Автор работы: C**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 11:36, реферат
В данной работе я рассмотрю классификацию методов экономических исследований, а также исторический и эволюционные методы – как две составляющие генетического метода.
Введение
Глава 1. Классификация методов экономических исследований
Глава 2. Генетический метод в экономических исследованиях
2.1. Исторический метод
2.2. Эволюционный метод
Заключение
Список используемой литературы
Исторический метод является
ключевым методом двух
Исторический метод своим существованием обязан такой науке, как история.
История — это наука, изучающая прошлое человечества, события и факты мировой цивилизации в их хронологической последовательности.
Главной целью истории является исследование единичных фактов прошлого человечества, а также их последующее обобщение и создание целостной картины процесса развития человечества. История бывает как локальная, отдельных регионов, народов и эпох (например, история России, история Европы, средневековая история и т.п.), так и глобальная (всемирно-историческая или всеобщая история). Особые разделы исторической науки исследуют источники (источниковедение), памятники материальной культуры прошлого (археология) и т.п. В истории также выделяются специальные направления, исследующие методологию исторического познания (методология истории, методы исторической науки) и ее философию (философия истории).
Использование исторического метода выходит за пределы собственно истории: он взят на вооружение практически каждой наукой. Чаще всего он применяется в двух ипостасях: как метод исследования истории социальных институтов, которыми занимается данная наука, и как метод изучения истории знания, накапливаемого данной наукой. Иногда эти два подхода сливаются в один — обычно это происходит в естественных науках. История экономики и история экономических учений, история государства и права и история политической и правовой мысли и т.п. — вот примеры параллельного использования исторического метода в одной и той же науке.
Таким образом, исторический метод есть метод не только истории, но и универсальный (всеобщий) метод всякой иной науки. Тем не менее, как мы уже отмечалось, он представляет собой лишь один из двух вариантов генетического метода — метода исследования процессов и явлений, основанного на анализе их развития. Там, где процесс развития какой-либо системы исследуется эмпирически в его спонтанном, хаотическом развертывании во времени, мы имеем дело с историческим методом; если же мы изучаем подобное развитие в его логическим плане, абстрагируясь от частностей, «ответвлений», «ложных путей», в таком случае наше исследование приобретает характер эволюционного метода. Эволюция в данном случае — это «спрямление» истории, выявление в ней главного вектора в противовес второстепенным и боковым направлениям.
Исторический
метод — это метод, основанный
на изучении каких-либо процессов в
их хронологической
Как у любого метода, у исторического метода есть свои достоинства и недостатки. Главное его достоинство состоит в том, что он позволяет видеть процесс диалектически, не ограничиваясь только последней стадией или эпохой. Исторический метод также позволяет максимально приблизить изучаемую реальность к историческим фактам, т.е. к эмпирическим фактам, непосредственно наблюдаемым данным исследователем или какими-либо другими исследователями. Правда, у историков-методологов нет единого мнения по поводу того, что считать историческим фактом. Одни полагают, что исторический факт — это то, что существует вне сознания историка и вне его субъективной интерпретации; другие вслед за Л. Февром и Р. Коллингвудом полагают, что историк, интерпретируя исторические данные, сам же вырабатывает исторические факты:
Исторические факты — это любые события исторической реальности, непосредственно или опосредованно наблюдаемые и регистрируемые субъектом исторического познания.
И.Д. Ковальзон указывает на существование трех групп исторических фактов:
Исторические факты образуют основу для применения исторического метода.
Итак, исторический метод в экономической науке используется в двух направлениях — как метод исследования истории экономических институтов и как метод исследования истории накопления экономического знания. Первое направление в его наиболее распространенной русскоязычной интерпретации традиционно называется «экономическая история» (или «история экономики»), второе — «история экономических учений», хотя возможны и другие варианты названий.
Экономическая история внутри себя может распадаться на историю различных экономических институтов (например, история предпринимательства, история банковского дела, история денежного хозяйства и т.п.), на историю регионов или стран (экономическая история России, экономическая история Африки и т.п.), историю отдельных отраслей хозяйства или даже предприятий (например, экономическая история транспортной отрасли или экономическая история корпорации «Форд»). Но роль объединяющей дисциплины здесь играет всеобщая (всемирная) экономическая история, или, по-другому, история мировой экономики.
Историю экономической мысли (экономических учений) также можно разделить на более конкретные или частные направления, например: по регионам (история экономической мысли России, история экономической мысли Великобритании, история экономической мысли Латинской Америки и т.п.), по конкретным направлениям и школам (история физиократической школы, история марксистской экономической мысли, история кейнсианства и неокейнсианства, история монетаризма, история институционализма и т.п.), и, наконец, по наиболее узловым темам самой истории экономических учений (например, история экономической методологии, история развития представлений о предмете экономики, история финансовой мысли, история экономико-управленческих учений и т.п., и даже то, что можно назвать историей истории экономической мысли — историю того, как писалась сама история экономической мысли, какие были наиболее выдающиеся ее историки и т.п.).
