Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
- выявить сущность и объективную необходимость государственного регулирования экономики;
- определить основные направления государственного регулирования экономики;
- дать характеристику форм и средств государственного регулирования экономики;
- изучить основные теории государственного регулирования экономики: кейнсианскую экономическую политику и неоконсервативную модель государственного регулирования экономики;
- выявить проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения.

Содержание

Введение 3
1. Основные аспекты государственного регулирования экономики 5
1.1. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики
1.2. Основные направления государственного регулирования экономики 9
1.3. Характеристика форм и средств государственного регулирования экономики
1.4. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ
2. Основные теории государственного регулирования экономики 22
2.1. Кейнсианская экономическая политика 22
2.2. Неоконсервативная модель государственного регулирования экономики
3. Проблемы государственного регулирования экономики и пути их
решения 34
3.1. Роль государственного регулирования в условиях кризиса 34
3.2. Проблемы государственного регулирования экономики в России на современном этапе
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение 51

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Государственное регулирование экономики.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

 

 

1.2. Основные направления государственного регулирования экономики

 

Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда дан­ным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологи­ческого развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда под­держивает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами - здравоохранение, образование, макроэкономическая стабиль­ность, защита неимущих и т. д. Государство осуществляет контроль над денежной массой, снижением инфляции, а также обес­печением структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции [9, c.22].

Активизацию инвестиционного процесса государство предполагает достичь путем удешевления кредитных ресурсов в условиях новой экономической конъ­юнктуры.

Социальная и военная реформы позволят в перспективе сократить нагрузку на государственный бюджет и увеличить расходы на образование, здравоохране­ние, культуру и пенсии.

Предполагается, что бюджет как метод экономического воздействия будет сти­мулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплатель­щиков предоставляются корпоративному сектору исключительно на конкурсной основе. Уменьшится количество налогов и налогооблагаемой базы, произойдет вы­равнивание налоговой нагрузки.

Анализируя опыт государственного регулирования в развитых рыночных го­сударствах и странах транзитивной экономики, можно отметить функциональ­ные регулирующие тенденции в экономике.

Основные функции государственного регулирования реализуются, во-первых, в направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экономиче­ским факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способ­ных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресур­сов, рабочей силы, капитала, предпринимательства [7, c.32].

Общепризнанной задачей правительства становится разработка политики нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это позволяет повысить эффективность производства, диктовать высокие цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории.

Во-вторых, новым является использование различных инструментов и, прежде всего контрактной системы - совокупности разных форм в организации сис­темы государственных заказов и закупок с целью вовлечения частного бизнеса в решение приоритетных проблем общества, в реализацию государственных про­грамм. Так, во Франции накоплен опыт «плановых контрактов», «контрактов о ценах», регулирования деятельности государственных акционерных предприя­тий, госзаказов для частного сектора. Контракты заключаются на конкурсной основе, чаще всего через торги. В США используется федеральная контрактная система, которая перераспределяет государственные финансовые ресурсы на на­учно-технические, социальные, военные цели.

В-третьих, активизируется деятельность государства по расширению воз­можностей обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках путем создания благоприятных условий хозяйствования нацио­нальных предпринимателей, стимулирования использования негосударственной поддержки частного бизнеса, конкурентоспособности фирм в тех сферах, где част­ные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегических задач и связаны с высоким риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.

В-четвертых, существенно значимой функцией государственного регулирова­ния становится общая координация экономических процессов, стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными правительством ориентирами. Осуществляется разработка долгосрочной экономической стратегии промышлен­ной политики через систему планово-прогнозных институционных структур (Фран­ция, Япония, КНР).

В-пятых, для достижения конъюнктурных преимуществ государство проекти­рует динамику личного и производственного спроса в стране. Правительство ма­нипулирует государственными расходами, налогами, стоимостью кредита, рег­ламентирует конкуренцию, развивает государственный сектор.

В-шестых, в области социальной стратегии и реализующей ее социальной политики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, заня­тость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Этим пре­следуется смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего консенсуса, стимулирование экономической активности раз­личных групп населения.

В-седьмых, адаптация экономического регулирования к изменяющимся усло­виям хозяйствования выражается в диверсификации деятельности государства по регулированию экономики. Современные рыночные структуры обусловливают необходимость диверсификации экономической и социальной политики. В запад­ной экономической литературе используется для характеристики этого процесса термин policy diversiby. В современной экономике развитых индустриальных стран одновременно идут процессы дерегулирования и децентрализации. Дерегулирова­ние означает сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в процессы общественного воспроизводства. Государственное регулирование до­полняется корпоративным, что дает кумулятивный и компенсационный эффект. Процесс децентрализации состоит в переносе решения многих проблем с макро­уровня на мегауровень отдельных регионов и микроуровень отдельных фирм. Ха­рактерно, что субъектами государственного регулирования становятся регио­нальные, муниципальные и коммунальные органы управления. Уменьшается роль прямых форм административного регулирования и повышается значение различ­ных рычагов косвенного воздействия государства [10, c.33].

Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномер­ности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напря­женность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использование эко­номического потенциала территории.

 

1.3. Характеристика форм и средств государственного регулирования экономики

 

Прежде всего, важно различать две основных формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными пред­приятиями и косвенное вмешательство с помощью различ­ных мер экономической политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по сво­им масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собствен­ником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала.

Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и разви­вать отношения между всеми элементами рыночной сис­темы [9, c.23].

Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмеша­тельства меры экономической политики могут быть на­правлены на: стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капита­лов и рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стаби­лизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-де­нежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государст­венными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и со­вершенствования кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.  Однако эта связь в рыночной и централи­зованной экономике существенно различается.

Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объ­ектам относят военные, оборонные, энергетические (в особенности атомная энергетика и объекты единой энергети­ческой системы), заповедники, национальные музеи, при­родные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, охраняющие безо­пасность, выполняющие другие общегосударственные фун­кции. Подобные объекты, предприятия, организации чаще всего находятся в государственной или муниципальной собственности.

Налоговое регулирование осуществляется путем установ­ления тех или иных объектов налогообложения, назначе­ния и дифференциации налоговых ставок, введения нало­говых льгот, освобождения от налогов. В том же направле­нии воздействует и введение пошлин, таможенных сборов.

Понятно, что, изменяя в ту или иную сторону налого­вое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание нало­гов есть главный источник доходов государственного бюд­жета, финансовая база социальной политики.

Денежно-кредитное регулирование состоит в воздей­ствии государства на денежное обращение и объем денеж­ной массы. Государство через Центральный Банк способ­но регулировать эмиссию и общую денежную массу, уста­навливать предельные ставки банковского ссудного про­цента и влиять на них через учетную ставку, норму резер­вирования и другие нормативы, устанавливаемые цент­ральным банком, предоставлять льготные займы, выпус­кать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулиро­вание способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические про­цессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Бюджетное регулирование заключается в том, что го­сударственные органы обладают возможностью распреде­лять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отрас­лям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим - меньшие. Кроме того, государство обладает возможнос­тью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обращение и денежные накопления. Государственное ре­гулирование затрагивает и установление предельно допу­стимого дефицита государственного бюджета.

Ценовое регулирование в условиях рыночной эконо­мики заключается в том, что государство может устанав­ливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В ус­ловиях централизованной экономики государство вправе само назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.

Социальное регулирование со стороны государства на­правлено на обеспечение социальной справедливости, под­держку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддер­жание уровня условий жизни, достойных человека.

Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создаю­щие возможность пенсионного обеспечения, помощи ин­валидам, детям, другим нуждающимся в содействии груп­пам населения, страхования здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий. Это - одна из самых тяжелых и слож­ных функций регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности, да и не призвано со­здать социально желаемые условия жизни для всех лю­дей. Оно способно лишь посредством социальной поддерж­ки, системы трансфертов, ограниченного перераспределе­ния национального дохода стремиться не допускать ост­рого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые ли­шены возможности обеспечить себя самостоятельно.

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством госу­дарственного законодательства о труде и занятости. Та­кое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработ­ную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных.

Государственное регулирование охраны и восстановле­ния окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а так­же предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государ­ственные органы устанавливают нормы выделения пред­приятиями средств на восстановление окружающей среды.

Государственное антимонопольное регулирование на­правлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области ес­тественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против моно­полистов, предотвращает создание условий, способствую­щих развитию монополизма. В России введен специаль­ный государственный реестр предприятий-монополистов.

Государственное внешнеэкономическое регулирование - это обширный спектр мер и инструментов государствен­ного воздействия на структуру экспорта и импорта, про­цессы внешней торговли, контроль за товарными потока­ми, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономиче­ских интересов страны, повышения эффективности внеш­неэкономических связей, обеспечения экономической бе­зопасности.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

Наряду с административными средствами следует отметить еще одно неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения, тем более что за ними часто следуют стимулирующие меры.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Информация о работе Государственное регулирование экономики