Инфляция и антиинфляционная политика РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание

Инфляция - процесс, присущий экономике, при котором происходит переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с реальным предложением товаров) их выпуском.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФЛЯЦИИ………………………………………….5
1.1. Сущность, типы и показатели инфляции………………………………………………………..5
1.2. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса.
Механизм адаптационных ожиданий…………………………………………………………………11
Глава 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………….14
2.1. Анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан…………………………………..14
2.2. Направления антиинфляционной политики Республики Казахстан………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая1.docx

— 129.29 Кб (Скачать документ)

В июле 2008 года по сравнению с соответствующим  месяцем 2007 года цены на муку увеличились на 83%, рис - на 76,9%, хлеб - на 46,2%, крупы - на 20,3%. Повышение цен отмечено на масла и жиры - на 68,9%, молочные продукты и яйца - на 33,8%. Цены на фрукты стали выше на 25,4%, овощи - на 19,4%[8,C.50]

На рынке продовольственных  товаров в прошедшем месяце прирост  цен на хлебопродукты и крупяные изделия составил 1,8%. Цены на рис  увеличились на 8,2%, крупы - на 1,9%, муку - на 1,6%, макароны - на 1,3%, хлеб - на 0,3%. Сахар  подорожал на 2,7%, масла и жиры - на 1,2%, мясные продукты - на 1,1%. Снижение цен зафиксировано на яйца на 6,8%, фрукты - на 2%, овощи - на 1,1%, молочные продукты - на 0,1%.

Цены на дизельное топливо выросли  на 11,6%, бензин - на 7,3%. Моющие и чистящие средства стали дороже на 1,6%, книги  и газеты - на 0,8%, предметы домашнего  обихода - на 0,7%, медицинские препараты  и товары личной гигиены - по 0,6%, одежду и обувь - на 0,3%.

Прирост цен на жилищно-коммунальные услуги составил 0,8%. Тарифы за электроэнергию выросли на 2,7%, газ - на 1,7%, холодное водоснабжение - на 0,4%, канализацию - на 0,2%, содержание жилья - на 0,1%. Услуги автомобильного транспорта подорожали на 2,8%, железнодорожного и воздушного - по 2%. Цены на услуги ресторанов и гостиниц увеличились на 1,3%, медицинских учреждений - на 1%, парикмахерских - на 0,7%, культуры - на 0,4%.

Инфляция в Республике Казахстан в сентябре 2008 года составила 0,6%

Наглядно цены на продовольственные  товары в сентябре 2008г. по сравнению  с сентябрем 2007г. выросли на 23,7% представлены в Таблице – 1.

Таблица -1 Рост цен в 2008 г. %

 

Сентябрь 2008г. к

Январь-сентябрь2008г. кянварю-сентябрю2007г.

августу2008г.

декабрю2007 г.

сентябрю2007 г.

Все товары и услуги

0,6

8,1

18,2

19,2

Продовольственные товары

0,1

8,9

23,7

27,3

Непродовольственные товары

0,3

6,1

10,9

11,3

Платные услуги

1,5

9,1

17,3

15,2

Источник: Касыпалдиев Б. Инфляция в Казахстане// Деловая неделя.-2008г.-№2.-С.2


На рынке продовольственных  товаров в прошедшем месяце прирост  цен на хлебопродукты и крупяные изделия составил 0,5%. Цены на крупы  увеличились на 0,9%, рис - на 0,6%, макароны - на 0,4%, хлеб - на 0,2%, муку - на 0,1%. Заметное повышение цен наблюдалось на яйца - на 4,8%. Молочные продукты подорожали на 1,4%, а творог - на 1,9%, сметана - на 1,8%, молоко свежее - на 1,7%, сыр - на 1,2%. Цены на мясные продукты повысились на 0,9%, сахар - на 0,5%. Снижение цен зафиксировано  на овощи на 5,5%, фрукты - на 1,5%, масла  и жиры - на 0,1%. Уровень цен на твердое  топливо стал выше на 2,6%, печатные издания - на 1,6%, медицинские препараты - на 1,4%, моющие и чистящие средства - на 1%, одежда и обувь, товары личной гигиены - по 0,5%, предметы домашнего обихода - на 0,4%. Цены на бензин снизились на 3,1%, дизельное топливо - на 2,7%.[9, С.2]

Прирост цен на жилищно-коммунальные услуги составил 1,5%. Тарифы за электроэнергию выросли на 3,1%, газ сжиженный - на 6,3%, сбор мусора - на 1,2%, водоснабжение - на 1,1%, отопление центральное - на 0,9%, канализацию - на 0,3%. Услуги образования подорожали на 5,7%, пассажирского транспорта - на 1,5%, парикмахерских - на 1,4%, медицинских учреждений - на 1,2%, культуры - на 0,8%, ресторанов и гостиниц - на 0,7%.