Каковы же особенности применения исторического метода в экономике? Почему он так важен для экономической науки? К каким основным позитивным результатам можно прийти, используя это метод в каждом конкретном случае? И наконец, какие функции он непосредственно выполняет в экономическом исследовании?
Выделяют пять основных функций исторического метода.
3. Исторический метод позволяет экономической
науке взглянуть на себя как бы со стороны
прошлого и тем самым углубиться
внутрь собственного исследовательского
поля.
4. Исторический
метод в экономических исследованиях
не
только информирует, рефлексирует и выполняет
функцию инструмента познания, но он еще
и критикует. Эта критика про
изводится на разных уровнях: и как критика
прошлого с позиций настоящего, и как критика
настоящего с позиций прошлого, и как критика
прошлой (или настоящей) экономической
мысли, и как критика прошлой (или настоящей)
экономической методологии.
5. Исторический
метод в экономической науке не только
ин
формирует о прошлом, но он еще так или
иначе предсказывает
будущее. Конечно, это весьма «вульгарное»
понимание предсказательной функции исторического
метода, однако сама «идея
предсказательности» от этого не страдает:
исследуя прошлое,
нельзя получить знаний о будущем, но,
не зная прошлого, нельзя
надеяться знать будущее. В этом смысле
исторический метод
в экономических исследованиях служит
«теоретической предпосылкой» для экономической
футурологии — экономической науки, исследующей
будущее: изучая прошлое какого-либо типа
хозяйства, футуролог стремится спроецировать
определенные его
характеристики на будущее, рассмотреть
будущее в прошлом. Это тем более значимо,
поскольку вследствие сформулированного
немецким философом Г.В.Ф. Гегелем закона
отрицания отрицания многие качества,
процессы и свойства, утраченные в какой-то
период, могут снова повториться в будущем,
но, уже на каком-либо новом уровне, т.е.
развитие в многих случаях происходит
спиралевидно, волнообразно. Например,
на капитализм в период его развития XVIII—XX
вв. периодически набегали то либеральные
(левосоциалистические), то консервативные
волны, и вполне можно предположить, что
нынешняя консервативная волна, накрывшая
капитализм с головой в начале 80-х гг. XX
столетия, рано или поздно сменится противоположной,
либеральной (или даже левосоциалистической)
волной или тенденцией.
Итак, исторический метод выполняет в экономическом исследовании пять основных функций: информационную, инструментальную, рефлексивную, критическую и предсказательную. Все эти функции важны каждая по-своему, и все они направлены на то, чтобы осуществить так называемую «историческую реконструкцию» — рациональное и доказательное воспроизведение того или иного фрагмента экономической истории или истории экономической мысли. Переход от ретроспективности к реконструкции составляет важнейший этап в применении исторического метода.
Всего же в историческом исследовании экономических процессов можно выделить пять основных этапов:
Отправной
точкой для исторической реконструкции
и для исторического исследования
в целом служат исторические источники.
Именно анализ исторических источников
превращает простые исторические свидетельства,
данные и сведения в полноценные исторические
факты.
Исторический метод в истории экономических учений
История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического знания в контексте различных школ, направлений и отдельных учений тех или иных великих экономистов. Как правило, изложение всех этих школ, направлений и учений проводится в хронологической последовательности с намерением ясно и точно проследить происхождение тех или иных экономических идей.
Первой ключевой
Исторические критерии классификации классифицируют экономические учения по историческим критериям; здесь отсутствует связь между названием учения и его базовыми теоретическими положениями.
Примерами может служить обозначение тех или иных экономических учений: а) по имени основоположника; б) названию местности или города, где жили представители данного направления; в) прозвищу, данному представителям той или иной экономической школы или доктрины: мальтузианство, марксизм, меркантилизм и т.п.
Теоретические критерии классификации (их также можно обозначить как внутренние или сущностные) апеллируют к основной идее данного экономического учения или доктрины, и именно она выражается в названии этого учения.
Примерами здесь могут служить такие названия экономических школ, как институционализм и неоинституционализм (основная идея — ведущая роль экономических институтов), монетаризм (ключевая идея — ведущая роль денежного обращения), историческая школа (главная мысль — приоритет исторических методов над теоретическими методами), эволюционная экономика (главная идея — эволюция в экономике) и т.п.
Именно разделение всех критериев классификации на исторические и теоретические позволяет устранить хаос и путаницу в типологиях экономических учений и школ и, соответственно, задать первоначальные принципы их дальнейшей периодизации в учебных курсах по истории экономической мысли. Естественно, все это должно быть также соотнесено с хронологически последовательным изложением учебного материала и постепенным усложнением вопросов, которые ставятся при изучении этого материала.
Информация о работе Генетический метод в экономическом исследовании