Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:08, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Введение……………………………………………………………………
1. Теоретические основы государственного бюджета…………..........
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства…..
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан…………………………
1.3 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан..
2. Анализ процесса формирования и исполнение бюджета…………..
2.1 Прогнозирование поступлении в бюджет........................................
2.2 Формирование расходов
2.3 Процесс исполнения бюджета и проблемы нецелевого
использования бюджетных средств.....................................................
2.4 Оценка государственного бюджета на 2011 год.................................
3. Основные напрвления совершенствования процесса
формирования и исполнения бюджета................................................
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства
Республики Казахстан на решение проблем налогово-бюджетной
политики...............................................................................................
Заключение ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
Бюджетная заявка состоит из четырех частей:
-перечень бюджетных программ (подпрограмм) и суммы затрат по ним;
-пояснительная записка к каждой бюджетной программе;
-проект паспорта каждой бюджетной программы, включенной в бюджетную заявку.
Бюджетная заявка является основой для составления плана финансирования программ (подпрограмм) и сводного плана финансирования. Бюджетная заявка подписывается руководителем администратора программ. В бюджетной заявке указывается фамилия, имя, отчество, должность, рабочий телефон ответственного исполнителя соответствующего администратора программ.
Бюджетная политика в области реструктуризации расходов основывается на оценке относительной эффективности участия государства в различных отраслях экономики и на сокращении финансирования за счет бюджетных средств несвойственных и нецелесообразных направлений участия государства. Это дает возможность концентрации бюджетных средств на комплексном решении приоритетных направлений развития экономики с одновременным выполнением текущих обязательств государства.
Создание действенной системы экономического и бюджетного планирования, оптимизация и унификация программных документов, разработка методики их оценки будет способствовать установлению четкой взаимосвязи мероприятий, предусмотренных бюджетными программами, с расходами бюджета, повышению эффективности использования бюджетных средств.
2.3 Процесс исполнения бюджета и проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Государство заинтересовано в увеличении ресурсов за счет повышения эффективности производства и услуг в отраслях экономики и сферах деятельности, соблюдения режима экономии средств, а также более полного привлечения налоговых средств.
Исполнение республиканского бюджета начинается после его утверждения на совместном заседании палат Парламента РК не менее чем в двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года. Правительство РК по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организуют порядок исполнения бюджета в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РК «Правилами исполнения республиканского и местных бюджетов». Эта стадия бюджетного процесса включает в себя исполнение бюджета по поступлениям и по расходам.
Немаловажное значение при исполнении бюджета имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета. Такое распределение бюджетных средств осуществляется по росписи доходов и расходов. Роспись - это основной оперативный план распределения расходов - доходов бюджета по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств. В течение года в соответствии с утвержденной бюджетной росписью потребители бюджетных средств - администраторы бюджетных программ - получают бюджетные средства, выделяемые на цели, предусмотренные бюджетными программами.
Исполнение местных бюджетов осуществляется на основании поквартальной разбивки по росписи доходов и расходов областного бюджета, бюджетов городов республиканского и областного значения и бюджетов районов, которые составляются в пределах сумм утвержденных бюджетов.
Один из важнейших принципов функционирования бюджетной системы - принцип самостоятельности - предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако не всегда этот принцип в полной мере реализуется, поэтому возникает необходимость в перераспределении доходов между уровнями бюджетной системы. Такое несоответствие в бюджетных системах ряда зарубежных стран решается с помощью закрепленных и регулирующих доходов.
Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы - доходы, в целях сбалансированности доходов и расходов поступающие в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по; нормативам, утвержденным в установленном - порядке; на соответствующий финансовый год. Нормативы отчислений от регулирующих налогов дифференцируются в разрезе региональных бюджетов в целях, их сбалансирования до минимально необходимого уровня.
Возврат на контрольные счета наличности республиканского и местных бюджетов неправильно произведенных платежей, сумм гарантийного взноса, внесенного государственным учреждением для участия в торгах, аукционах, конкурсах при несоответствии предъявляемым требованиям, и погашение дебиторской задолженности текущего года осуществляется путем увеличения суммы невыполненных обязательств и уменьшения кассовых расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации.
Исполнение бюджета по расходам заключается в осуществлении мероприятий, направленных на выполнение бюджетных программ (подпрограмм), финансируемых за счет, бюджетных средств. При этом исполнение допускается в пределах сумм, не превышающих величину средств, утвержденных Законом о республиканском бюджете и в решении маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год, с учетом внесенных изменений и дополнений. Осуществление мероприятий, связанных с направлением бюджетных денег на цели, не предусмотренные паспортом бюджетной программы, также входит в процесс исполнения бюджета, к примеру, выполнение инкассовых распоряжений судов.
Планы финансирования бюджетных программ (подпрограмм) по обязательствам государственного учреждения являются основными документами по исполнению бюджета, поскольку в нем определяются объемы средств, в пределах которых государственное учреждение имеет право принимать обязательства для реализации мероприятий, предусмотренных в паспортах. Помесячное распределение годовых сумм плана финансирования по обязательствам государственного учреждения должно соответствовать срокам принятия обязательств согласно срокам реализации мероприятий по каждой бюджетной программе, предусмотренных в паспорте в течение соответствующего финансового года.
Сводные планы поступлений составляются исходя из установленных сроков платежей в бюджет в соответствии с законодательными актами. При этом учитываются динамика среднемесячных поступлений в бюджет в предыдущие годы, результаты анализа динамики доходности государственных ценных бумаг и уровня спроса и предложения на рынке ценных бумаг, условия заключенных кредитных соглашений и договоров (соглашений) о займах.