Индекс потребительских цен, характеризующий  уровень инфляции, показывает изменение  цен на товары и услуги, приобретаемые  населением для личного потребления. Набор товаров и услуг включает 508 позиций. Регистрация цен производится по выборочной сети предприятий торговли и сферы услуг различных форм собственности во всех областных  центрах, столице и определенному кругу городов и районных центров. Используемая для агрегирования система весов в части их расходов рассчитывается на основании материалов обследований домашних хозяйств за предшествующий год. С января 2008 года при построении ИПЦ используется обновленная схема взвешивания. Доля продовольственных товаров составляет 39,4%, непродовольственных - 32,3%, платных услуг - 28,3%[10].

Таблица -2 Прожиточный минимум  на душу населения в Республике Казахстан  в сентябре 2008г.

тенге

 

Величина прожиточного минимума

в том числе

Соотношение с величиной в среднем на душу, в процентах

Изменение в процентах к

продовольственные товары

непродовольственные товары и платные услуги

предыдущему месяцу

декабрю 2007г.

В среднем на душу населения

13183

7910

5273

100,0

99,0

122,4

Социально-демографические группы:

           

дети, до 13 лет

11535

6921

4614

87,5

98,6

134,2

подростки, 14-17 лет

           

юноши

16378

9827

6551

124,2

99,1

120,7

девочки

12549

7529

5020

95,2

99,1

120,7

трудоспособное население, старше 18 лет:

           

мужчины

15525

9315

6210

117,8

99,0

121,0

женщины

12318

7391

4927

93,4

99,0

120,9

пенсионеры и пожилые люди

12159

7295

4864

92,2

99,1

120,8

Источник: Инфляционный рост бьет рекорды  не только в Казахстане// КАПИТАЛ_KZ - Деловой еженедельник Казахстана.- Официальный сайт в Интернете www.gazetakapital.kz.-2008г.- № 43 (130)


Прожиточный минимум на душу населения  в Республике Казахстан в сентябре 2008г. составил 13 183 тенге, по сравнению с декабрем месяцем 2007 г. данный показатель вырос на 122,4 %. Что касается социально-демографические группы, то на детей, до 13 лет приходится – 11 535 тенге, тогда как трудоспособное население, старше 18 лет приходится 15525 тенге, на пенсионеров и пожилых людей – 12159 тенге.

Индекс потребительских цен  в декабре 2007 года к декабрю 2006 года составил 118,8 процентов. При этом инфляция 2007 года (18,8 процента) побила все рекорды  десятилетнего существования Республики Казахстан.

Таким образом, уровень инфляции по итогам 10 месяцев 2008 г понижен до 8,8%.[11]

Надо разграничивать среднегодовую  инфляцию и показатель декабря к  декабрю. Обычно в последние два года было так, что среднегодовая у нас была выше показателя декабрь к декабрю. А в этом году, , произойдет обратный случай. Вот декабрь к декабрю у нас будет ближе к 9%, а среднегодовая - 8,5%. инфляция в Казахстане в июле 2007 г. составила 0,9% против 0,8% в июне. Вместе с тем, инфляция в годовом выражении (июль 2007 г. к июлю 2006 г.) составила 8,8%, среднегодовая (январь-июль 2008 г. к январю-июлю 2007 г.) - 8,1%. Среднегодовая инфляция в Казахстане в 2006 г. составила 8,6%[12]. Уровень инфляции за 10 месяцев текущего года составил 8,8%,что соответствует годовому прогнозу не более 10%. На протяжении 2009-2010 годов будет наблюдаться не необоснованный рост цен, а скорее, их падение. По итогам 2008 года инфляция в Казахстане составила 9,5% в годовом исчислении. Кроме того, финансовый кризис в Казахстане связан с ростом инфляции. По официальным данным, в мае 2008 года инфляция в РК составила 19%, а по неофициальным (по основной группе товаров и услуг) - 40%. Уровень инфляции в Казахстане в 2009 году составит 11%

Уровень инфляции в Республике Казахстан  в сентябре 2009 года

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике уровень  инфляции в сентябре 2009 года к декабрю 2008 года составил 4,7%, что на 3,4 процентных пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года (8,1%).

В структуре ИПЦ лидером прироста цен в сентябре 2009 года к декабрю 2008 года стали непродовольственные  товары, которые подорожали на 6,9% (по сравнению с 6,1% за аналогичный период прошлого года). Платные услуги составили 5,8% (9,1%). Рост цен на продовольственные  товары составил 2,4%, что на 6,5 процентных пункта ниже, чем за аналогичный  период прошлого года (8,9%).

