Характеристика монополизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание

В современной России, например, такие шаги предпринимали импортеры чая и производители соков. Исход этих попыток, однако, всегда был неутешителен для их организаторов. Поскольку издержки у этой организации не были ниже, чем у мелких производителей, ничто не мешало новым, независимым фирмам вступать в отрасль и успешно конкурировать с картелем, а недовольным участникам самого объединения (такие обязательно появлялись) спокойно и безнаказанно покидать его.
Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о социальных издержках монополии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Монополия на рынке…………………………………………………....
Характерные черты монополии………………………………………
Классификация форм рынков…………………………………………
Максимизация прибыли монополистом……………………………...
Монополизм в России: особенности и антимонополизм……………
Монополизм в России и его структурные особенности……………..
Методы конкурентной борьбы среди монополий……………………
Принципы антимонопольной политики………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по истории эконом. мысли. Тереховой А. И. гр 3262.docx

— 158.60 Кб (Скачать документ)

Неценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи  цен и стоимости. Если на рынке  господствует цена, установленная олигополией, то цена не может совершать прежнее  движение вокруг стоимости товара. Величина стоимости изменяется в  соответствии с уровнем зафиксированной  цены продуктов, в зависимости от остроты конкуренции увеличиваются  или снижаются расходы олигополии на повышение качества товара, содержание сети обслуживания потребителей, рекламу и др. Затраты на изготовление и сбыт продукции монополий и олигополии меняются быстрее и оказываются более гибкими, чем рыночная цена.

Дуополия — это рыночная структура, когда на рынке действуют  две фирмы, взаимодействие между  которыми определяет объем производства в отрасли и рыночную цену. Стабильность равновесия на таком рынке достигается  тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам (т.е. достигается  конкурентное равновесие). В условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая  цену и увеличивая объем выпуска. Эта ситуация описана равновесием  Бертрана.

Равновесие Штакелъберга описывает дуополию с неравным распределением рыночной власти между фирмами, так  что одна из них ведет себя как  лидер, а другая осуществляет стратегию  приспособления.

Равновесие Курно достигается  на рынке тогда, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объем  производства, какой ожидает от нее  другая фирма. Равновесие Курно возникает  как точка пересечения кривых реагирования двух фирм.

График 1. Равновесие Курно.

Монополистическая конкуренция  сочетает черты монополии и рынка  совершенной конкуренции. Продовольственные  магазины, бакалейная торговля, автозаправочные  станции и многие другие предприятия  розничной торговли действуют в  условиях монополистической конкуренции.

Суть монополистической  конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В  результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Дифференциация может быть связана с самой продукцией (например, различные сорта пива) или с  местоположением магазина.

Поскольку вход на рынок  свободен, то до тех пор, пока существует возможность получать экономическую  прибыль, фирмы, производящие похожую  продукцию, будут входить в отрасль. Появление новых фирм в отрасли  приводит к тому, что кривые спроса всех фирм будут сдвигаться влево  к началу координат до тех пор, пока экономическая прибыль каждой фирмы отрасли не станет равной нулю в долгосрочном периоде.

Обычно считают, что монопольные  цены — самые высокие. В действительности они, как правило, выше конкурентных. Но монополист стремится к максимизации прибыли не на единицу продукции, а всей прибыли. Рост же цен не беспределен, он ограничен ценовой эластичностью  спроса на продукцию данного предприятия (фирмы). Отсюда монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/ Е).

Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 году предложил следующий  индекс:

1L — лернеровский индекс  монопольной власти;

Рм — монопольная цена;

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции  МС = Рм, следовательно, IL - 0. Если IL представляет собой положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной  властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли  как признак монополии. В известной  мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли  не является однозначным признаком  монополии.

Другой показатель монопольной  власти — индекс Герфиндаля -Гиршмана (по имени ученых, предложивших этот индекс).

S1 – удельный вес самой крупной фирмы в выпуске всей отрасли;

S2 - удельный вес следующей по величине фирмы в выпуске всей отрасли;

Sn - удельный вес наименьшей фирмы в выпуске всей отрасли.

