Государственный бюджет и его роль в финансовой системе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3 стр.

Глава I. Понятие и структура финансовой системы……………………………...4 стр.
1.1 Финансовая система Российского государства…………….……………….4 стр.
1.2. Доходы как элемент финансовой системы Российского государства…...10 стр.

Глава II. Бюджетная система и её уровни
2.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации……………………………………………………………12 стр.
2.2. Принципы бюджетной системы……………………………….…………...17 стр.
2.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов…………………………………………………………………..........................22 стр.
Глава III. Структура государственного бюджета
3.1. Структура доходов.…………………………………………………………27 стр.
3.2. Структура расходов………………………………………………………..30 стр.
Заключение………………………………………………………………………...27 стр.

Список используемой литературы……………………………………………….29 стр.

Работа состоит из  1 файл

Министерство экономического развития и торговли РФ.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)


 

Министерство экономического развития и торговли РФ

Российский государственный торгово-экономический университет

Кемеровский Институт (филиал)

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету «Экономическая теория»

на тему: «Государственный бюджет и его роль в финансовой системе России»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1-го курса

факультета менеджмента

группы СМ-071, Новосёлова Е. В.

 

Руководитель:

к. э. н., доцент Лямкин И. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово – 2008

Содержание.

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………….3 стр.

 

Глава I. Понятие и структура финансовой системы……………………………...4 стр.

1.1 Финансовая система Российского государства…………….……………….4 стр.

1.2. Доходы как элемент финансовой системы Российского государства…...10 стр.

 

Глава II. Бюджетная система и её уровни

2.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации……………………………………………………………12 стр.

2.2. Принципы бюджетной системы……………………………….…………...17 стр.

2.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов…………………………………………………………………..........................22 стр.

Глава III. Структура государственного бюджета

3.1. Структура доходов.…………………………………………………………27 стр.

3.2. Структура расходов………………………………………………………..30 стр.

Заключение………………………………………………………………………...27 стр.

 

Список используемой литературы……………………………………………….29 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из финансовых звеньев не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных хозяйственных субъектов, показывает, соответствует ли размер ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

 

1.                  Понятие и структура финансовой системы

1.1. Финансовая система Российского государства

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств. Однако отождествление понятий «финансы» и «деньги» ошибочно по своей сути, так как для одной и той же категории нет необходимости в обозначении разными терминами.

На самом деле понятие финансов намного шире, и оно означает совокупность денежных отношений, организованных государством в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. Таким образом, финансы формируют различные отношения, в связи с чем заходит речь о функционировании финансовой системы, так как финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев, обслуживая многообразные потребности общества, охватывая своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.

При этом, под финансовой системой РФ понимают:

                                                                совокупность финансовых отношений, которые способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов,

                                                                совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность,

                                                                она отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Таким образом, финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, т.е. это система форм и методов образования, распределения и использования денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:

1) государственную бюджетную систему, состоящую из: республиканского бюджета; бюджетов национально-государственных и админинстративно-территориальных образований; местных бюджетов;

2) внебюджетные специальные фонды, которые имеют строго целевое назначение – расширить услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики;

3) государственный кредит, который является особой формой кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами;

4) фонды страхования;

5) финансы предприятий различных форм собственности, которые составляют основу финансов и формируют преобладающую часть финансовых ресурсов.

При этом, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок составляют общегосударственные финансы, являющиеся одной из подсистем финансовой системы. Эти блоки финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. А государственные, муниципальные, частные, акционерные, арендные и общественные финансы составляют финансы хозяйствующих субъектов, причем финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Анализ закономерностей развития финансов в разных усло­виях общественного воспроизводства свидетельствует о нали­чии общих признаков в их содержании. Это обусловлено со­хранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделя­ют два: развитие товарно-денежных отношений и существова­ние государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Финансовая система государства воспроизводит все процессы по распределению ВНП. Поэтому политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики.

Наиболее распространенным принципом построения финансовой системы государства в настоящее время, является принцип фискального федерализма, используемый в том числе и при формировании финансовой системы России.

Сущность данного принципа сводится к четкому разграничению функций между отдельными звеньями финансовой системы. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом, - расходах на оборону, внешних сношений государства, космос и др.

Местные органы власти финансируют нужды территорий. Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный (федеральный) бюджет.

То есть, финансовая система в целом — совокупность различных сфер и уровней фи­нансовых отношений, в процессе которых образуются и использу­ются фонды денежных средств; а каждое звено финансовой системы пред­ставляет собой определенную сферу финансовых отношений. При этом взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев фина­нсовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Финансовая система включает в себя две сферы финансовых отношений: централизованные финансы, к которым относят такие звенья, как:

1) федеральный бюджет,

2) региональные бюджеты,

3) местные бюджеты

4) внебюджетные фонды,

и децентрализованные финансы, включающие следующие звенья:

1) финансы предприятий

2) финансы домашних хозяйств.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Децентрализованные зачастую используются на микроуровне, а в современных условиях они также все больше применяются и на макроуровне.

Необходимо заметить, что основу финансовой системы составляют децентрализованные финансы, так как с их помощью в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. Финансы предприятий участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны - национального дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.

Финансы домашнего хозяйства лишь недавно включены в систему децентрализованных финансов как одно из его звеньев. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Нельзя забывать, что определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.

В формировании децентрализованных финансовых ресурсов, создаваемых на микроуровне, есть достаточно схожие черты как при их формировании на предприятии, так и при формировании семейного бюджета. На предприятиях происходит процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), тем самым осуществляется процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда. В домашнем же хозяйстве происходит процесс обособления конкретных целевых фондов для потребления, отдыха, приобретения товаров длительного пользования и т.д.

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в финансовой системе России