Инфляция, её причины и типы инфляции. Антиинфляционная политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать сущность и факторы развития инфляционных процессов в России, выявить их специфические черты и причины возникновения, обобщить существующие в современных условиях методы антиинфляционной политики государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Инфляция: Сущность, виды, причины и последствия

Сущность, виды и типы инфляции…………………………………….
Основные причины и последствия……………………………………
Глава 2. Особенности инфляционной и антиинфляционной

политики в РФ………………………………………………………………

Особенности инфляционного процесса в РФ…………………………
Основные направления Российской антиинфляционной политики...
Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая..doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

     2.2 Основные направления Российской  антиинфляционной политики 

     С учетом перечисленных факторов меры антиинфляционной политики могут быть классифицированы по трем основным блокам:

  1. меры фискально  ­ бюджетной;
  2. денежно ­ кредитной и курсовой политики;
  3. институциональные меры.

     К числу антиинфляционных мер фискально-бюджетной политики необходимо отнести, прежде всего, сокращение (недопущение наращивания) расходов федерального бюджета в реальном выражении. Ключевой момент здесь — недопущение роста расходов там, где нельзя быстро нарастить производство общественных благ и услуг. Целесообразно также не допускать расширения фронта новых вложений до тех пор, пока не завершены старые инвестиционные проекты (каждые 100 млрд руб. дополнительных расходов дают вклад в инфляцию +0,15—0,20 п.п.). Для этого, в частности, необходимы:

     •  сокращение и оптимизация государственных  расходов по отдельным статьям (в сочетании с вышеописанными шагами). К первоочередным мерам относятся: запрет деклараций по новым расходным обязательствам (только перераспределение), усиление контроля за использованием бюджетных средств, прежде всего вновь финансируемых обязательств, антимонопольный контроль за ценами закупок, стимулирование конкуренции на конкурсах для государственных нужд, оптимизация численности работников бюджетного сектора;

     •  ужесточение ограничений использования  нефтегазовых и дополнительных доходов. Это предполагает запрет на расходование дополнительных ненефтегазовых доходов в 2010 году (зачисление их в счет нефтегазового трансферта 2011 года), сглаживание бюджетных расходов в течение бюджетного года (сдвиг неизрасходованных средств не на конец года, а на тот же квартал следующего года), законодательное снижение размера нефтегазового трансферта в 2011 году до 4,5% ВВП, а в 2012 году — до 4% ВВП.

     Положительное влияние на инфляцию может оказать  ограничение размещения средств  Фонда национального благосостояния в бумаги российских эмитентов (не более 5% объема фонда).

     Кроме того, принципиально важным, по крайней  мере — до момента устойчивого снижения инфляции менее 10%, нам представляется требование не пересматривать в сторону понижения налоговые ставки. Снижение уровня налоговых изъятий в экономике будет иметь в краткосрочном периоде эффект, аналогичный росту бюджетных расходов. Иными словами, это

     вызовет рост денежной массы и ограничит  стерилизационные возможности бюджета.

     Поскольку монетарные факторы являются ключевыми в плане ускорения инфляции в последний год, первоочередное  условие снижения инфляции — максимальная консервативность денежной политики Банка России. Первым шагом в этом направлении можно было бы считать выполнение ориентиров роста денежной массы, заложенных в Основных направлениях единой денежно­кредитной политики, то есть 30—35% в год, что позволит снизить инфляцию на 1,5—2,0 п.п. Хотя денежное предложение определяется преимущественно состоянием платежного баланса и профицитом федерального бюджета, Банк России должен обеспечить требуемые темпы роста денежной массы за счет:

     •  сохранения на высоком уровне (или  дальнейшего повышения до 10%) нормативов отчисления в фонд обязательного  резервирования;

     •  повышения ставки рефинансирования (до 13—15% годовых, то есть до уровня, обеспечивающего положительное значение ставки в реальном выражении при текущих темпах инфляции) и связанных с ней ставок, используемых в операциях по регулированию ликвидности в банковском секторе;

     •  ограничения объемов операций по предоставлению ликвидности банкам;

     •  увеличения объемов выпускаемых  облигаций Банка России (с увеличением их дюрации). Ориентировочный объем выпуска таких облигаций может составить 500—700 млрд рублей (предыдущий максимум — в  середине 2007 года — около 350 млрд рублей).

