Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:54, реферат
Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д.
Последним инструментом
регулирования валютного курса
является прямая интервенция на валютном
рынке. Успех валютных интервенций
зависит от их интенсивности, а также
от доверия к официальным
5. Государственное регулирование в современной России
Вопрос о возможности
и формах государственного влияния
на экономические процессы всегда был
одним из самых сложных и дискуссионных
в экономической науке и
Именно этот подход представлялся самым рациональным и «единственно правильным» и российским инициаторам рыночных трансформаций в начале 1990-х гг. В его основе лежала аксиома о якобы «несовместимости» рыночной модернизации с государственным управлением экономикой. В конце XX в. уровень затрат на государственные нужды у нас был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Это было фактическим отстранением государства от функций управления экономикой и обществом.
Современное развитие рыночных отношений в отечественной экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.
Регулирование в целом можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.
В экономике России роль и место государственного регулирования определяются рядом основными факторов.
Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в России роль государства в социально-экономических процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Налицо также наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.
Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства как стабилизирующего фактора неизбежно возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей социально-экономической системы, темпы и направление преобразований.
В-третьих,
в условиях ломки
В-четвертых,
некоторые институты, присущие
высокоразвитой рыночной
В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению дистанции в уровне экономического и социального развития между регионами-«донорами» и остальной частью страны.
Влияние государства на формирующиеся рынки в России, в отличие от индустриальных стран, выше регулятивная нагрузка, влияние перспективной и текущей макроэкономической политики. На развитых рынках государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая содействовала бы сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на таких рынках в моменты финансовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего, с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. В эти моменты степень вмешательства в рыночные процессы нарастает. Тем более, что мировая практика свидетельствует о том, что полагаться полностью на самоорганизацию финансового рынка недостаточно. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы финансового рынка еще не укрепились, а инвестиционные потребности инвесторов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного регулирования и целевой направленности инвестиционных потоков.
Отсюда вывод: степень вмешательства государства на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем на развитых финансовых рынках.
Формирующийся
финансовый рынок должен
Выше были
рассмотрены основные
-государственное
Государственное
вмешательство в экономику
Государство
выполняет свои функции,
Для сегодняшней
России, особенно важно
Приложение
Таблица 1.
Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики.[4, 234]
Группа факторов |
Содержание факторов |
1. Факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма. |
1.Ограничение
стихийности рыночных |
2.Обеспечение
эффективного совокупного | |
3.Обеспечение производства общественных потребностей и нужд. | |
4.Поддержка конкурентности, открытости рынка. | |
5.Усиление конкурентности на мировом рынке. | |
2. Факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства. |
1.Создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения «правил игры» хозяйствующих объектов. |
2.Обеспечение
антициклического развития | |
3.Стимулирование
долгосрочного экономического | |
4.Формирование
оптимальной структуры | |
5.Поддержка | |
6. Обеспечение
эффективного управления | |
7. Потребность в государственных инвестициях малорентабельных с точки зрения частного капитала. | |
8. Регулирование денежного обращения. | |
9. Содействие
развитию науки, научно- | |
3. Факторы,связанные с решением социальных проблем. |
1. Обеспечение
рационального |
2. Обеспечение
экономической основы | |
3. Обеспечение полной занятости населения. | |
4. Формирование
условий расширенного |
Инструменты государственного регулирования экономики. | |
Формы и методы. [4, 244] | |
Прямые (административные) методы |
Косвенные (экономические) методы |
-Принятие законодательных актов, |
- Индикативное планирование. |
нормативных документов,положений. |
- Целевое программирование. |
-Управление
государственной |
- Регулирование налоговой системы. |
_управление предприятиями государственного сектора; |
- Кредитно-денежные инструменты: |
_организация производства и труда; |
_ регулирование денежной массы; |
_госзаказ; |
_ антиинфляционные меры; |
_государственные инвестиции; |
_ регулирование процентной ставки |
_государственные кредиты; |
по операциям ЦБ; |
_субсидии. |
_ рефинансирование коммерческих банков; |
-Лицензирование и квотирование. |
_ регулирование
нормативов обязательных |
-Применение санкций. |
_ операции на рынке ценных бумаг. |
-Охрана окружающей среды. |
- Валютные рычаги: |
-Формирование и использование бюджета. |
_стабилизация национальной валюты; |
-Формирование налоговой политики. |
_операции на открытом валютном рынке; |
-Формирование амортизационной политики. |
_девальвация, ревальвация национальной валюты; |
-Определение нормы банковского резерва. |
_ привлечение иностранного капитала; |
-Установление минимальной зарплаты. |
_ создание совместных предприятий. |
-Регулирование цен на некоторые виды |
- Социальная политика: |
товаров и услуг. |
_ обеспечение занятости населения |
-Антимонопольная политика,защита |
_ социальная защита населения |
Конкуренции. |
_ регулирование доходов |
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики