Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 14:42, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотреть государственный бюджет.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
1.изучить функции государственного бюджета;
2.рассмотреть понятие бюджетного дефицита и профицита;
3.рассмотреть виды государственного долга.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Общие принципы построения бюджетной системы
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета
1.3 Суть бюджетного дефицита и профицита
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2.1 Экономическая суть понятия государственного долга
2.2 Внутренний и внешний долг Российской Федерации
2.3 Государственный долг Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на операции с ценными бумагами;
г) таможенная пошлина;
д)
отчисления на воспроизводство минерально-
ж) платежи за пользование природными ресурсами;
з) налог на прибыль предприятий и организаций;
и) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;
к) гербовый сбор;
л) государственная пошлина;
м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
н) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
о) налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).
Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.
Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.
Основные параметры областного бюджета на 2008 год утверждены областным законом «Об областном бюджете на 2008 год» от 12 декабря 2007 года № 466-23-ОЗ. В отчетном периоде в областной бюджет были внесены изменения и дополнения областными законами от 13 декабря 2007 года № 474-23-ОЗ, от 06 февраля 2008 года № 477-24-ОЗ, от 23 апреля 2008 года № 506-26-ОЗ, от 28 июня 2008 года № 541-28-ОЗ, от 23 сентября 2008 года № 561-29-ОЗ.
Бюджет Омской области на 2008 год увеличен по расходам до 46073433,7 тыс. рублей, по доходам до 41917231,6 тыс. рублей. Превышение расходов над доходами увеличилось c 13,9 до 14,2 процента от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Объем безвозмездных поступлений, прогнозируемых к получению в 2008 году областным бюджетом, увеличился до 12656725,7 тыс. рублей (в том числе межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - до 12110266,5 тыс. рублей). Объем межбюджетных трансфертов, прогнозируемых к передаче в бюджеты муниципальных образований Омской области в 2008 году, увеличен до 13836412,0 тыс. рублей. Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, уменьшился до 2460056,7 тыс. рублей.
Установлено, что по договорам (контрактам) о профессиональном обучении (подготовке, переподготовке, повышении квалификации, стажировке) безработных граждан по направлению государственных учреждений службы занятости населения Омской области получатели средств областного бюджета вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 100 процентов.
Областной фонд софинансирования расходов на 2008 год увеличен до 7493122,6 тыс. рублей.
Областной фонд компенсаций на 2008 год увеличен до 6094671,2 тыс. рублей.
Верхний предел государственного долга Омской области на 1 января 2009 года увеличен до 9005279,4 тыс. рублей.
13
ноября Законодательное
Главным приоритетом областного бюджета в период кризиса стало сохранение всех социальных обязательств, а также наиболее перспективных проектов, от которых зависит развитие экономики региона в перспективе.
1.3.Суть
бюджетного дефицита
и профицита
При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.
В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.
Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.
Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, – это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).
Небольшой
бюджетный дефицит для
Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.
Профицит - представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы.
Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах. [17]
При
превышении расходной части
Бюджетный дефицит - сумма денег, на которую за данный период (обычно - год) расходы правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного процесса, показателем кризисного состояния государственных финансов.
Баланс государственного бюджета - соотношение денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит государственного бюджета.
Бюджетные доходы государства формируются за счет бюджетных поступлений, которые подразделяются на налоговые и неналоговые.
Налоговые поступления бюджета - прямые и косвенные налоги с доходов населения, предпринимателей и государственных предприятий.
Неналоговые поступления - поступления различного рода платежей и сборов, например, от реализации государственных запасов, приватизации; это доходы от внешнеэкономической деятельности и поступления от государственной предпринимательской деятельности, а также поступления от государственных займов, доходы от реализации билетов денежно-вещевой лотереи и др. Это также и обязательные платежи фирм, организаций, предприятий и граждан во внебюджетные фонды, например, на социальное страхование, в фонд занятости.
Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства и социальные нужды общества. Для финансирования бюджетных расходов широко используются государственные займы. Это особый вид кредита, при котором государство одалживает деньги у предприятий и населения, как правило, путем выпуска облигаций.
Облигация - долговое обязательство государства, выдаваемое на определенный срок с выкупом и выплатой заранее оговоренного процента. От облигации следует отличать сертификаты - билеты особого вида государственного займа с высоким процентом и выкупом лишь по истечении установленного срока.
Государственные
займы в зависимости от сроков
возврата могут быть краткосрочными
(до одного года), среднесрочными (от одного
года до пяти лет) и долгосрочными (свыше
пяти лет). Особыми формами