Он характеризует степень  концентрации рынка и рассчитывается на основе данных об удельном весе продукции  фирмы в отрасли. Все фирмы  ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей.

В соответствии с мировой  практикой, признаком отрасли с  высоким уровнем концентрации является значение индекса Герфиндаля -Гиршмана выше 2000, с низким уровнем концентрации – ниже 1000. В 1998 году каждая третья отрасль  в России относилась к высококонцентрированным, а в 2005 году – только каждая пятая. Одновременно несколько снизилось число отраслей с низким уровнем концентрации. Уровень концентрации за восемь лет экономического подъема изменился весьма неравномерно: в отраслях с низким уровнем концентрации в 1998 году значение индекса Герфиндаля-Гиршмана повысилось в среднем на 224 пункта, а в отраслях с высоким уровнем концентрации – снизилось на 663 пункта. Таким образом, наблюдается тенденция выравнивания показателей концентрации.

График 2. Число отраслей с низкой, средней и высокой  концентрацией производства: 1998 и 2005 гг. (в разрезе 63 кодов номенклатуры)

  1. Принципы антимонопольной политики

Монополия сопряжена с  целым букетом резко отрицательных  последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Клиент фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.

Всевластию же монополиста  в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить  эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено  с рядом объективных трудностей. Как уже отмечалось, для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних долгосрочных издержек достигается при очень больших объемах производства. Малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Собирая автомобили на крошечных предприятиях нельзя добиться столь же низких издержек, как на сборочном конвейере АвтоВАЗа.

И это далеко не частный  случай. Можно говорить о невозможности, превращения монополизированной отрасли  в отрасль совершенной конкуренции как об общем правиле. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Даже если государство настоит на своем и вопреки росту издержек будет принудительно насаждать мелкое производство, искусственно сформированные карликовые предприятия окажутся неконкурентоспособными в международном плане. Рано или поздно их задавят иностранные гиганты.

В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно редко. Обычная цель антимонопольной политики — не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений.

Особенно остро вопрос стоит относительно естественных монополий. Их высокая экономическая эффективность  делает абсолютно недопустимым их дробление. Как монополисты, данные структуры  пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны — самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Действительно, теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне, а, скажем, не станет увеличивать расходы высшего руководства фирмы.

Основной путь борьбы с  негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном  контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).

Кроме регулирования цен  определенную пользу — особенно в  нашей стране — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто  объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.

РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения —  ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении МПС находится как инфраструктура (железные дороги, вокзалы, информационная система), так и немонопольные виды деятельности (строительные и ремонтные организации, предприятия общепита). РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции. Поэтому существует возможность развивать конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута.

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех  отраслях, где единственный производитель  не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.

Употребление термина "искусственная  монополия" в экономической и  юридической литературе обладает следующей  особенностью: этим понятием объединяют и достаточно редко встречающееся  на рынке господство единственного монополиста, и более распространенную ситуацию преобладания на нем нескольких в той или иной мере сотрудничающих фирм, т. е. речь сразу идет о чистой монополии и о двух разновидностях олигополии - картеле и картеле подобной структуре рынка. Такое расширенное толкование термина "монополия" оправдано тем, что во всех перечисленных случаях доминирующие на рынке фирмы в той или иной мере способны действовать как единое целое, т. е. проявляют признаки монополистического господства на рынке.

В случае искусственного монополизма  основным направлением антимонопольной  политики  является противодействие  формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (например, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные, штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т. е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Первый в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения  фирм в условиях рыночного хозяйства  и содержащий "правила" игры" для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В 1995 г. в текст Закона были внесены изменения и дополнения.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других странах с рыночной экономикой.

В соответствии с новой  трактовкой Закона безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка. Предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию.

«Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать  решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим  субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

 

 

Заключение

Таким образом, если в странах  с рыночной экономикой монополизация  обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых  компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень  узкой группы производителей).

Информация о работе Характеристика монополизма в России