Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на рыночную экономику. Среди методов государственного регулирования рыночной экономики едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого метода определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение наиболее целесообразно.

Содержание

Введение 3

1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы 4

2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик 7

3. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик 10

Заключение 15

Ответы на КТЗ…………………………………………………………………...16

Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 39.02 Кб (Скачать документ)

     Налоговая и кредитная формы регулирования  предусматривают использование  налогов и кредитов для воздействия  на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение  или расширение производства. При  изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или  увеличение объема производства. 

 

3. Главные  отличия государственного  регулирования в  России от развитых  рыночных экономик 

     С началом «демократических» реформ экономика России находится в  глубоком спаде, сопровождавшемся социально–политическим кризисом в стране.

     Содержание  кризиса достаточно традиционное: прежде всего — падение производства и ухудшение жизненного уровня населения.

     Спад  производства в России начался уже  в 1991 г. Кризис в полном смысле этого слова начался в 1992 г., когда появились трудности со сбытом продукции и неплатежи. Уже весной 1992 г. размер неплатежей оказался столь значительным, что создалась угроза полной остановки производства. Правительство вынуждено было пойти на проведение взаимозачетов на основе централизованных кредитов. С 1992 г. состояние российской экономики отвечает всем критериям экономического кризиса: усиливаются трудности с реализацией продукции, растут неплатежи, снижается рентабельность продукции, растет число убыточных предприятий, повышается уровень безработицы и т.д.5

     Основной  причиной, вызвавшей экономический  кризис, являлась проведенная рыночная реформа. Доходы трудящихся формируют  платежеспособный спрос на товары массового  повседневного спроса. В результате реформы он резко сократился и  продолжал падать, поскольку доля трудящихся в общей сумме доходов  населения постоянно снижалась. Так, если в 1992 г. доля заработной платы в сумме доходов населения составляла 70%, а предпринимательского дохода и дохода от собственности - 16%; то в 1996 г. эти величины соответственно составили 34% и 52%.

     Фактором  углубления кризиса являлся высокий  уровень монополизма в российской экономике и отсутствие эффективного государственного регулирования цен. Это порождало хроническую инфляцию, которая привела к обесценению производственных фондов предприятий и вызвала сокращение производства.

     Возникновение и рост инфляции сопровождались процессами в области товарного и денежного  обращения: стремительный рост цен (в 1992-1994 гг. они увеличились почти  в 1000 раз); резкое падение объема предлагаемых товаров и услуг в реальном выражении (более чем на 50%); снижение ВВП (1992 г. – на 19%, 1993 – на 12%, 1994 – на 15%); падение инвестиций (1992 г. – на 40%, 1993 – на 12%, 1994 – на 26%).

     Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход. Снижение темпа роста цен  не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, нестабильность банковской системы, а  главное - застой в экономике и  инвестициях.

     Главной причиной конечного провала “цивилизованного”  покрытия дефицита бюджета стало  рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и  объемов доходов, а бюджетная  исходила из предполагаемого возрастания  хотя бы номинального объема доходов.

     Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой  практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым  государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения.

     За  рубежом дефляционная политика как  правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в  России способствовала обострению социально-экономических  противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

     За  годы реформ шла стихийная реструктуризация экономики - переориентация с развития тяжелой промышленности как самоцели на рыночный спрос и с особым прицелом на конечное потребление населения. Оказалась фактически разваленной  сама материально-техническая база производственного и внешнеэкономического потенциала страны. Отрасли сырьевого  и топливно-энергетического комплекса  в связи с востребованностью  их продукции для экспорта подверглись  меньшему спаду.

     Трансформация российской экономики привела к  приобретению ею черты экономики  колониального типа, характеризующейся  вывозом из страны сырья и ввозом готовой продукции. При этом Россия ввозила в основном потребительские  товары при резком сокращении импорта  производственного оборудования.6

     Наблюдался  процесс структурной деградации промышленности, выразившийся в трансформации  структуры в сторону первичных, неквалифицированных, менее сложных  в технологическом отношении  производств, что могло привести к полной деградации научно-технического потенциала страны и усиления зависимости  национальной экономики от мирового рынка.

     Фактором  углубления экономического кризиса  явилась и реформа организации  внешнеэкономических связей. Отметим, что реорганизация внешнеэкономических  отношений привела к обвальному спаду производства в ряде ключевых отраслей отечественного производства (сельское хозяйство, легкая промышленность, машиностроение), утрате продовольственной  самостоятельности страны, превращению  ее в топливно-сырьевой придаток развитых стран, экономически зависимое государство.

     В августе 1998 г. разразился кризис неплатежей российского правительства и коммерческих банков. При этом наиболее значительно выросли цены в августе 1998 г. – 31,7%, в остальные месяцы темпы инфляции 2,2-9,7%. В результате отказа российского правительства от уплаты в течение трех месяцев внешних и внутренних долгов и от поддержания курса рубля к доллару США в рамках установленного валютного коридора, курс рубля резко упал.