     Сокращение  денежной массы повышает риски дефицита ликвидности 

в банковской системе. Практика последних событий  показывает, что это не является критичным (реальные ставки на рынке межбанковских кредитов в последние месяцы не выходили в положительную зону, круг получателей средств был крайне ограничен). Соответственно в современной ситуации ради снижения инфляции и оздоровления банковской системы Банк России должен либо вообще отказаться от рефинансирования банков, либо серьезно ограничить его объем. Вследствие сложившейся практики неравного доступа различных банков к инструментам рефинансирования со стороны ЦБ РФ дополнительные вливания ликвидности, как правило, предоставляются узкому кругу крупнейших банков, которые в наименьшей степени нуждаются в рефинансировании. Общим следствием мер проводимой политики должен стать переход к новому равновесию на денежном рынке с положительными реальными ставками процента и более медленными темпами роста денежной массы.

     Снижению  темпов роста денежной массы может также способствовать  ограничение положительного сальдо счета капитальных операций. На фоне

постепенного  сокращения сальдо счета текущих  операций приток капитала в Россию, прежде всего в силу его высокой волатильности и непредсказуемости, представляет наибольшую проблему для Банка России с точки зрения стерилизации. Основными мерами по ограничению притока капитала, при условии сохранения полной конвертируемости рубля, являются ограничение внешних заимствований и перенос на будущее первичных размещений акций (IPO) компаний с государственным участием, введение ограничений по доле иностранных обязательств для коммерческих банков.

     Еще один инструмент снижения спекулятивной привлекательности рублевых активов для иностранных инвесторов — повышение волатильности обменного курса рубля с медленным и неявным укреплением уровня­ориентира.

     При этом необходимо помнить о недопущении  резкого ухудшения конкурентоспособности российских предприятий, что ограничивает возможности укрепления рубля. Небольшое, 5—10%, укрепление номинального обменного курса допустимо при условии, что оно будет проведено без объявления в течение нескольких месяцев, с высокой (естественной) волатильностью колебаний — в целях снижения определенности относительно ожидаемой доходности от вложения валюты в рублевые активы (снижение инфляции на 1—2 п.п. в течение 6—9 месяцев).

     К числу институциональных  мер, направленных на замедление темпов роста цен, следует отнести набор решений, необходимых для развития конкуренции и ограничения монополизма на внутренних товарных рынках, сокращения административных барьеров, снижения монопольной и административной ренты производителей и продавцов. Основным ограничением применения данной меры является сложность реализации целого комплекса мероприятий, эффект от которых проявится лишь в долгосрочной перспективе. Тем не менее в качестве наиболее неотложных мер в этой области можно назвать:

     •  запрет ограничений, устанавливаемых  региональными властями по ввозу/вывозу продукции из региона;

     •  проведение товарных интервенций за счет запасов, находящихся в составе государственного резерва;

     •  расширение доли биржевой торговли по ряду товаров на внутреннем

рынке (нефть и нефтепродукты, металлы, удобрения, строительные материалы).

     Кроме того, в ряду институциональных мер следует упомянуть и ограничение роста некоторых регулируемых цен и тарифов. В общем случае, период подъема в экономике является наилучшим (наименее болезненным) для реформирования соответствующих секторов, либерализации регулируемых цен и масштабных изменений относительных цен. Для услуг большинства естественных монополий — жилищно­коммунального хозяйства и других — индексацию тарифов можно осуществлять только при условии проведения реформ. При этом, однако, следует учитывать, что повышение тарифов на энергоресурсы создает положительные стимулы для снижения нерационального энергопотребления.

     Описанные выше меры представляют собой, по моему мнению, необходимый набор решений, требуемый для перелома тенденции к росту темпов инфляции и для стабилизации цен на внутреннем рынке РФ. В то же время считаем необходимым обозначить и прокомментировать ряд имеющих отношение к политике борьбы с инфляцией и упоминаемых сегодня в прессе мер, применение которых, по нашему мнению, может иметь неоднозначные последствия, как для роста цен, так и для экономики в целом.

