Государственное регулирование экономики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:26, курсовая работа

Описание

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государство в управлении экономикой. (теория) 4
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику. 4
1.2. Роль государственного регулирования экономики. 5
1.3. Функции государственного регулирования экономики. 5
1.4. Методы государственного регулирования экономики. 9
Глава 2. Управление экономикой стран на практике. (примеры) 12
2.1. Экономически эффективное государство.(Американсикий опыт) 12
2.1.1. Обеспечение национальной экономической безопасности. 12
2.1.2. Правила игры в рыночной среде. 13
2.1.3. Государственное воздействие - количественные параметры. 14
2.2. Французское индикативное планирование. 15
Глава 3. Управление экономикой в Республике Казахстан. 19
Заключение 20
Список использованных источников: 21

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование экономики РК.doc

— 55.11 Кб (Скачать документ)

Отметим только, что в связи с неразвитостью  конкуренции и чрезвычайно высоким  уровнем монополизации рынка, характерным  для экономики переходного типа, реализация данной функции приобретает  здесь особенно важное значение.

      Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением  дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально – экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.

      Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены.  Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

      Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов  также не беспредельны.  Значительное увеличение размеров и продолжительности  выплаты пособий по безработице  или пособий малоимущим слоям  населения ослабляет стимулы  к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

      Политика  перераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни  высоко –  и низкодоходных групп  населения, но лишь в той мере, которая  не угрожает подавлением деловой  активности.

      Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки  зрения распределения ресурсов в  тех случаях, когда речь идет о  производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство  берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.                                                                                                   

      Отметим, прежде всего, что для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно  – командной системы. Для их решения  необходимо резко ужесточить ограничения  на вредные выбросы, значительно  повысить налоги на производителей, использующих экологически опасные технологии, и  т. п. Однако производители в массе  своей технологически не готовы создавать  продукцию с меньшим вредоносным  внешним эффектом. Поэтому попытки  быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов  выльются в  значительное сокращение объемов производства, что усилит экономический спад, характерный  для начала переходного периода. Решение проблемы видится на путях  постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних  эффектов с заранее, за несколько  лет объявленными, очередными изменениями  экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и  т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.

      Регулирование процесса перераспределения ресурсов и производство общественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т. п.) в переходной экономике осложняется из –за  высокой инфляции.  Как известно, от высокой инфляции больше всего  страдают лица с относительно стабильными  номинальными доходами, к которым, в  частности, относятся работники  бюджетных отраслей. Начинается переток  квалифицированных научных, педагогических и других кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того чтобы препятствовать этому  процессу, сохранить кадровый потенциал  в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система  защиты доходов работников бюджетной  сферы от инфляции.

      Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется главным образом посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно – денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции связаны здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно – денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточение кредитно – денежной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

      На  более поздних этапах переходного  периода, по мере преодоления экономического спада и снижения инфляции, все  более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной экономики и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно – денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.

      В смешанной экономике правительство  полностью интегрировано в кругооборот  материальных и денежных средств, образующих экономический организм. Весьма интересно  повторно проанализировать функции  правительства в области перераспределения, распределения ресурсов и стабилизации экономики в свете модели кругооборота. 

      Например, если в экономике существует безработица, увеличение правительственных расходов при сохранении неизменными налогов  и трансфертных платежей должно привести к увеличению совокупных расходов, объема производства и занятости. В  свою очередь, при данном уровне правительственных  расходов сокращение налогов или  увеличение трансфертных платежей должно увеличить доходы, которые можно  использовать на то, чтобы их тратить  и тем самым стимулировать  рост личных расходов. Напротив, при  возникновении инфляции требуется  противоположная политика государства: необходимо сократить правительственные  расходы, увеличить налоги и уменьшить  трансфертные платежи.

      Проанализировав связь кругооборота дохода, ресурсов и продукта с государственным  сектором, можно сказать, что правительственные  расходы, налоги и трансфертные платежи  оказывают влияние на распределение  дохода, распределение ресурсов и  на уровень деловой активности. 

     1.4. Методы  государственного  регулирования экономики.

 

      Свои  регулирующие функции государство  выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

      Административные, или прямые, методы регулирования  ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и  ассортименту производимой продукции или централизованно  установленные цены на товары и услуги – типичные методы административного  регулирования в плановой экономике  – лишают предприятие альтернативного  использования ресурсов. В отличие  от этого, экономические и косвенные  методы государственного регулирования  не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов  на бизнес или, скажем, понижение учетной  ставки процента являются типичными  методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают  капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного  выхода. Они полностью свободны в  выборе производственной программы  и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и  инвестиций более выгодными, чем  прежде.

      Разграничение между административными и экономическими методами регулирования до некоторой  степени условно. Для того чтобы  задействовать любой косвенный  регулятор, необходимо предварительное  административное решение соответствующих  государственных органов, например решение об изменении налоговых  ставок, о предоставлении налоговых  льгот при продаже Центральным  банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические  регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие  субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное  косвенное воздействие на целый  ряд сопряженных экономических  процессов. Например, административное повышение цен не только прямо  определит их новый уровень, но через  цены косвенно окажет влияние на состояние  спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые  административные методы регулирования  несут в себе черты, характерные  для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее, рассматриваемый выше критерий позволяет, как правило, без  особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально  важно с точки зрения природы  экономических отношений.

      Административные  методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они  блокируют действие соответствующих  рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем  производимой продукции и размеры  поставок сырья, оно не может отреагировать  на изменение рыночной конъюнктуры  путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера  действия административных методов  регулирования, тем уже сфера  распространения и ниже эффективность  реальных рыночных отношений.

      Экономические методы регулирования, напротив, адекватны  природе рынка. Они непосредственно  воздействуют на конъюнктуру рынка  и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских  товаров, увеличивает спрос, что, в  свою очередь, способствует повышению  цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством  рыночных механизмов.

      Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями  в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней  системы административных методов  и созданием новой системы  экономических регуляторов.

      Разрушение  системы административно – командных  методов управления, блокирующих  рыночные механизмы, - необходимое условие  формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой  начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования  административных методов в переходной экономике.

      Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить  катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, например, сохранять  административный контроль над производством  и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного  и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство полностью  сокращает сферу использования  административных рычагов, не отказываясь  в то же время полностью от их применения.

      Даже  на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся  рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент  продукции или предоставляемых  услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему  административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы  вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных  технологий, производство, реализацию и рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и  относятся к административным методам  регулирования. Нередко используются методы регулирования внешнеэкономической  деятельности, например импортные квоты, и т. д.

      Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной  системы экономических методов  регулирования. С этой целью все  страны, осуществляющие переход к  рыночной экономике, проводят радикальные  реформы кредитной и налоговой  системы.

      Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный  банк посредством экономических  нормативов осуществляет регулирование  деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой  процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные  для коммерческих банков, осуществляя  операции с ценными бумагами. Центральный  банк получает возможность проводить  активную кредитно – денежную политику. 

Информация о работе Государственное регулирование экономики РК