     Период  с 1999 г. по 2003 г. можно охарактеризовать как восстановительный рост. Когда в экономике начинается сильный спад, то со временем возникает реакция против этого падения. В 1999-2000 гг. особенно выросли экспорт и импортозамещающие отрасли.

     С 2003 г. очевидно усиление централизованного начала в экономике, повышение экономической роли государства в развитии отечественного производства.

     Состояние экономики России с 2004 года характеризуется  устойчивой позитивной тенденцией роста.

     Структура производства ВВП увеличивается  в сторону производства товаров (в 2003 году это показатель составлял 36,2%, в 2004 году — 35,9%, в 2005 — 37,8%, в 2006 – 39,1%) и в сторону обрабатывающих отраслей (в 2003 году это показатель составлял 50,2%, в 2004 году — 50,6%, в 2005 — 51,2%, в 2006 – 51,4%).

     За  девять месяцев 2007 года объем ВВП  увеличился на 7,9%. Промышленное производство по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года возросло на 7,4%. Наиболее быстрыми темпами увеличивался выпуск продукции в обрабатывающих производствах. Высокими темпами росло  предложение отдельных видов  услуг, особенно связи и розничной  торговли.

     Сегодня в России необходимо использовать следующие  меры государственного регулирования.

     Во–первых, активизация инновационной деятельности в народном хозяйстве. Основой национальной инновационной политики должно являться поддержка отечественной науки  и производства.

     Во–вторых, структурные трансформации.

     Структурные сдвиги должны быть направлены как  в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, так и мер, обеспечивающих повышение эффективности  и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения структурных  сдвигов требует принятия мер  уже в настоящее время, т.к. не может быть решена в короткие сроки  и является приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

     В-третьих, стимулирование инвестиций.

     Скачкообразное  наращивание объемов и улучшение  структуры инвестирования народного  хозяйства – залог быстрого и  качественного экономического роста. Для ускоренного экономического роста требуется порядково больший, нежели нынешний объем инвестиций. 

 

Заключение 

     Таким образом, в данной работе рассмотрено  государственное регулирование  рыночной экономики.

     Изложенный  материал позволяет сделать следующие  главные выводы.

     Существует  тесная взаимосвязь между государством и экономической системой. Состояние  экономики самым непосредственным образом сказывается на эффективности  и жизнедеятельности государства, а степень эффективности деятельности государственных органов оказывает  большое позитивное или негативное влияние на состояние экономики.

     Государственное вмешательство в экономику может  быть оправдано с экономических  позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка экономики, однако, он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование  независимо от форм и результатов  экономической деятельности.

     Государство концентрирует свои усилия на таких  приоритетных направлениях, как разработка экономической политики, развитие системы  образования и здравоохранения, строительство и содержание транспортной сети, поддержание закона и порядка, обеспечение защиты окружающей среды  и т.д.

     Государственные расходы способствуют формированию общего климата в экономике и  более или менее стабильного  рынка для производителей. Государственные  расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики.

     Другим  важным методом регулирования рыночной экономики является налогообложение. Налоги - основной источник бюджетных  средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные  виды налогов. 
 
 

     Ответы  на КТЗ

     КТЗ-1

     Что из перечисленного относится к экономическим  функциям государства?

     а) развитие системы образования;

     б) осуществление перераспределения  доходов;

     в) поддержка предпринимательства;

     г) создание системы обороны государства.

     Правильный  ответ: б), в) Первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.

     КТЗ-2

     Меры (методы) экономической политики включают:

     а) запрет;

     б) разработку и реализацию комплексных  программ;

     в) принуждение;

     г) стимулирование.

     Правильный  ответ: а), в), г) это меры по разрешению, запрету или ограничению деятельности экономических субъектов, например, монополий.  
 

 

Список использованной литературы 

     
  1. Бабинцева Н.С. Некоторые новые подходы в экономической теории. - М.: Норма, 2006 г.
  2. Кочетков А.А. Основы экономической теории. - М.: Велби, 2006 г.
  3. Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Банки и биржи, 2007 г.
  4. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. - М.: Инфра-М, 2006 г.
  5. Лобкович Э.И., Плотницкий М.И. Основы экономической теории. - СПб.: Бизнес-центр, 2006 г.
  6. Николаева И.П. Экономическая теория. - М.: КноРус, 2006 г.
  7. Романова Е.В. Экономическая теория. - М.: Экзамен, 2005 г.
  8. Тамбовцев В.Л. Введение в экономическую теорию. - М.: Инфра-М, 2006 г.
  9. Бессонов В.К., Изряднова О.А. Структурные сдвиги в российской экономике // Вопросы экономики. 2006. №8.
  10. Иларионов А.Н. Основные тенденции и итоги социально-экономического развития России // Российская газета. 2007. №6.
  11. Кузнецов В.П. Особенности функционирования рыночной экономики в России // Экономист. 2006 г. № 11.
  12. Рогов В.А. Современное состояние экономики России // Эксперт, 2007 г. № 9.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики