Государственное регулирование трудовой миграции в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание

Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах предусматривает наличие в разных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию - основанной на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

Содержание

Ведение 4
1 Миграция трудовых ресурсов 5
1.1 Классификация миграции трудовых ресурсов 7
1.2 Экономические последствия миграции трудовых ресурсов,
Понятие «утечка мозгов» 9
1.3 Экономические эффекты миграции трудовых ресурсов 11
2 Масштабы и направления международной трудовой миграции 12
2.1 Масштабы трудовой миграции по миру 14
2.2 Масштабы трудовой миграции по России 17
2.3 Последствия миграции для рынка труда РФ 22
2.4 Что нужно сделать для выхода из кризиса 24
3 Государственное регулирование трудовой миграции в РФ 27
Заключение 29
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая моя.docx

— 62.21 Кб (Скачать документ)

         Число официально работающих в России трудовых мигрантов, по данным Федеральной миграционной службы (ФМС), постоянно увеличивается. В 2006 году оно превысило 1 млн. человек. Однако, по экспертным оценкам, численность нелегальных трудовых мигрантов в России колеблется сегодня в пределах 6–12 млн. человек.

          По официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% – в торговле, 10% – в промышленности, 7% – в сельском хозяйстве, 5% – на транспорте. Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому. По данным опросов, около 20% мигрантов приезжают в Россию не более чем на полгода. Более половины мигрантов надеются на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают перспективу постоянного жительства и натурализации в России.  

Таблица 1 - Численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в России (2000 г.)  

Страны Численность, тыс. чел.
из  стран вне СНГ 106, 90
Китай 26, 20
Словакия 0, 60
из  стран СНГ 106, 40
Украина 64, 10
Белоруссия 0,010
Всего 213,30

    

         Их общая численность достигла 250 тыс. человек,  распределяясь примерно наполовину между странами ближнего и дальнего зарубежья.

         Не вся рабочая сила из-за рубежа учитывается: многие мигранты, особенно из Украины и других бывших союзных республик, работают нелегально.

    

 Таблица 2 - Распределение численности иностранных граждан, привле-каемых на работу в России, по полу и возрасту граждан (тыс. чел.)

Возраст Мужчины Женщины Всего
16-17 1, 30 0, 20 1, 50
18-29 47, 70 6, 40 54, 10
30-39 70, 10 8, 50 78, 60
40-49 49,10 5, 90 55, 30
50-55 17, 50 1, 20 18, 60
56 и  старше 4, 60 0, 60 5, 20
Всего (2000 г.) 190, 50 22, 80 213,30

          Количество вернувшихся в Россию  в 1991–2001 гг. соотечественников оценивалось  рядом экспертов в 11 млн человек.  Но на Чрезвычайном съезде  в защиту мигрантов (21–22 июня 2002 г.), созванном переселенческими  и правозащитными организациями  в знак протеста против принятых  в том, же году жестких, по  сути направленных против мигрантов-соотечественников  законов «О гражданстве Российской  Федерации» и «О правовом положении  иностранных граждан в Российской  Федерации», была озвучена совсем  иная цифра – 8,6 млн. человек.  

         Согласно полученным результатам, в 1989–2004 гг. в Россию из ближнего зарубежья прибыло 5430 тыс. русских, из которых свыше 2 млн. затем вернулись обратно, столкнувшись на исторической родине «не только с материальными трудностями, но и с неблагожелательным отношением со стороны государства». Иначе говоря, итог реализации русского мигра-ционного потенциала ближнего зарубежья оказался достаточно скромным. Конечно, полученная оценка численности оставшихся в России мигрантов достаточно консервативна - она основывается в основном на учете при-бывавших на постоянное место жительства (ПМЖ). Эксперты Всемирного банка, изучавшие зависимость размеров денежных переводов мигрантов от интенсивности и других параметров миграционных потоков в Восточной Европе и на постсоветском пространстве, неожиданно для себя обнаружили, что население России на 1,2% больше, чем было зафиксировано переписью. Они объясняют это расхождение недоучетом некоторых видов миграции, в особенности временной и так называемой цикличной миграции - когда мигранты прибывают на сезон сельскохозяйственных работ, затем выезжают и вновь возвращаются к очередному циклу сельскохозяйственных работ. Очевидно, что устаревшая практика учета в основном приезжающих на ПМЖ противоречит новейшим тенденциям: многие мигранты, даже годами находящиеся в стране пребывания, предпочитают делать это на формально временной, а не на постоянной основе.

         Для полноты картины следует добавить, что Россия вступила в период масштабной убыли трудоспособного населения, который будет длиться примерно до 2024 г. Всего с 2005 г. по 2024 г. по возрастным критериям на пенсию могут выйти 49 млн 486 тыс. человек, а вступят в трудоспособный возраст только 29 млн 955 тыс. человек. Итоговая убыль занятого населения потенциально составляет 19 млн 530 тыс. человек. Конечно, эту цифру можно уменьшить, повысив возраст выхода на пенсию как для мужчин, так и для женщин, что, вероятнее всего, и придется сделать. Но в любом случае России потребуются миллионы работников, получить которых возможно будет только из-за рубежа. Это очевидная неизбежность. Никакими заклинаниями типа «Россия для русских» тут не поможешь. Чтобы иметь в будущем какую-то перспективу, русским надо заводить как можно больше детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2.3 Последствия миграции для рынка труда РФ  

        В настоящее время в России существуют или находятся в стадии создания не менее десяти систем сбора статистической информации, касающейся отдельных категорий мигрантов, но значительная недооценка реальной миграции остается главным недостатком современного текущего учета. Миграционная политика любого государства должна иметь коли-чественные ориентиры. Без них невозможно определить цели и объемы деятельности, обеспечивающей управление миграционными потоками, вычислить сопряженные с нею расходы и прогнозировать ее результаты.

         Специалисты знают, что из всех видов движения населения миграция наиболее трудно поддается учету. Тем не менее до недавнего времени учет миграции в России велся сравнительно успешно. Однако стремительные изменения геополитической и экономической обстановки на пространстве бывшего СССР не только привели к кардинальным сдвигам в направлениях и характере миграционных потоков, но и отразились на состоянии нормативной базы, регулирующей, в частности, учет мигрантов. С середины 1990-х годов его качество начало резко ухудшаться, и в настоящее время положение дел в этой области можно считать критическим. Мы считаем необходимым говорить именно о кризисе статистики миграции в России.          Управление миграционными процессами объявлено одним из государственных приоритетов, но осуществляется оно в условиях, когда: 

  • в стране не существует ни одной национальной системы учета, дающей правильное и полное представление о величине миграционных потоков и их структурных характеристиках;
  • отлаженная в течение десятилетий система текущего учета миграции не опирается на адекватную первичную информацию и практически не может служить инструментом анализа, а новые системы не созданы или только создаются; 
  • предпринимаются попытки использовать другие источники данных, обычно не отвечающие критериям полноты и точности и не обеспечивающие сбор необходимых статистических данных; 
  • открытая государственная статистика все чаще подменяется закрытыми ведомственными источниками, которые используют ненадежные методы сбора информации и поэтому не могут считаться вполне достоверными.

Основная проблема состоит в том, что учет категории мигрантов отражает лишь количество разрешений на право трудовой деятельности в Российской Федерации, выданных иностранным гражданам. Например, в 2003 году было выдано около 378 тысяч таких разрешений. Отсюда вовсе не следует, что все эти люди находились на территории России в течение года, поскольку занятость иностранцев испытывает сезонные колебания. Велика вероятность включения в отчетность разрешений, выдаваемых повторно одним и тем же работникам. Поэтому данные ФМС могут служить лишь косвенным и крайне ненадежным индикатором занятости иностранцев в России. Ведущие международные эксперты отмечают, что для получения реальной картины первичные и повторные разрешения должны непременно фиксироваться раздельно; желательно также указывать срок действия контракта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          2.4 Что нужно сделать для выхода из кризиса

         Идеальных систем учета миграции не существует, их нет даже в странах, где статистическое дело налажено хорошо. Все источники данных имеют какие-то изъяны. Известные недостатки были присущи и текущему учету миграции в нашей стране. Однако создание новых систем потребует длительного периода становления и отладки. Поэтому важно сохранить в рабочем состоянии те механизмы, которые достаточно хорошо работали на протяжении десятилетий и могут успешно функционировать еще многие годы.