Сводные планы составляются в соответствии с помесячным распределением утвержденных годовых сумм доходов и расходов бюджетов всех уровней. Эти планы уточняются путем внесения в них изменений в установленном действующими Правилами порядке, а также на основе детальных планов финансирования республиканских и местных бюджетных; программ, государственных учреждений, которые в сумме не должны превышать объемы сводных планов финансирования соответствующих бюджетов.
Очевидно, без борьбы с нецелевым использованием (а по сути разворовыванием) средств государственного бюджета говорить ни о какой оптимизации расходов не имеет смысла. Нецелевое использование бюджетных средств в Казахстане стало массовым явлением. Должного контроля за тем, как Правительство, областные (республиканские) или местные власти расходуют бюджетные деньги, нет во многом потому, что его порядок не определен Конституцией. Правда, Счетная палата проверяет исполнение доходных и расходных статей государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проводит финансовую экспертизу проектов государственных законов, нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих госбюджет. Но этого недостаточно.
Парламент имеет право заслушать отчет правительства об исполнении бюджета и не утвердить его, если было нарушение. Но только Президент РК может отстранить от должности конкретного чиновника, виновного в нарушении закона «О государственном бюджете». В итоге торжествует известный с советских времен принцип: «не важно, что записано в законе, важно, как к моим действиям относится начальник».
Неоднократно предлагалось, во-первых, внести в Конституцию поправку, дающую право парламенту гласно контролировать исполнение бюджета в течение года, причем не только по Государства в целом, но и по отдельному ее субъекту, городу, району; во-вторых, включить в законодательство статьи о конкретной ответственности чиновников за нарушение закона «О бюджете» (направил деньги не туда, куда должен был направить по закону, - отвечай по всей строгости Административного и Уголовного кодексов). При этом возбуждать дело по факту правонарушения должна прокуратура на основе депутатских запросов.
В Казахстане общественный контроль за бюджетными расходами, в связи со слабостью институтов гражданского общества, фактически отсутствует.
2.4 Оценка государственного бюджета на 2011 год
Основные параметры проекта республиканского бюджета на 2011 год предлагаются в следующих объемах: 1) доходы – 1,929 трлн. тенге, в том числе по: налоговым поступлениям – 1,427 трлн. тенге; неналоговым поступлениям – 40,8 млрд. тенге; поступлениям от продажи основного капитала – 8,4 млрд. тенге; поступлениям официальных трансфертов – 453,2 млрд. тенге; 2) затраты – 1,934 трлн. тенге; 3) дефицит – 133,1 млрд. тенге,
Доходы. Поступления республиканского бюджета на 2011 год определены в объеме 4 049,5 млрд. тенге. В налоговых поступлениях 2011 года значительную долю занимают поступления по НДС, корпоративному подоходному налогу (КПН).
Основными плательщиками КПН являются крупные предприятия обрабатывающей промышленности, транспорта и связи. На наш взгляд, в эту категорию плательщиков должны были войти также финансовые институты (банки) и сфера торговли, так как они получают больше прибыли, к тому же их деятельность финансово непрозрачна (теневая часть).
В структуре неналоговых поступлений наибольший удельный вес приходится на доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности (около 50%) - это поступления арендной платы за пользование военными полигонами и комплексом «Байконур».
1 – доходы от аренды имущества, находящегося в госсобственности
2 – прочие неналоговые поступления
3 – дивиденды на госпакеты акций, находящиеся в госсобственности
4 – прочие доходы от госсобственности
5 – поступления от реализации товаров (работ, услуг) госучреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета
6 – вознаграждения (интересы) по кредитам, выданным из госбюджета
7 – гранты
8 – поступления части чистого дохода государственных предприятий
При этом особое внимание надо уделить поступлениям части чистого дохода государственных предприятий, дивидендам на государственные пакеты акций, находящиеся в госсобственности, национальных компаний и финансовых институтов. Данную проблему поднял Глава государства на заседании Совета безопасности. Например, от 140 государственных предприятий в бюджет планируется получить чистый доход в размере всего лишь 1,2 млрд.тенге, когда эта цифра могла бы быть в 3 раза больше. Дивиденды на госпакеты акций 64 акционерных обществ составляют 5,5 млрд.тенге, что также может быть увеличена в 2 раза. Возникает вопрос, почему мало, где фискальные органы или фактор улучшения администрирования.
Затраты. По проекту республиканского бюджета на 2011 год абсолютные размеры бюджетных затрат для социальной сферы составляют 4 651,9 млрд. тенге или увеличиваются до 469,9 млрд. тенге (прирост – 11,2%). Дефицит бюджета определен на уровне 2,8 % к ВВП, что составляет в абсолютном выражении 602,5 млрд. тенге в 2011 году.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
Для решений проблем налогово-бюджетной политики, которые были озвучены выше Правительством Республики Казахстан разработан проект Программы Правительства, в котором определено деятельность Правительства Республики Казахстан на 2009 - 2011 годы, которая будет направлена на практическую реализацию Стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года, изложенной Президентом Республики Казахстан в Послании народу Казахстана 10 октября 1997 года.
Приоритетные направления Программы Правительства Республики Казахстан сформированы на основе посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира» и от 28 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире», Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007 - 2024 годы.
Для поддержания макроэкономической стабильности и устойчивости налогово-бюджетной системы предусматриваются:
-обеспечение в среднесрочном периоде номинальных темпов роста расходов государственного бюджета, не превышающих номинальных темпов роста экономики;
-постепенное снижение ненефтяного дефицита бюджета;
-совершенствование механизма формирования и использования средств Национального фонда, направленного на повышение эффективности управления его активами;