Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:26, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования государственного сектора экономики и пределы его развития.
Введение 3
Глава 1. Теоретические концепции развития государственного сектора экономики 6
1.1. Сущность государственного сектора экономики. 6
1.2. Сравнительный анализ доли государственного сектора в экономике разных стран. 11
Глава 2. Особенности развития государственного сектора экономики в России. 14
2.1. Управление государственным сектором экономики. Основные результаты 14
2.2. Регулирование государственного сектора экономики финансовыми рычагами 18
2.3. Пределы развития государственного сектора экономики. 24
Глава 3. Трансформация аграрного сектора России и Башкортостана 28
3.1 Земли в государственной собственности в России и РБ 28
3.2 Эффективное использование земельных ресурсов принадлежащих государству в РБ 31
3.3 Пути развития эффективного использования земельных ресурсов в РБ 34
Заключение 37
Библиографический список 39
Разница между ВВП и ВНП называется чистый факторный доход из-за рубежа и может быть положительной или отрицательной.
GNP
= GDP +YF
или
GNP = C + I +( X - M) + Yf (5) где
Yf - чистый факторный доход, то есть доход, полученный из-за рубежа с использованием резидентных факторов производства за вычетом использования части дохода на оплату нерезидентных факторов производства.
Источниками измерения ВНП являются:
а) количество ресурсов имеющихся в распоряжении экономики,
б) эффективность с которыми работают производственные факторы,
в) изменение количества применяемых в производстве ресурсов.
Темп роста с которым растет реальный ВНП называют темпом роста экономики. Подсчитано, что если ВНП растет на 2%, то его размер удвоится через 35 лет.
Для отражения суммы валового
объема производства и
GNDI = GNP + TRF = C + I +( X - M) + Yf + TRF (6),
номинальный
ВВП за какой-либо год равен объему
конечного производства товаров и услуг
за этот год, выраженного в ценах текущего
года. Реальный ВВП отражает то же количество
конечных товаров и услуг, но их стоимость
при этом измеряется в неизменных ценах
базового года. Изменения номинального
ВВП могут быть вызваны изменениями цен
и/или объемов. Изменения реального ВВП
отражают изменения объема конечного
производства.
Право
государственной собственности
Учитывая
федеративное устройство России и существование
двух уровней государственной
федеральной собственности и
собственности субъектов РФ (субъектной).
На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.
Объектом
права государственной
С
развитием права
Политическая поддержка первого подхода выражена в решении Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, которое предусматривает разграничить право собственности на объекты недвижимости, включая земельные участки, между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.
Данный подход реализован при определении правового режима некоторых категорий земель. Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.
Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда — субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.
При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение.
Данное противоречивое положение порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, de facto , но вне закона существует еще один вид права государственной собственности — право некой «общей» (не разграниченной физически) государственной собственности.
Земли, находящиеся в государственной собственности, можно приватизировать с учетом запретов и ограничений, устанавливаемых для отдельных категории земель. Государственные земли могут передаваться физически юридическим лицам в пользование на праве срочного и бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренда Землепользователи несут обязанности по рациональному использованию земель, недопущению их деградации. Землепользование является платным.
Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.
По данным государственного учета, земельный фонд Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2009 г. составлял 14 294,7 тыс. га [16].
Более половины общего земельного фонда Республики Башкортостан составляют земли сельскохозяйственного назначения, которые систематически используются или пригодны к использованию для производства сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения являются основным ресурсом аграрной сферы экономики и средством производства продуктов питания и сырья. Площадь земель сельскохозяйственного назначения в 2008 г. по сравнению с 1990 г. сократилась на 560,1 тыс. га, что привело к значительному сокращению ресурсного потенциала аграрной сферы экономики республики. При этом на 460,7 и 310,3 тыс. га увеличилась площадь земель населенных пунктов и особо охраняемых территорий и объектов. Претерпели изменения площади земель лесного фонда и запаса, они сократились на 153,2 и 59,9 тыс. га. Сократились площади земель предприятий промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения, а также водного фонда и запаса, соответственно на 75,6, 3,1 и 59,9 тыс. га.[16]
Изменения
в структуре земельного фонда
произошли в связи с
В
составе земель сельскохозяйственного
назначения преобладают
За 1990—2008 гг. произошло значительное сокращение сельскохозяйственных угодий и пашни. Если в 1990 году площадь сельскохозяйственных угодий республики составляла 7159,4 тыс. га, то в 2008 году 6702,4 тыс. га, таким образом, площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 457 тыс. га. Площадь пашни — основного средства производства сельскохозяйственной продукции за этот период сократилась на 1151,2 тыс. га. Сокращение площади пашни в основном было связано с проводимой в республике работой по залужению деградированной пашни и переводом ее в кор мовые угодья, в результате чего увеличилась площадь сенокосов и пастбищ на 317,6 и 292,4 тыс. га.[16]
Землепользователями,
занимающимися
Количество используемой землепользователями земли из года в год сокращалось, с 1990 года по 2008 год оно сократилось на 78,8 тыс. га. Основными землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством, остаются сельскохозяйственные организации. При этом площадь используемых сельскохозяйственными организациями земель сократилась на 2 042,9 тыс.га. Количество используемой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями земли возросло от нуля до 661,6 тыс. га в 2005 году и в последующем стало сокращаться, в 2008 году составило 501,9 тыс. га. Площадь используемой личными подсобными хозяйствами земли в 2008 году достигло 150 тыс. га, прирост за рассматриваемый период составил 31,3 тыс. га.[16]
В Российской Федерации в начале 1990-х годов была начата земельная реформа. Приоритетным направлением ее развития были выбраны создание частной собственности на земельные ресурсы и формирование на этой основе более эффективно функционирующих крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом не были учтены специфические особенности земли как главного и основного ресурса сельского хозяйства и всего агропромышленного производства, выступающего активным фактором производства продовольствия и биологического сырья для перерабатывающей промышленности. Эти особенности земли, как многофакторного ресурса, которым в экономической и хозяйственной практике мало придают внимания, такие:
— земля не создана трудом человека, это дар природы, по Марксу: «не произведенное средство производства», а активная часть основных производственных фондов;
— она имеет определенное местонахождение и недвижима, в отличие от других средств производства и материально-технических ресурсов;
—
она ограничена по площади как
объект сельскохозяйственного
Информация о работе Госсектор в различных экономических системах