Рис. 2. Уровень инфляции и рост цен  на составляющие ИПЦ в сентябре 2009 года, в % к декабрю предыдущего  года.

Из продовольственных товаров  в сентябре текущего года к августу  прирост цен отмечен на сахар  – 6,0%, яйца – 3,4%, масло подсолнечное – на 1,3%, рыба и морепродукты –  на 0,7%, молоко свежее – на 0,6%, рис  – на 0,5%. Имело место снижение цен на фрукты и овощи – на 6,0%, муку пшеничная – на 1,0%, мясо баранины – 0,5%. [12]

В группе непродовольственных товаров  больше всего подорожал бензин –  на 5,6%, медикаменты – на 0,8%, одежда и обувь – на 0,4%, предметы домашнего обихода – на 0,3%. Дизельное топливо стало дешевле на 0,7%.

В составе платных услуг в  наибольшей степени выросли в  цене образование – на 5,4%, электроэнергия – на 3,8%, холодная вода – на 1,5%, медицинские услуги – на 1,0%.

Индекс потребительских цен  в сентябре 2009 года по сравнению  с предыдущим месяцем составил 100,4%.

цены на продовольственные товары снизились на 0,3%;

непродовольственные товары подорожали на 0,7%;

прирост цен и тарифов на платные  услуги составил 1%.

Рис. 3. Уровень инфляции в 2008 – 2009 годах, в % к предыдущему месяцу

В среднегодовом выражении уровень  инфляции в январе-сентябре 2009 года к соответствующему периоду прошлого года составил 7,8% по сравнению с 19,2% в январе-сентябре 2008 года.

В региональном разрезе в сентябре 2009 года к декабрю 2008 года наибольший уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский  сложился в Южно-Казахстанской (5,4%), Жамбылской (5,3%), Атырауской и Западно-Казахстанской (по 5,2%), Акмолинской (4,8%), областях и в городе Алматы (5,6%).

Рис. 4. Уровень инфляции в разрезе  регионов в сентябре 2009 года к декабрю 2008 года, %

2.2. Направления антиинфляционной политики Республики Казахстан

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого  подхода (его разрабатывают представители  современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции, однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами. Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.[13]Фискальная политика – это манипулирование государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: (1) уменьшение правительственных расходов, или (2) увеличение налогов, или (3) сочетание (1) и (2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор. В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики. Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции. Налогово-бюджетная политика и инфляция. Фискальная политика может сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией. Предотвращение прогнозируемой инфляции. Использование «сдерживающей» налогово-бюджетной политики – один из путей устранения угрозы инфляции. Государственный бюджет на следующий год может быть составлен таким образом, чтобы сокращение объема государственных закупок и заказов сочеталось с увеличением чистых налогов, компенсируя ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.

Подводя итоги, можно сказать, что  на краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем: Повышение нормы процента. Уменьшение уровня реального объема производства. Понижение уровня цен. Обратившись к политике дорогих денег для ограничения инфляции , мы обнаружим, что чистый экспорт сократиться. Это означает рост торгового дефицита. (Проблема: инфляция ( политика дорогих денег – более высокая процентная ставка – ( возросший спрос на национальную валюту за границей ( стоимость национальной валюты повышается ( чистый экспорт сокращается–сокращается совокупный спрос). Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.

Монетаризм. Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена:

MV = PQ,

где М – предложение денег,

V – скорость обращения денег  в кругообороте доходов; 

P – уровень цен или, точнее, средняя цена, по которой продается  каждая единица физического объема  производства;

Q – физический объем производимых  товаров и услуг. 

Монетаристы видят в денежном предложении  единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной – в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывает предсказуемое воздействие на уровень номинального ЧНП (=PQ). Монетаристы полагают, что, хотя изменение М может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение М воздействует на уровень цен. Монетаризм исходит из того, что передаточный механизм проще и гораздо яснее, чем предполагает кейнсианская модель. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет на номинальный ЧНП в длительной перспективе преимущественно через изменение уровня цен. Монетаристы значительно умаляют фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная беспомощность и безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом вытеснения. Предположим государство создает бюджетный дефицит, продавая облигации, то есть занимая деньги у населения. Но занимая деньги, государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды. Государственные займы расширяют спрос на деньги, поднимаются процентную ставку и вытесняют значительное количество частных капиталовложений, которые в противном случае были бы прибыльными. Конечный результат воздействия бюджетного дефицита на совокупные расходы непредсказуем или несуществен.[15].Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Поэтому монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП. С точки зрения монетаристов, совокупный спрос смещается вправо или влево главным образом в результате соответственного расширения или сокращения денежного предложения. Монетаристы считают кривую совокупного предложения крутой, или, если взять крайний случай, вертикальной. Почти вертикальная линия отражает классическую основу монетаризма.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика РК