Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:16, реферат
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями,
организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.
Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они,
во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником
которого является государство (в лице соответствующих органов влас¬ти) и,
во-вторых, связаны с формированием и использова¬нием централизованного фонда
денежных средств, предназначен¬ного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Понятие государственного бюджета.
Особенности государственного бюджета как самостоятельной экономической категории.
Функции государственного бюджета.
Основные показатели государственного бюджета.
Доходы.
Классификация и состав доходов.
Официальные трансферты.
Расходы.
Классификация и состав расходов.
Превышение доходов над расходами (профицит) и превышение расходов над
доходами (дефицит).
Причины бюджетного дефицита и способы решения этой проблемы.
Бюджет Гагаузии и инвестирование государства
Заключение.
.
3. Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации
денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также
от решаемых обществом экономических задач.
Официальные трансферты.
Официальные трансферты (в государственном бюджете) — это безвозмездные,
невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный,
единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репарации),
полученные от других учреждении государственного управления (отечественных и
зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных,
невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников
включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций,
направляемых на строительство больниц).
Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита)
Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные
трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые
сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные
официальные трансферты» выделяется в классификации в отдельный раздел, чтобы
можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.
Расходы.
Расходы — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли
они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие
или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного
управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его
использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый
из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.
Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и
общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная -
их величину.
Классификация и состав расходов.
Расходы в новой бюджетной классификации распределяются в соответствии с
международными рекомендациями по функциональному, экономическому и
ведомственному принципам группировки бюджетных расходов. Традиционные и
приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности
государства вытекают из его основных функций. Функциональная классификация
расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направления финансов на выполнение основных функции государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие).
1. Функциональная классификация расходов:
1) Государственное управление и местное самоуправление
2) Судебная власть
3) Международная деятельность
4) Национальная оборона
5) Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
6) Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
7) Сельское хозяйство и рыболовство
8) Охрана окружающей среды и природных ресурсов,
9) Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
10) Развитие рыночной инфраструктуры
11) Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство
12) Образование
13) Культура и искусство
14) Средства массовой информации
15) Здравоохранение и физическая культура
16) Социальная политика
17) Обслуживание и погашение государственного долга
18) Пополнение государственных запасов и резервов
19) Региональное развитие
20) Прочие расходы;
Для большей части государственных расходов можно однозначно определить, к
какой из функций государства они относятся.
2. Функциональная классификация дополняется экономической
классификацией расходов бюджета. В ней выделены три группы расходов:
1) Текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов,
субсидии и текущие трансферты);
2) Капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, создание
государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных
активов, капитальные трансферты);
3) Предоставление кредитов за вычетом погашения
Динамика бюджетных показателей свидетельствует, что бюджет, особенно в
последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической
функцией государства. С переходом на рыночные основы
хозяйствования акценты в распределении бюджетных средств непременно
сместятся, отразив, во-первых, усиление социальной функции государства,
во-вторых, изменения в содержании и направленности экономической функции.
В общем случае, расходы бюджета подразделяются на две группы:
1. Бюджет текущих расходов
2. Бюджет развития, куда включаются расходы, связанные с расширенным
воспроизводством.
Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные
. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи
не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Сокращение может
производиться только по защищенным статьям.
Превышение доходов над расходами (профицит) и превышение расходов над доходами.
Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета
исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы
расходов и «кредитования минус погашение».
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к
разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет
государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с
бюджетным дефицитом.
Общий объем финансирования дефицита (профицит) равен величине дефицита
(профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита
он может быть определен как:
Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных
финансовых средств.
В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.
Государственный долг — неоплаченная сумма официально признанных прямых
обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами
экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в
прошлом и должна быть погашена посредством операции этих учреждений в будущем
или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются
внутри- и межструктурные долги различных подсекторов государственного
управления, для которых составляется статистика, обязательства органов
денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных
средств, и прочие обязательства этих органов, а также необслуживаемые долги,
выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по
договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, и
любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.
Для аналитических целей наряду с основными показателями применяются другие
показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в
проведении экономической и социальной политики. Исходной посылкой при
формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру
государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой
деятельности государства, расходы необходимы для удовлетворения
общегосударственных потребностей.
Год за годом население Молдовы ожидает повешение налогов, а в частности акцизы Большинство населения, конечно, мало волнует поднятие акциза на драгоценные изделия, автомобили с большой мощностью двигателя и сигары из натурального табачного листа.
Оно и понятно: страна у нас беднейшая в Европе, покупать бриллианты и роскошные джипы в кризис могут только те, кто курит эти самые сигары из натурального листа. С тем, чтобы эта часть граждан внесла дополнительную лепту в госбюджет, народ согласен на все 100%. Рост акцизов на сигареты и алкогольные напитки затрагивает уже намного большее число людей. А вот чего ждать потребителю от новых акцизов на бензин?
Ведь прямо или косвенно этот налог коснется всех жителей Молдовы. Начнем с общеизвестного - всякое государство живёт за счёт своих граждан. Граждане платят налоги, которыми государство распоряжается - во благо ли всему народу, или узкому кругу особоприближенных - это уж как повезет. В любом случае государству приходится сталкиваться с проблемой пополнения бюджета, поскольку расставаться со своими кровными население обычно очень не любит.
