объединения крупных предприятий, уже имеющих доминирующее или значимое положение в определенных сегментах рынка, но постепенно утрачивающих его, по крайней мере по отношению к западным производителям. Объединяясь в финансово-промышленные группы, предприятия получают возможность контролировать определенные секторы экономики. Однако вхождение в состав ФПГ в основном крупных предприятий отрицательно сказывается на гибкости и динамичности их структуры управления. 

     В  целом ряде случаев финансово-промышленные группы в России создаются по инициативе государственных органов и являются отражением селективной политики государства в области структурной перестройки экономики. Государство стремится сделать ФПГ опорными пунктами промышленной политики, чтобы, влияя на их деятельность, осуществлять макроэкономическую политику. Кроме того, ФПГ является структурой, позволяющей в силу особого положения на рынке перераспределять инвестиционные средства из развитых отраслей в отстающие (при условии соблюдения принципов взаимодействия между ФПГ и государством). Чтобы ФПГ реально выполняли функцию структурообразующего элемента современной российской экономики, необходимо исходить из следующих принципов государственной политики: 

• создание благоприятной  среды и особая селективная поддержка  образования ФПГ в соответствии со стратегическими направлениями  промышленной и социальной политики, задачами подъема и выравнивания уровня жизни в различных регионах; 

• обеспечение  публично-правового характера деятельности ФПГ, ее гласности; 

• разработка особого  механизма воздействия и сотрудничества государства и ФПГ, основанного  не столько на предоставлении льгот  и прямых дотаций государства, сколько на системе соблюдения взаимных прав и обязательств. 

     Нередко  по инициативе местной администрации  и под ее контролем создаются  финансово-промышленные группы для  решения социально-экономических  проблем региона (рис. 25.5). Местная  администрация при этом предусматривает систему мер финансовой поддержки ФПГ: 

• освобождение полностью или частично от налогов  на имущество; 

• льготная аренда или передача во временное безвозмездное  пользование имущества, являющегося  собственностью области; 

• передача в  доверительное управление пакетов  акций (находящихся в региональной собственности) предприятий, технологически связанных с основной деятельностью  группы, но не входящих в ее состав; 

• предоставление инвестиционного налогового кредита. 

   

Рис. 25.5. Условное организационное строение «региональных» ФПГ 

    Основными  источниками финансирования деятельности  финансово-промышленной группы выступают  инвестиционные кредиты банков-участников, финансирование из бюджета по  целевым программам, кредиты и прямые инвестиции банков, не являющихся участниками данной ФПГ, собственные средства предприятий. 


Информация о работе Функционирование российских фпг