         Для того чтобы поправить положение, не требуется ни значительных финансовых затрат, ни сложных организационных мер. Необходимо лишь понять, что учет мигрантов не может быть внутренним делом какого-либо одного ведомства, в первую очередь - МВД.В настоящее время Федеральная миграционная служба становится главной государственной структурой, аккумулирующей сведения о международной и внутренней миграции. Слияние ФМС с паспортно-визовой службой сделало это подразделение своего рода монополистом в области статистической информации о мигрантах разных категорий. Поэтому чрезвычайно важно определить позицию ФМС в отношении качества данных, которые она будет собирать и обрабатывать. Следует избежать весьма вероятных и крайне нежелательных ограничений доступа к агрегированной информации.

         Подход к решению этого вопроса кратко можно сформулировать следующим образом.

        1. Категории мигрантов, подлежащих учету, процедуры сбора первичных данных, их накопления, обработки и распространения должны определяться специальными нормативными актами. Главная задача - при-ведение в порядок нормативно-правовых основ учета мигрантов. Необхо-димо не только ревизовать существующие акты, но и создать новые, которые позволят сформировать более эффективную систему сбора статистической информации.

          2. Отлаженная в течение десятилетий система, использовавшая листки статистического учета мигрантов, позволяла получать достаточно разностороннюю информацию, пригодную не только для описания, но и для анализа миграционных процессов в нашей стране. Эта система по-прежнему работоспособна, обеспечена техническими и кадровыми ресурсами. Единственное обстоятельство, мешающее ее эффективной работе, - качество исходных данных, получаемых из МВД. Поэтому следует восстановить текущий учет миграции, составляя первичные учетные документы для всех мигрантов, граждан РФ и иностранцев, если они намереваются проживать в новом месте не менее года. Если в работу МВД внести необходимые коррективы, то государственная статистика миграции будет соответствовать рекомендациям ООН и мы получим надежные данные для корректного описания, анализа и прогнозирования миграционной обстановки. Для этого имеются все необходимые ресурсы. Дело за МВД, которое должно, наконец, принять новую инструкцию о регистрации, позволяющую грамотно и логично вести учет мигрантов.

          3. Как уже сказано, центральный банк данных по учету иностранных граждан находится в стадии конструирования. Необходимо сделать этот процесс предметом профессиональной дискуссии, чтобы учесть интересы главных потенциальных пользователей - в первую очередь Федеральной службы государственной статистики. Следует обратиться с соответству-ющим предложением к МВД (главному заказчику) и Министерству информа-ционных технологий и связи РФ (организации, финансирующей проект).

          4. Необходимо провести межведомственный семинар, в ходе которого все федеральные органы и службы, собирающие данные о мигрантах разных категорий, - МВД (прежде всего ФМС и недавно включенное в ее состав Паспортновизовое управление), Министерство образования и науки и др., - могли бы выработать совместную стратегию, определяющую качество собираемых данных и их сопоставимость, а также обсудить, какие показа-тели можно рассчитать на их основе. В числе обсуждаемых вопросов должны быть условия распространения полученной информации и ее доступность для пользователей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РФ

         Для России проблема международной  трудовой миграции на сегодняшний  день является крайне актуальной, при этом значимую долю на  рынке труда занимает нелегальная  миграция. Константин Ромодановский,  директор Федеральной миграционной  службы (ФМС), отмечает, что совокупный  годовой заработок мигрантов,  работающих в России, составляет  приблизительно 20 млрд долларов, а  по данным Центрального Банка  России, в прошлом году мигранты  вывезли из страны более 3 млрд  долларов в виде денежных переводов  и более 10 млрд долларов наличными.  Чиновник отметил, что ежегодно  в Россию приезжают более 20 млн мигрантов (это почти 20% от численности трудоспособного  населения страны), половина которых  осуществляет свою трудовую деятельность  нелегально.

         В то же время, по данным Федеральной миграционной службы, с учетом того, что зарплата нелегального мигранта обычно в два-три раза ниже, чем у гражданина России, вклад мигрантов в ВВП России составляет не менее 50 млрд долларов, что является ощутимым для российской экономики.

Информация о работе Государственное регулирование трудовой миграции в РФ