Вопрос, как заставить своих граждан делиться доходами с властью, в разные времена, в разных странах решался по-разному. В современном мире, конечно, уже нигде не выбивают подати палками, да и долговые ямы давно все закопаны. Сейчас правительства действуют цивилизованно, а потому стараются придумывать такие налоги, которые изымали бы у народа деньги практически незаметно. То есть были бы не прямыми, а косвенными. Одними из первых косвенных налогов стали пошлины и акцизы. Позднее к ним добавился еще налог на добавленную стоимость.Акциз, как он есть
Итак, как изменения акцизов, предложенные правительством Молдовы, коснутся каждого из нас? Оставим пока «греховные» продукты, такие как сигареты и алкоголь. Остановимся подробнее на бензине. Законопроект предусматривает, что цена акциза за тонну бензина вырастет с нынешних 1800 леев до 2700 (т.е. на 50%). Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать простую вещь — принятие закона неминуемо приведет к подорожанию топлива. «Акциз — это налог на конечного потребителя. И литр бензина для автолюбителей подорожает минимум на 75 банов. При том что и сейчас он недешевый. А если курс доллара и в дальнейшем будет скакать, как мы видели в последнее время, то рост будет еще больше», — сказал «МВ» председатель Союза транспортников и дорожников РМ Евгений Дацко.
Новый министр транспорта еще в октябре на общем собрании транспортников пообещал, что 80% от заработанных на повышении акцизов денег (речь идет о сумме порядка 386 млн. леев) пойдет на строительство дорог и улучшение качества существующего покрытия. И тогда работники отрасли поддержали поднятие акциза, ведь хорошие дороги позволяют автолюбителям экономить до 20% топлива. При этом значительно сокращается количество автомобильных аварий, в том числе со смертельным исходом.
Однако ожидания транспортников и дорожников не оправдались - правительство не выполнило своего обещания: согласно утвержденному на 2010 год бюджету страны, на дорожное строительство выделено только 50% доходов от сбора акциза на бензин. «В той критической ситуации, в которой находятся автодороги, и 50% будут огромной поддержкой для отрасли, – уверен Е.Дацко. – Но вопрос в том, получим ли мы хотя бы эти деньги?»
Опасения нашего собеседника вполне оправданы. Бюджетом на 2009 год было предусмотрено выделить в Дорожный фонд - куда поступают средства не только от акциза на топливо, но и от дорожного сбора - 515 млн. леев на ремонт и содержание автодорог. С начала года и по состоянию на начало ноября Министерство финансов перечислило 145 млн. леев. Практически Минфин застопорил функционирование отрасли.
В дорожно-строительных организациях зарплата работникам не выплачивалась по три месяца. Новому министру с трудом удалось выбить еще 20 млн. леев, которые, по сути, являются старыми долгами и давно должны были быть в Дорожном фонде. Таким образом, что на сегодняшний день Дорожный фонд получил всего 165 млн. из 515 млн. леев! Это примерно 32% от суммы, предусмотренной государственным бюджетом.
Во всех странах, где акциз направляется на развитие дорожной инфраструктуры, прекрасно знают, куда именно идут эти средства. Поэтому, прежде чем повышать цены на бензин, нужно бы навести порядок в целевом использовании полученных денег. В 2008 году правительство утвердило Стратегию инфраструктуры дорог на 2008-2017 год. В документе приведены расчеты: длина автодорог, которые должны быть построены и отремонтированы, сумма, требуемая на каждую из них, и т.д. Осталось выполнить пункты этой Стратегии, иначе дело с места так и не сдвинется.В Молдове акцизный сбор на бензин составлял с 1999 года 600 леев за тонну и не менялся до декабря 2008 года, когда его размер увеличился до 1200.
В 2009 году акциз на бензин вырос до 1800 леев за тонну и вырастет еще до 2700 леев. Но разве стали за это время наши дороги лучше?! Недавно США выделили Молдове грант, из которого 132 миллиона долларов должны быть инвестированы в дорожную инфраструктуру. Из китайского миллиарда, помнится, на эти цели запланирована тоже солидная сумма.
Поступление налогов в госбюджет с территории Гагаузии и инвестиции.
Как сообщила пресс-служба Башкана Гагаузии, 15 февраля на аппаратном совещании Ю. Фролов, начальник Главного управления налогового администрирования и финансового контроля Гагаузии, представил Башкану Гагаузии отчетные данные о предприятиях автономии, полностью уплативших налоги в 2009 году. Башкан Гагаузии М. Формузал, в качестве поощрения добросовестных налогоплательщиков, отдал распоряжение представить к награде орденом «Gloria Muncii» руководителей предприятий «Asena Textil» и «Arnaut Petrol». Эти предприятия произвели наибольшие выплаты в республиканский и региональный бюджеты.
К началу нового года Народным собранием Гагаузии (НСГ) был принят бюджет автономии, в 141008 тыс. лей, из них 24540 лей – трансферты из республиканского бюджета, который был опубликован в приложении газеты «Вести Гагаузии» – «Бюллетене официальных документов Гагаузии» №1 (42).Как отмечает региональная газета «Единая Гагаузия», «принятый бюджет не достаточен для нашего региона. В перерасчете на численность населения Гагаузии получается 940 лей на одного жителя автономии в год, а это составляет всего 73 долл. Это не бюджет развития и даже не бюджет стабилизации. Это бюджет дальнейшей деградации АТО Гагауз Ери. На капитальные вложения в бюджете предусмотрено всего 3 млн. лей, что составляет всего 234 тыс.долл.».
Информация о работе Государственный бюджет и налоги в РМ. Субвенции и субсидии