Государственный бюджет: сущность, принципы формирования, методы компенсации дефицита бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение 4 1. Государственный бюджет и его роль в экономике 6

1.1. Понятие государственного бюджета, его структура 6

1.1.1. Доходы бюджета 9

1.1.2. Расходы бюджета 12

1.2. Принципы формирования бюджетной системы России 18

2. Дефицит государственного бюджета,

методы его финансирования 21

2.1. Понятие профицита и дефицита бюджета 21

2.2. Методы финансирования бюджетного дефицита 23

2.3. Государственный долг 25

Заключение 27

Список использованной литературы 31

Расчетная часть 32

Работа состоит из  1 файл

+++Курсовая по экономической теории.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

     1.2. Принципы формирования бюджетной системы России 

     Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • Единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • Самостоятельности бюджетов;
  • Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • Сбалансированности бюджета;
  • Эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • Гласности;
  • Достоверности бюджета;
  • Адресности и целевого характера бюджетных средств.

     Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций  за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

     Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

     Принцип самостоятельности бюджетов означает:

     - право законодательных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на каждом  уровне бюджетной системы самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс; 

     - наличие собственных источников  доходов бюджета каждого уровня;

     законодательное закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

     - право органов государственной  власти  и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с законодательством  определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

     - недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных при  исполнении законов (решений)  о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

     - недопустимость компенсации за  счет бюджетов других уровней  потерь в доходах и дополнительных  расходов, возникших в ходе исполнения  законов (решений) о бюджете,  за исключением установленных  законом случаев.

     Принцип полноты учета бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

     Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

     Принцип гласности означает: обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту  информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

     Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

     Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей (6, с. 91). 
 

2. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, МЕТОДЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 

     2.1.   Понятие профицита и дефицита бюджета

     Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами  называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты  всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:

  1. сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;
  2. сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета);
  3. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  4. увеличить расходы бюджета, в том числе за счёт передачи части доходов бюджетам других уровней.

     Если  эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить  налоговые доходы бюджета путём  внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.

     Если  профицит бюджета обнаружится в  процессе исполнения бюджета, то и здесь  его наличие не может быть оценено  однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более  экономного и эффективного использования  бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год .

     В последние годы государственный  бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и  почти всех местных бюджетов.

     Наиболее  сложная ситуация и наиболее часто  встречающаяся в экономической практике – дефицит бюджета, т.е. превышении расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов – это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов – это критический дефицит.

     Рост  бюджетных дефицитов явление  распространенное и даже закономерное. Причин тому множество: спад общественного  производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы (потери, прииски, хищения и т.п.). Но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата (2, с. 423).

     Бюджетный дефицит, несомненно, относится к  так называемым «негативным экономическим  категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.

     Следует заметить, что бездефицитность бюджета  ещё не означает «здоровья» экономики. Надо чётко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета. 

     2.2.   Методы финансирования бюджетного дефицита 

     Существует  несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита:

  1. Сокращение расходов государственного бюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряжённость и ведёт к уменьшению совокупного спроса, что, в свою очередь, снижает стимулы производства.
  2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведёт к уменьшению инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку снижает ёмкость рынка.
  3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счёт:
  • обращения государства за кредитов к национальным банкам;
  • превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств;
  • выпуска государственных ценных бумаг – облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами. 

     4. Выплата государственного  долга за счёт  увеличения предложения  денег на основе  их

     Эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведёт к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу это способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.

     Современные концепции экономической теории рассматривают бюджетный дефицит  как бомбу замедленного действия, которая рано или поздно взорвётся, ибо со временем будут исчерпаны возможности сокращения государственных расходов, увеличения налоговых поступлений, уменьшения государственного долга. Тогда государственный долг будет покрыт за счёт печатного станка при эмиссии денег, разрушая экономику гиперинфляцией.

     В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит.

     Структурный дефицит – это разность между  федеральными доходами и расходами  при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения  и текущих затрат правительства)  и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита (2, с. 437).

     Изменение структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, принципы формирования, методы компенсации дефицита бюджета