     К числу таких мер относятся:

     1. Административные решения по  повышению процентных ставок в экономике для стимулирования отечественных сбережений и роста реальных процентных ставок (доведения их до положительных значений). В частности, в данном контексте могут быть названы:

     •  принудительное повышение уровня процентных ставок по депозитам 

     в банках, находящихся под контролем  государства, в качестве частичной  компенсации расходов банков — выпуск Банком России высокодоходных облигаций;

     •  выпуск Минфином России облигаций с установленными высокими купонными ставками, в первую очередь для населения (возможно, с привязкой к финансированию долгосрочных инфраструктурных проектов).

     Реализация  этих мер направлена на создание в России инструментов сбережения в форме финансовых, а не реальных активов (недвижимость, спрос на которую вызывает рост цен). Это позволит повысить процентные ставки и сократить спрос на деньги, однако вызовет более высокую эмиссию (или необходимость рефинансирования) в будущем. Величина вклада в инфляцию зависит от масштабов применения этих инструментов.

     Однако  необходимо принимать во внимание тот  факт, что принудительное повышение  ставок по депозитам в банках (как  и другие меры, направленные на повышение нормы сбережения у населения через стимулирование сбережений в рамках финансового сектора) может иметь и проинфляционный эффект. Как уже было сказано выше, в последние 1,5 года наблюдался значительный рост банковского мультипликатора, и, получив дополнительные ресурсы в виде вкладов населения, банки имеют возможность еще больше нарастить предложение денежной массы, даже при повышении ставок по кредитам заемщикам. Таким образом, административное повышение ставок по вкладам населению потребует, вероятно, также введения принудительного рационирования кредитов банков российским заемщикам.

     2. Введение экспортных пошлин по  ряду товаров (зерно и др.) и  реализация прочих мер по защите  внутреннего рынка. Искусственные ограничения экспорта в условиях растущих цен на мировом рынке будут работать крайне слабо, приведут к искажениям относительных цен, дестимулируют производство товаров в наиболее «защищенных» отраслях и в будущем обернутся потерей рынков для российских производителей. В качестве допустимой меры может рассматриваться перенос в экспортную пошлину части налога на добычу полезных ископаемых (для энергоресурсов).

     3. Ограничение темпов индексации  заработной платы в бюджетном  секторе. 

     Данная  мера в форме отсрочки индексации заработной платы ограниченно допустима, однако не должна быть чрезмерной (недопустимо заморажива­ние) во избежание ухудшения качества кадров в бюджетном секторе при отставании заработных плат от частного сектора. Аналогичные последствия может иметь и введение бюджетных правил оплаты труда в государственных корпорациях, хотя ограничения необходимы.

     4. Ограничение конвертируемости рубля,  введение резервирования по притоку капитала. В условиях, когда масштабы портфельных инвестиций в России не сопоставимы с притоком долгосрочных вложений в виде прямых иностранных инвестиций, займов и кредитов, а по счету текущих операций сальдо перечислений от работающих за рубежом граждан страны отрицательно, данные меры будут неэффективны и могут подорвать доверие российских и иностранных инвесторов, предпринимателей и населения к политике денежных властей.

     5. Резкое номинальное укрепление  рубля (например, до уровня 15 рублей  за доллар США). Хотя данная  мера может иметь достаточно быстрые (в пределах 6—9 месяцев) антиинфляционные последствия, оборотной стороной данного решения станет снижение конкурентоспособности отечественных товаров как на мировом, так и на внутреннем рынке и соответственно быстрое замедление темпов роста российской экономики. Подобная цена снижения инфляции в настоящих условиях представляется чрезмерной.

     Такой широкий набор антиинфляционных механизмов вселяет надежду на то, что хотя бы часть из них сработает и прогнозы на среднесрочную перспективу 2011-2013 гг. сбудутся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Информация о работе Инфляция, её причины и типы инфляции. Антиинфляционная политика в РФ